Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие социологии как самостоятельной сферы научного знания 1 страница




Из перечисленных тезисов исключите положение, не относящееся к характеристике уровней социологического знания.

Какая категория социологии самая широкая?

Что такое парадигма науки?

Кто является основоположником социологии?

Что в решающей степени изучает микросоциология?

Среди названных функций укажите не относящуюся к функциям социологии.

Укажите (подчеркните) самый распространенный метод социологии.

Что является объектом социологии?

Тесты

 

1) человек;

2) социальная жизнь человека, группы;

3) страта;

4) общество

 

1) анализ документов;

2) наблюдение;

3) опрос;

4) контрольное социологическое исследование.

 

1) познавательная;

2) социализация;

3) описательная;

4) прогностическая.

 

1) семью;

2) внутренние качества и мотивы личности и в целом социального объекта;

3) нацию;

4) классы.

 

5. Что не является предметом социологии? (подчеркните)

1) система существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии;

2) всеобщие законы развития бытия;

3) законы и закономерности функционирования и развития личности, социальной группы;

4) механизм функционирования социальной общности.

 

1) Г. Спенсер;

2) О. Конт;

3) М. Вебер;

4) К. Маркс;

5) П. Сорокин.

1) количественная характеристика науки;

2) образец, цель некой науки;

3) тупиковое развитие науки;

4) этап развития науки;

5) кризис науки.

 

1) социальная группа;

2) личность;

3) социальное;

4) социальные действия;

5) социальный процесс.

 

1) общетеоретические теории или общетеоретическая социология;

2) специальные социологические теории (или частные теории);

3) социология природы;

4) конкретные социологические исследования.

 

ПЛАН

1. Теоретические предпосылки возникновения социологии.

2. Классический период в развитии социологии.

3. Основные направления западной социологии ХХ века.

3. Развитие социологии в Украине.

История социологии - это история движения социологической мысли, которое является результатом сложения усилий множества участников процесса познания. Знакомясь с теми или иными персоналиями, концепциями, мы всякий раз прибавляем к спектру своего знания какую-то новую краску, научаемся видеть содержание науки с разных точек зрения, приобщаемся к накопленному научному и исследовательскому опыту. Знание истории социологии позволяет лучше понять, для решения каких практических задач возникла новая наука, с какими науками она генетически связана, как изменялось толкование предмета социологии.

Социология как самостоятельная наука о закономерностях функционирования и развития социальных систем возникла в первой половине ХІХ в. Однако история позволяет утве­рждать, что люди с глубокой древности интересовались социальными проблемами, т.е. во­просами совместной жизни и труда. 0ни наблюдали и анализировали реальные факты со­циального бытия, творили идеи, делали попытки концептуализации социального опы­та и построения рационально обоснованной теории общества. Социальная мысль, в усло­виях господства религиоз­ного мировоззрения во всех сферах жизни об­щества, представляла собой проповед­ничество, описание желаемых принципов человеческого бы­тия, была по­строена на различного рода императивах социального поведения.

Замечательные образцы глубоких и разнообразных социальных воззрений на общество и человека дали мыслители древней Индии (конец ІІ – начало І тысячелетия до н.э.). В древнеиндийской философии взаимодействия общес­тва и человека, наряду с сугубо религиозным мотивом - отказом от всего земного, явно вы­деляется нравственное, мирское начало в жизни каждого человека. Гуманизм и человеко­любие должны быть реальным жизненным началом любой варны, т.е. пронизывать общес­твенные отношения людей, их повседневную жизнь. В своей деятельности и жизни чело­век, согласно Законам Ману, прародителя всех людей, прояв­ляет себя в разных сферах. Главные из них - это стремление к совершенствованию, образованию, интеллектуальной жизни. Здесь человек про­являет себя как общественное существо. Он приобретает благо­родные желания и борется против низменных, овладевает самоконтролем и готовит себя к духовной жизни. Человек проявляет себя в хозяйственной и семейной жизни, он не может отвлечься от повседневных нужд, но никогда его не должны привлекать корыстолюбие, жажда личной наживы. Его цель - саморазвитие личности. В семье, которая представляет три стороны - мужа, жену и детей, должно быть полное согласие, основанное на браках, в которых супруги происходят из среды равного социального положения и хорошо понимают друг друга. Одна из основных обязанностей человека - неукосни­тельное исполне­ние религиозных обрядов. Только в этой сфере человек достигает высшего блаженства, "освобождения" от мирских интересов и соблазнов.

Одним из самых крупных общественно-политических и религиозных течений в древнем Китае было конфуцианство. Его основателем считают древнекитайского мыслителя Кон­фуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций и его последователи сравнивали общество с большой, крепко сплоченной се­мьей, члены которой связаны между собой на принципах уважения, преданности, доверия и ответственности. В конфуцианстве тщательно классифицированы виды обязанностей членов об­щества, а также те "добродетели", которые дают возможность выпол­нять указан­ные обязанности. Конфуций выделил пять основных видов отношений между людьми: 1)между отцом и сыном, 2)между мужем и же­ной, 3)между братьями, 4)между различными семьями, 5)между пра­вителем и подданными. Во всех этих отношениях непреложным устанав­ливается подчинение младших членов семьи старшим, простых людей – повелителям. Каждый человек должен действовать в соответствии со сво­ей ролью и своим местом в обществе, люди должны быть великодушны и свято почитать культ предков.

Основным понятием этики Конфуция является "жэнь" (гуманность), отождествлявшаяся им с человечностью вообще. Из этого принципа следовало требование взаимной помощи людей друг другу, взаимного доверия и предпочтения интересов общества частным инте­ресам личности, Одно из центральных мест в учении Конфуция занимает понятие "благо­родный муж", которому отводилась роль идеального человека, примера для подражания. Социологические идеи Конфуция о формировании идеального типа личности, путях его дости­жения можно и сегодня назвать этическими ценностями человеческой жизни, которые яв­ляются вечными. Конфуций впервые в истории цивилизации отделяет этиче­ские нормы от религиозных, рассматривает мораль как форму совершенствования реаль­ных общественных отношений.

Религиозно-философские воззрения мыслителей Индии и Китая дали наглядные обра­зцы социологической мысли, особенно ярко выраженные в конфуцианской этике, не сто­лько объясняющей общественные отношения, сколько пытающейся их исправить, показать человеку, какими они должны быть, какими путями их можно достичь. Здесь человек не то­лько ре­лигиозное, но и мирское существо, обязанное освоить нравственные нормы и стро­ить по ним повседневную жизнь.

Творчество мыслителей древней Греции положило начало рациональным воззрениям на мир общественных отношений. В процессе социально-исторического развития возникают новые формы познания дей­ствительности и ее отражения в сознании индивида и массы. Особое значение для формирования социального знания имели античная историческая наука и античная философия. Именно историки поставили вопрос о социальном факте, ис­пользовании анализа документов, методов наблюдения, опроса, изучения фактов и условий, деформирующих процесс дос­товерного отражения социальных явлений и искажаю­щих результаты познания. Они заложили первые принципы систематизации и классифика­ции эмпирического материала, его отбора и обобщения. Так, "История Пелопоннесской войны” греческого историка Фукидида содержит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях по поводу отношений между различными классами социокультурных явлений.

С ещё большим основанием можно говорить о вкладе в социологию древнегреческих фи­лософов. Даже мыслители досократовского времени, такие как Солон, Парменид, Герак­лит, Пиндар и Протагор предложили много социологических обобщений. По мере усложнения философских систем со временем выделяется такая отрасль, предметом изучения которой становится природа общества или общественная природа человека. Именно в этой отрасли (ее называют социальной философией) сформировался тот фонд идей и проблем, который со временем унаследовала социология и который поэтому можно рассматривать как собственно протосоциологию.

Первым дошед­шим до нас в полном виде произведением древних мыслителей об обществе является "Го­судар­ство" Платона (427-347 до н.э.), в котором он анализирует общество с точки зрения его идеального варианта, закладывая основы социологии политических институтов. Так, предназначение государства он видит в том, чтобы люди могли удовлетворять всевозмож­ные потребности в сов­местном общежитии, подчеркивая тем самым значимость социаль­ных взаимодействий в процессе создания и функционирования общества как целостности. Описывая различные варианты государственности, Платон дает глубокий анализ социаль­ных проблем и причин, которые их порождают, чем закладывает основы функциона­льного анализа. Платон в числе первых закладывает основы классовой теории построения государства и общества: "Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два го­сударства, враждеб­ные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных”. Он также развивает социологическую кон­цепцию личности, один из важнейших аспектов которой - обусловлен­ность социального типа лично­сти внешней средой.

Учеником и оппонентом Платона был Аристотель (384-322 до н.э.) Его социально-фило­софкие взгляды, изложенные во множестве работ, были затем объединены в одну книгу «Органон» (что в переводе с греческого – орудие, инструмент).

Аристотель создаёт теорию происхождения государства из семьи, однако семья – это не только кровные родственники. Членами семьи он считал и господ, и рабов, мужа и жену, отца и детей. Рабовладельческая семья являлась основной возникновения государства, которое Аристотель считал наиболее совершенной формой общения между людьми. Он описал социальную структуру общества, одним из первых обратив внимание на средние слои и их роль в государстве и обществе. В количественном преобладании средних слоев мыслитель усматривал гарантию общественного равновесия и согласия. Эту неординарную для своего времени мысль о среднем классе как стабилизирующем социальном факторе можно рассматривать как определенный подход к системному видению общественного организма. Отдавая предпочтение официальным, гражданским взаимоотношениям, Аристотель вместе с тем пристальное внимание уделяет формам общения неофициального (семейного, товарищеского и т.п.), усматривая в каждой из разновидностей социальных связей особое проявление единого сущностного свойства - «дружественности» как первоосновы любой формы общественных взаимоотношений. Другим прирожденным свойством людей философ считал неравенство. Он предложил классификацию граждан полиса по признаку имущественного состояния. Много внимания уделил великий мыслитель проблеме справедливости общественных от­ношений. Он различал два вида справедливости: «распределительную» и «уравнитель­ную». Первая имеет отношение к распределению благ среди членов общества в зависимо­сти от их социального положения, вторая - к обмену между людьми. Анализируя социальные отношения в рабовладельческой Греции, Аристотель писал, что са­ма идея о вла­сти го­сподина над рабом противоестественна, так как различия между свободным челове­ком и рабом обусловлены не природой, а законоположениями, то есть являются результа­том го­сударственного устройства. Поэтому власть господина над рабом, как осно­ванная на насилии, противоречит принципу справедливости.

Аристотель заложил основы научного знания о социальном управлении и его зада­чах, достаточно глубоко рассмотрел и такую сугубо социологическую проблему, как досуг. Он трактовал его не просто как свободное время, а время, заполненное разнообразными заня­тиями, условие развития порядочности и политической деятельности человека - су­щества политического. Количество и качество досуга зависит от форм государственного устройс­тва, досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют до­суга.

Таким образом, даже небольшой анализ показывает, насколько значительным был вклад мы­слителей Древней Греции в становление социологической науки.

Новым этапом в развитии социальной мысли стала эпоха Возрождения, которая вобрала в себя достижения античности и средневековья. Гуманизм эпохи Возрождения имел ярко выраженную социальную ориентацию на чело­века с его земными интересами, потребностями и ценностями. Гуманистическое понима­ние мира предполагало антимистическое, свободное его восприятие, признавало гармонию физического и духовного в человеке, требовало полноты чувственной и рациональной жи­зни, выдвигало на первый план личность, ее достоинство и честь.

Культурологические проблемы античности, которые были в центре внимания гуманистов Возрождения, постепенно заменяются новыми, привнесенными эпохой позднего средневековья. Проблемы личности вытесняются, их место занимают проблемы общества, происхождения государства, механизмы взаимодействия между личностью и государст­вом. Происходит формирование философско-исторического подхода к рассмотрению об­щества, кото­рый соединяет в себе анализ социальных фактов с философскими размышлениями и обобщени­ями. Все четче очерчиваются контуры сближения эмпирического и теоретического, чувст­венного и рационального в социальном познании. Такая переориентация обуславливалась потребностями зарождающейся буржуазии в своей идеологии и государственности для защиты собственных интересов. Этот социальный заказ удачно выполняется выдающи­мися идеологами молодой буржуазии - итальянским мыслителем Никколо Макиавелли (1469-1527), французским социологом Жаном Боденом (1530-1596), голландским политиком Гуго Гроцием (1538-1645) и другими.

Н. Макиавелли одним из первых стал рассматривать политику как автономную сферу человеческой деятельности, в которой существуют "естественные причины" и "полезные правила", позволяющие учитывать свои возможности, чтобы заранее предвидеть ход событий и принять необходимые меры. Он отбрасывает религиозное толкование истории и утверждает, что общество развивается не по воле Бога, а в силу ес­тественных причин. Чело­веческая история порождается человеческими страстями, эгоизмом и материальными ин­тересами, которые являются побуждающими мотивами деятельности. Государство необ­ходимо как орудие для укрощения эгоизма и установления всеобщего порядка. Государство – это высшее порождение человеческого разума ради общего блага. Нет идеального строя вне времени и пространства, есть только строй, соответствующий ситуации. Нет неизменных черт человеческого характера, постоянны лишь элементы, которые составляют характер человека и проявляются по-разному в различных обществах, в условиях различных эпох, в разных комбинациях. И нет неизменно хороших и неизменно плохих методов управления людьми, а есть только методы соответствующие ситуации и несоответствующие ей.

Идеи Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит, повлияли на автора теории “революции менеджеров” Дж. Бернхайма, на Макиавелли как на авторитет и предтечу ссылаются теоретики бюрократии (М. Вебер, Р. Михельс), коррупции (С.Хантингтон), “постиндустриального общества” и политического прогнозирования (Д.Белл, Г. Кан, Э. Винер), наконец, задолго до 0.Конта он выдвинул идею “общественного консенсуса”.

Во второй половине ХХ века повышенное внимание к Н. Макиавелли стали проявлять специалисты по менеджменту, как к автору непредсказуемой и парадоксальной социологии управления, создателю одного из самых эффективных лидерских стилей, теоретику социологии конфликтов. Специалисты упоминают четыре принципа Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжестса, оказали влияние на развитие менеджмента: 1) авторитет, или власть лидера коренится в поддержке сторонников; 2) подчинённые должны знать, что они могут ожидать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) лидер - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Основателем географического направления в социологии стал Ж. Боден. В работе “Метод лёгкого изучения истории” он рассматривает географическую среду как фактор общественной жизни. По его мнению, климат, плодородие почвы, рельеф и др. обусловливают особенности человеческой жизни, психологические и интеллектуальные качества людей.

Г. Гроций в работе ''О праве войны и мира'' впервые излагает идеи ''природного права'' и ''общественного договора''. Он считает, что человеку, в отличие от животных, присуща естественная потребность в общении, мирных взаимоотношениях с себе подобными. Для преодоления изолированности, вражды люди составили общественный договор и создали государство, которое должно обеспечить условия мира и согласия, защитить собственность, наказать за преступления.

Среди научных направлений Х\/ІІ и частично Х\/ІІІ в. заслуживают особого упоминания два. Прежде всего, именно в это время возникла так называемая ''социальная физика'', т. е. попытка Декарта, Спинозы, Гоббса, Лейбница и других учёных построить социальную науку наподобие механистических и количественных методов ньютоновской физики. В ''социальной физике'' и ''социометрике'' эти ученые, по мнению Питирима Сорокина, стали непревзойденными пионерами всех последующих физических, математических, статистических, бихевиористских и социометрических интерпретаций социокультурных явлений.

Возникает новая социальная парадигма, связанная с натуралистическим пониманием мира природы и человека. В социальном знании натурализм ориентировал исследователей на выявление естественных и биологических детерминант социального, на поиски извечной природы человека. Это получило отражение в таких концепциях, как теория ''естественного человека'', ''естественного права'' и ''естественной этики'', большой вклад в развитие которых внесли представители английской философии и социологии Т. Гоббс (1588-1679) и Д. Локк (1632-1704).

Другим важным событием этой эпохи была публикация двух вариантов ''Новой науки'' Джамбаттиста Вико (1668-1744). Едва замеченная и мало оцененная при жизни, эта работа Вико получила признание лишь в ХІХ в. как одна из самых важных работ в истории социологии и социальной науки в целом. Это был первый систематический труд по социальной и культурной динамике, и он заслуженно ставит автора в ряд подлинных ''отцов'' социологии. Вико попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему ''движения наций''. Он считал, что историческая необходимость общественного развития реализуется в закономерном характере социальных процессов. В ''Новой науке'' особенно поражает глубокое понимание аграрной основы мировой истории, превосходный анализ классовой борьбы древних народов, учение о государстве как средстве защиты господствующей формы собственности. В этой работе Вико отражается его глубоко диалектический взгляд на историю духовной культуры, на её своеобразное, противоречивое развитие. Вообще представление о непрерывном развитии человеческого рода (''поступательном движении нации'') является неотъемлемой частью философии истории Вико. Он показывает, как ''героический век'' – эпоха личной зависимости, господства и рабства, фантастического права и суровой аристократии, век слабого рассудка и живого воображения, мифологии и эпоса – уступает место демократическим порядкам и рациональной прозе, господствующей в республиках. Вико прекрасно понимает прогрессивность этого перехода – побеждает демократия, а вместе с нею приходят гуманность и самосознание. Но эта победа недолговечна. Народная свобода в республиках, символом которых является кошелёк, становится удобной ширмой для обогащения немногих. Частные интересы побеждают общественное начало, и свобода превращается в рабство. Поэтому, с точки зрения Вико, прогрессивность победы буржуазной цивилизации над эпохой поэтического варварства исторически относительна, поступательное движение наций полно самых глубоких противоречий и на высшей ступени цивилизации народы снова впадают в варварство.

Таким образом, на примере творчества Д. Вико можно проследить, какую важную роль в становлении социологии сыграла философия истории. Своим исследованием процесса возникновения человечества, раскрытием движущих сил истории и ее законов на основе эмпирических и обобщенных материалов истории и культуры народов, определением направления развития человечества в целом она подготавливала превращение социологии в самостоятельную отрасль знания.

Первым социологом, основоположником этой науки многие считают Ш.Л. Монтескье (1689-1755), заложившего новое направление в обществознании, которое в ХIX веке получило название географической школы в социологии. Так, Р. Арон в своей работе «Этапы развития социологической мысли» пишет, что Монтескье, в каком-то смысле последний из классических философов, а в каком-то – первый из социологов. Социологическую теорию Монтескье излагает в своем основном труде «Дух законов». В нем представлена теория трех форм правления – т.е. то, что сейчас называют политической социологией. Далее он исследует влияние на человека, его нравы, на политические структуры климата и географической среды. Затем последовательно рассматривает влияние на нравы, обычаи людей и их законы социальных факторов, торговли, денежной системы, численности населения и религии. Таким образом, труд Монтескье представляет собой «… с одной стороны, элемент политической социологии и, с другой – социологический анализ причинных факторов, как физических, так и моральных, воздействующих на общественное устройство» (Р. Арон, ук. соч., с.36). Следствием воздействия указанных Монтескье факторов является формирование законов, обычаев, нравов, которые он определяет с большой точностью: «Нравы и обычаи суть порядки, не установленные законами; законы или не могут, или не хотят установить их. Между законами и нравами есть то различие, что законы определяют преимущественно действия граждан, а нравы – действия человека. Между нравами и обычаями есть то различие, что первые регулируют внутреннее, а вторые – внешнее поведение человека». Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи, а как результат всего этого образуется общий «дух народа», позволяющий понять, что составляет отличие и единство данной общности людей. Монтескье последовательно проводит свою социологическую теорию о роли климата, почв, территорий, ландшафта в развитии общества и формировании народного духа, что должно учитываться системами политики и правового устройства государства.

Среди большого числа социальных мыслителей XVIII – первой трети XIX веков именно Монтескье написал первую систематическую социологию права и морали, - отмечает Питирим Сорокин; Ж. Де Местр и Э. Берк явились творцами социологии революции; работы А. Смита стали важной вехой в становлении социологии моральных и экономических феноменов; Вольтер, Тюрго, Кондорсе, Сен-Симон, Гердер и Гегель заложили фундамент теории социокультурной эволюции и прогресса; И. Бентам и другие утилитаристы показали роль утилитарных факторов в социокультурных явлениях в целом, а также в нравственных и правовых явлениях, в частности в форме «моральной арифметики» они пытались количественно проанализировать эти явления и измерить их социометрически.

 

 

Но только с публикацией «Курса позитивной философии» Огюста Конта (1798-1857) социология обрела свое собственное имя и систему. Огюст Конт пересмотрел устоявшуюся классификацию наук и выделил в ней отдельную науку об обществе, назвав ее «социальной физикой». Это название в своей сущности передавало основной замысел «позитивного» метода познания – открытие объективных законов общественного развития, столь же необходимых и непреложных, как «закон тяготения». Позднее Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология», подчеркнув тем самым, что эта наука должна быть не описательной, а теоретической.

Появление социологии Конт связывал не только с новой стадией развития общества, но и со всей историей развития науки. Социология возникает на почве, подготовленной усилиями многих поколений ученых. Согласно контовскому закону классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления следующей, более сложной.

Исходя из опыта естествознания, которое изучало определенные системы явлений, Конт приходит к выводу, что социология должна изучать общество как систему. Таким образом, в основу построения социологии как самостоятельной науки Конт положил идею «социальной системы», то есть признание факта существования общества как своего рода организма, состоящего из определенных элементов, которые, в свою очередь, выполняют определенные функции.

Он определил социологию как генерализирующую (обобщающую) науку о социальном порядке и социальном прогрессе и в соответствии с этим разделил ее на «социальную статику» и «социальную динамику». Оба эти понятия заимствованы из биологии. Социальная статика и динамика – это как бы анатомия и физиология общественного организма, причем первая изучает явления общественного строения, вторая – процессы общественной жизни, ее развитие.

Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элементов, определяющих консенсус (т.е. превращение совокупности индивидов или семейств в коллектив) и обеспечивающих порядок.

Анализ социальной статики Конт начинает с анализа семьи, рассматривая ее как базовый элемент общества, наиболее стабильную клеточку социального организма, такую "позитивную" силу, которая цементирует общество. Следующий стабилизирующий компонент общества – кооперация, основанная на разделении труда. Для обеспечения устойчивого равновесия и стабильности общества экономические связи дополняются политическим принуждением, призванным примирить разнонаправленные интересы. Государство, следовательно, выступает у Конта как орган социальной солидарности и гарант общественного порядка, а религия и церковь – как регуляторы социального поведения. Таким образом, принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, составляет основной закон социальной статики.

Основную идею социальной динамики Конт видел в постепенном развитии, эволюции человечества. "Социальная динамика" исследует причины, которые двигают развитие общества. Основным фактором развития человеческого общества О. Конт считает развитие человеческого духа, интеллекта: "умственное развитие является преобладающим принципом развития человечества". Развитие общества, по Конту, является проявлением «Закона трех стадий». Человеческий разум в своем развитии проходит три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия продолжалась до 1300 года. На этой стадии все явления рассматривались как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей. Но законы развития ума остановить нельзя, и они подрывают старую систему. Разрушение старого порядка занимает целую эпоху, которая определяется Контом как метафизическая стадия развития общества, то есть стадия распада прежнего общественного порядка. Метафизическая стадия продолжалась с 1300 по 1800 г. «Метафизический дух» есть проявление сомнения, эгоизма, моральной испорченности и политического беспорядка. Это – ненормальное состояние общества, и чтобы стать нормальным, обществу нужна интегрирующая идеология, которая выкристаллизовывается по мере развития научного знания. Таким знанием является позитивизм, поэтому следующая стадия называется позитивистской. Новое общество должно отличаться победой альтруизма над эгоизмом, упрочением порядка и социального мира, переходом от военного общества к промышленно развитой системе.

Конт разработал также методы социологиинаблюдение и эксперимент, сравнение и исторический метод, обосновал необходимость научного подхода к изучению общества. Это оказало сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной науки и позволило О. Конту занять прочное место в истории социологии.

К основателям социологии как самостоятельной науки причисляют также выдающего английского мыслителя Герберта Спенсера (1820 – 1903). Его учение изложено в работах "Изучение социологии", "Принципы социологии", "Социология как предмет изучения" и других.

Центральное понятие учения Спенсера – эволюция. По его определению эволюция – это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое – общество – не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. В биологическом организме части служат для целого. В обществе же целое существует ради частей, то есть общество существует для блага своих членов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.