Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура мышления индивида, показатели и критерии её оценки




 

В разнообразных жизненных ситуациях культурно мыслящий человек целенаправленно руководит своим мышлением, осуществляет самоанализ своей деятельности.

Постоянный самоанализ ситуации в процессе общения культурно мыслящий человек осуществляет по такой схеме:

1. Представление о ситуации, сложившейся на данный момент (Анализ).

2. Ожидаемый результат (Цель).

3. Планирование деятельности:

Что нужно сделать? (Содержание);

Как? (Процесс);

Учесть побочные эффекты.

4. Реальный результат (оценка, сравнение с ожидаемым результатом).

5. Выяснить ошибки:

а) в видении ситуации;

б) в выборе средств;

г) в применении приема.

Культурно мыслящего человека характеризует способность аргументировать свою позицию и психологически грамотно провести обсуждение разногласий с оппонентом в любой ситуации.

Критерии и показатели оценки культуры мышления индивида включают:

- мотивы увлеченности процессом познания;

- знания о деятельности как способе развития личности, о культуре мышления, рефлексии, приемах и способах развития мышления;

- умения ставить цели, выдвигать гипотезы и проверять их, рассуждать логично, критично, аргументированно, диалогично;

- умения организовывать самоконтроль и самокоррекцию.

Процесс развития культуры мышления проходит этапы: мотивационно-целевой, собственно развития культуры мышления, результативно-оценочный.

Каждому этапу соответствует определенный результат. На первом этапе результатом являются сформированные мотивы увлеченности процессом познания, потребность в развитии культуры мышления. Результатом второго этапа является сформированность умений индивида определять характер затруднения, осуществлять целеполагание, формулировать проблему, выдвигать гипотезу и проверять ее экспериментально, сравнивать и анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. Результатом третьего этапа является оценка индивидом культуры мышления как своего личностного достижения.

 

 

Краткий словарь дефиниций

Модель — представление предмета, системы или идеи в форме, облегчающей изучение реального объекта. Модель повышает способность исследователя к пониманию и решению встающих перед ним проблем.

Процесс — совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Развитие культуры мышления — это придание мыслительной деятельности определенной этапности и стройности в переработке и усвоении информации.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Что мы понимаем под процессом?

2. Дайте определение понятия «модель» и назовите цель ее применения.

3. Выделите составные элементы модели процесса развития культуры мышления. Объясните роль и назначение каждого из них.

4. Какими общеучебными способами работы, по мнению И. С. Якиманской, должен овладеть индивид в процессе развития культуры мышления?

5. Выделите основные моменты при поиске разрешения конфликтной ситуации.

Задание для самостоятельной работы

Проанализируйте ситуацию, возникшую в вашей жизни, оцените действия, предпринятые вами, и ваши решения, сделайте вывод. Помните об основных требованиях, которые обеспечат целенаправленность поведения в общении. Для этого ответьте на вопросы, чем и как это действие способствует достижению цели, какие нежелательные последствия, затрудняющие достижение цели, оно может вызвать. Если вы совершили действие, препятствующее достижению цели, постарайтесь понять, какими неосознанными мотивами оно было вызвано. Постоянно ставьте перед собой вопросы: «Зачем я это делаю?», «Чего я этим хочу добиться?».

Литература

 

1. Безуглова Л. П. Развитие культуры мышления старшеклассника: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л. П. Безуглова. Оренбург, 2000. 23 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. Т. 1. М., 1992. 275 с.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М., 1966.

4. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. М., 1969. 304 с.

5. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. 1632 с.

6. Семенов И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности: учеб. пособие / И. Н. Семенов. М.; Воронеж, 2000. 64 с. (Б-ка шк. психолога).

6. Якиманская И. С. Знание и мышление школьника / И. С. Якиманская. М., 1985. 78 с.

7. Якиманская И. С. Развивающее обучение / И. С. Якиманская. М., 1979. 144 с.

 

Тема 5

Путь к творческому саморазвитию через познание самого себя

Основная идея: эффективность саморазвития личности определяется ее умением совершенствовать психику, т.е. развивать самосознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.