Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс развития культуры мышления. Модель процесса развития культуры мышления




 

Культура мышления является базовым личностным достижением человека, ибо благодаря этому достижению человек как бы получает толчок в интеллектуальном и творческом развитии. В процессе мышления мы познаем суть вещей посредством выдвижения гипотез, допущений, абстракций, идеализаций. Как правильно организовать процесс мышления? Что понимается под процессом?

«Процесс означает совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата» (СЭС). Под организацией процесса развития культуры мышления мы будем иметь в виду организацию целенаправленной, продуктивной работы мышления. С точки зрения технологии процесс развития культуры мышления будет представлять собой процесс развития операционных умений мышления.

Чтобы понять процесс развития культуры мышления в целостности, а также вычленить все составляющие в их взаимосвязи и взаимодействии, представим его в виде модели. Вам приходилось встречаться с моделями при изучении других дисциплин еще в школе. Они использовались для получения ясного представления о протекающих процессах, работе различных устройств.

«Модель — представление предмета, системы или идеи в форме, облегчающей изучение реального объекта. Модель повышает способность исследователя к пониманию и решению встающих перед ним проблем» (5).

Рассмотрим модель процесса развития культуры мышления индивида (рис. 2).

На модели представлена целенаправленная мыслительная деятельность индивида по развитию компонентов культуры мышления.

 

 

Рис. 2. Модель процесса развития культуры мышления

Блок А содержит цель, сформулированную индивидуумом как значимую для него, основополагающие принципы деятельности.

Блок B содержит информацию о планировании содержания, методов, средств и результата деятельности индивида.

Блок C указывает на осуществление процесса, в ходе которого индивид использует адекватные цели и содержанию методы и средства, формы деятельности, позволяющие достичь цели.

Блок D — в процессе диагностики выявляются и квалифицируются затруднения, возникающие у индивида при его движении к цели, уточняется на основе сравнения цели и результата диагностики, произошло ли развитие компонентов культуры мышления.

Блок E — осуществляется оценка проявления культуры мышления в конкретной ситуации.

Блок F — осуществление коррекции при несовпадении цели и результата.

Блок G — содержит информацию об уровне сформированности компонентов культуры мышления.

Таким образом, развитие культуры мышления индивида есть система динамичная, являющаяся результатом специально организованного процесса. Процесс этот состоит из этапов взаимозависимых и взаимообуславливающих друг друга.

Рассмотрим организацию процесса по развитию интеллектуального компонента культуры мышления. Распишем совокупность и последовательность действий индивида.

1. Формулировка цели:

а) углубить знания о личности, деятельности, культуре, мышлении, культуре мышления;

б) овладеть умением оперирования понятиями, характеризующими процесс развития культуры мышления.

2. Планирование:

а) содержания материала, подлежащего изучению. Необходимо вникнуть в сущность рассмотренных понятий.

б) методов (репродуктивный, поисковый, исследовательский);

в) средств: литература, интернет, дискуссии и т.д.;

г) деятельности: определение для себя порядка и последовательности работы с информацией и формирование способностей, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.

3. Осуществление деятельности согласно разработанному плану. В процессе деятельности изучается информация, в ней выделяется главное, строятся модели, алгоритмы, анализируется процесс деятельности и содержание познаваемого материала.

4. Диагностика результата развития интеллектуального компонента культуры мышления посредством тестирования и других форм проверки уровня знаний теоретического материала.

5. Оценка, т.е. сравнение достигнутого результата в усвоении знаний и развитии умений оперирования понятиями в ходе озвучивания изученного материала при ответе или в процессе дискуссии.

6. Неясность в выражениях свидетельствует о неясности мышления, его запутанности. Слова являются орудием осуществления процесса мышления. Умение оперирования понятиями характеризует уровень развития культуры мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.