Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание, деятельность и мозг




Вопросы

1. Сознание, деятельность и мозг:

а) сознание — функция мозга; сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции;

б) мозг как сложная саморегулирующаяся система;

в) взаимосвязь сознания и мозга;

г) мышление — продукт социального развития;

д) сознание и язык.

2. Аналитико-синтетическая деятельность человеческого мозга.

Основные понятия: сознание, деятельность, мозг, мышление, язык, речь.

 

Управление человеком процессом своего мышления, мыслительной деятельности невозможно без понимания сущности таких понятий, как сознание, мозг, мышление, язык, речь. Рассмотрим и проанализируем сущность данных понятий.

 

«Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу» (4, с. 368).

Благодаря сознанию человек раскрывает секреты окружающего мира.

Изучением сознания заняты ученые различных специальностей — философы, логики, психологи, кибернетики, физиологи, математики. Каждая из наук внесла определенный вклад в расшифровку тайны сознания. Особая роль принадлежит философии, рассматривающей взаимоотношение материи и сознания. Философы говорят «о сознании как свойстве самой материи и о познании как отражении (субъективном образе объективной действительности)» (3, с. 5).

Сознание есть функция мозга. Между развитием мозга, психики, сознания существует тесная связь. Мозг осуществляет программирование поведения человека. Он представляет собой сложную систему, состоящую из определенных блоков. Мозг человека — это особым образом организованная материя. Это центральный отдел нервной системы человека, главный орган психики. Мозг — это саморегулирующаяся система. В головном мозгу человека выделяются три основных блока:

1. Блок тонуса коры (энергетический блок мозга), источниками тонуса являются как приток информации из внешнего мира, так и импульсы из внутренней среды.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает в свой состав аппараты, расположенные в задних отделах коры головного мозга и, в отличие от аппаратов 1-го блока, имеющие модально-специфический характер (зрительная, слуховая или тактильная информация). Каждая зона коры, входящая в состав этого блока, построена иерархически, включает три уровня: первичные зоны осуществляют функцию раздробления (анализа) поступающей информации; вторичные зоны несут функцию объединения (синтеза) или сложной переработки доходящей до субъекта информации; третичные зоны служат для объединения информации, поступающей от отдельных анализаторов.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности включает аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий, ведущее место в нем занимают лобные отделы большого мозга. Этот блок также построен иерархически: первичные двигательные поля несут импульсы к определенным группам мышц; вторичные (премоторная область) подготавливают пуск двигательных импульсов и обеспечивают выполнение сложных двигательных «мелодий» (двигательных навыков); третичные отделы лобной коры (хорошо развиты только у человека) играют решающую роль в создании намерений, формировании программы действий, которые осуществляют эти намерения и контроль деятельности (1).

Людей делят на левополушарных и правополушарных. Левое полушарие — центр речи, в нем реализуется рационально-логическое мышление на основе обработки абстрактных символьных конструкций. В правом полушарии реализуется интуитивное мышление на основе образного восприятия. Степень образного мышления и интуиции в основном влияет на эффективность познавательной деятельности.

При нарушении каких-либо отделов мозга, в особенности коры головного мозга, происходят серьезнейшие расстройства в психических функциях, поведении, сознании человека. Если глазу не дать возможность двигаться, то он не сможет «снять» слепок с предмета и в мозгу человека не возникнет образа предмета.

Мышление — сложная кибернетическая система, развивающаяся на основе переработки поступающей информации. Мышление есть продукт социального развития. Известны случаи, когда дети попадали к животным, когда их держали закрытыми на цепи их родители и не общались с ними. У этих детей не было развито мышление, они не умели ни разговаривать, ни осуществлять элементарные человеческие действия. У таких детей мозг в биологическом отношении был нормальным, но их нельзя было назвать людьми.

Таким образом, наличия нормального мозга и здорового тела еще недостаточно для возникновения сознания. Сознание формируется под воздействием социальных условий. «Чтобы мыслить, быть людьми, надо овладеть общественным опытом, знаниями, навыками» (3, с. 13).

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Способность мышления — есть результат активного отношения человека к внешнему миру. При овладении способами, формами деятельности в мозгу человека происходят изменения, у него формируются системы подвижных нервных связей. Мозг отражает не только внешние предметы, но и саму деятельность человека. Но сознание не сводится к физиологическим процессам мозга, оно представляет собой сложное явление, относящееся к сфере психических процессов, и свойственно только человеку. «Мир сознания недоступен непосредственному восприятию потому, что образы предметов не обладают ни одним из физических свойств, которые принадлежат отражаемым им предметам» (3, с. 21).

Сознание — специфическая форма отражения действительности, присущая только человеку. С помощью сознания человек не только познает законы внешнего мира, но и самого себя. Только человеку свойственно в процессе жизнедеятельности осуществлять целеполагание и предвидение. Предвидение — важнейшая способность человека, его сознания. Процесс предвидения — сложная мыслительная деятельность субъекта. Различают разные уровни предвидения. В обыденной жизни — предсказания на основе простой повторяемости событий. Вслед за молнией последует гром. Предвидение на основе умозаключения по аналогии: М. Фарадей предсказал, что магнитные и световые явления имеют волновую природу.

Наиболее ценно предвидение, опирающееся на закон.

Особую роль в развитии предвидения играет способность воображения, которая позволяет устанавливать мостик между старым и новым.

Воображение — это построение субъектом наглядных образов ранее не воспринимаемых предметов и явлений.

В научном познании образы воображения всегда формируются на основе прошлого опыта.

Воображение является особой формой мыслительной деятельности человека. Как только в процессе решения задач у человека встречаются трудности, так сразу логический ход мыслей, протекающий в виде умозаключений, анализа и синтеза, принимает характер фантазирования. Выход из затруднения находится быстрее при развитой способности воображения. Только поставив цель (сформулировав результат) своей деятельности, составив план действий, индивид спрогнозирует изменения, которые произойдут вне и внутри его самого. И здесь уже разговор пойдет о самосознании, то есть познании человеком самого себя, познании отношения личности и общества, личности и личности, познании социальных явлений.

Особая роль в развитии мышления принадлежит языку и человеческой речи. Слова выступают в качестве носителей чувственных и мысленных образов, служат развитию познания, являются средством социальной коммуникации. Слово стало средством человеческого общения. «Как языка нет без мышления, так и мышления нет без языка» (3, с. 42).

Таким образом, психологическое общение человека возможно только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова следует рассматривать «как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления» (6, с. 157).

Для того чтобы мыслить, не обязательно владеть звуковой речью. Глухонемые используют язык жестов. Современные исследования позволили установить взаимодействие слова и мысли, языка и мышления. Мышление всегда опирается на внутренний речевой процесс. Быстрота и внезапность рождения мысли становятся возможными именно в силу наличия сокращенной внутренней речи. Свертывание внутренней речи происходит по мере создания обобщенной логической схемы материала, выделения ключевых слов, в которых концентрируется смысл фразы, текста. Благодаря сокращенному выражению мыслей во внутренней речи создается возможность оперирования целыми комплексами понятий, из сопоставления и обобщения которых возникают новые идеи. Даже в случае «интуитивного озарения» мышление всегда опирается на внутренний речевой процесс.

Словесные знаки выступают орудием осуществления самого процесса мышления. Неясность в выражениях свидетельствует о неясности в мышлении. Язык — мощное познавательное средство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.