КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы правления. Формы государственного устройства
Форма государства - это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима. Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика. Монархия - такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному праву (монарха) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную). Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но существует и по сей день, например, в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган - совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем. Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVII в. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления, она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан. Основные черты дуалистической монархии: 1) власть монарха передается по наследству; 2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть; 3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.
Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся: Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Тайланд и др. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии: 1) правительство формируется из парламентского большинства; 2) лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром; 3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом; 4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето; 5) монарх не может присутствовать на заседании правительства; 6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии); 7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие. Республика - форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция, Россия), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки). Признаки парламентской республики: 1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах. 2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность. 3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией. 4. Правительство остается у власти дотех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства. Признаки президентской республики: 1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.
2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту. 3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков. 4. Президент может одновременно являться главой правительства (например, в США). 5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы. Признаки республики смешанного типа: 1. Президент избирается населением и назначает правительство (признак президентской республики). 2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (признак парламентской республики). Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Признаки унитарного государства: 1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы. 2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая на логовая и кредитная политика. 3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные. 4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия). 5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы. Признаки федеративного государства: 1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.
2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации. 3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях. 4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия). 5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент). Признаки конфедерации: 1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации. 2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций). 3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза. 4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия. 5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти. 6. Отсутствует единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет. 7. Конфедеративные государства недолговечны.Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации. На данный момент Россия и Белоруссия являются ярким примером конфедерации. К перечисленным формам государственного устройства в некоторых источниках по теории государства и права добавляются еще как минимум три: содружество, сообщество и империя (например, Британское содружество наций). Подобные объединения являются не государственными образованиями, а лишь свободным конгломератом независимых государств. Что касается империи, то колониальные империи никогда не выступали в качестве отдельного государства, а империи классического типа (Римская или Российская) по сути, являлись федеративными или конфедеративными государствами.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |