Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологической активности личности




 

Начиная разговор о развитии личности, мы подчеркиваем значимость нравственной позиции человека в целенаправленном развитии его психологической культуры и культуры мышления.

Доктор медицинских наук Л. П. Гримак, изучая проблему управления состоянием человека, функционирующего в экстремальных условиях, подчеркивал мысль о том, что в любых условиях человек должен работать наилучшим образом. А это возможно при условии, если личность прилагает усилия в целях постоянного самосовершенствования, самопрограммирования, самоорганизации, учитывая при этом законы психической деятельности. Личность проявляется в деятельности и в процессе ее самосовершенствуется. Поведение человека выражает его отношение к социальной действительности. Чем более человек проникается социальной значимостью своих действий, тем более эффективно в поведении и деятельности формируются элементы самоорганизации и самосовершенствования. Таким образом, эффективной реализации процессов самопрограммирования и самоорганизации способствует внутренняя самодисциплина, чувство ответственности за дело и понимание смысла происходящих в обществе изменений. Древняя заповедь «Познай самого себя» актуальна и сегодня. Человек — самое изменчивое существо в мире.

И. П. Павлов писал: «Человек есть, конечно, система… в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая» (13, с. 187—189). Достигнув высшей степени эволюционной лестницы, мозг человека приобрёл особое свойство — высочайшую степень пластичности, т.е. умение приспосабливать функции организма к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.

Именно овладение методами самопрограммирования и саморегуляции психических состояний позволит человеку самосовершенствоваться. Овладев определенными навыками, человек не только интенсифицирует свой интеллектуальный и физический труд, но и преодолевает отрицательные черты своего характера.

Сегодня как никогда от человека требуется высокий уровень психической пластичности и адаптивности. Учеными уже обозначен круг задач, решение которых будет способствовать развитию психологической активности личности:

- «понимание психологических особенностей и закономерностей формирования основных психических состояний человека;

- понимание психологических механизмов коррекции и самокоррекции психических состояний с целью устранения отрицательных состояний (в том числе стрессовых) и целенаправленного формирования положительных продуктивных состояний;

- овладение приемами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей;

- выработка необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, свойств личности, черт характера;

- рациональная постановка и разумное обоснование жизненных целей (как ближайших, так и перспективных), выбор приемлемых путей их достижения;

- понимание прямого влияния нравственного облика на устойчивость нервно-психической сферы и состояния здоровья человека» (8, с. 21).

Кант считал, что психическая активность человека зависит от его моральной культуры. Он писал: «Человек должен быть занят таким образом, чтобы его всецело поглощала та цель, которую он имеет перед глазами, чтобы он совсем не замечал себя и чтобы лучший отдых для него был после работы» (9, с. 476).

 

Краткий словарь дефиниций

Самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.).

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения.

Саморазвитие — тип самодвижения, для которого характерен переход на более высокую ступень организации.

Самоопределение — способность человека строить жизнь в соответствии со своей индивидуальностью как способ взаимодействия человека и общества, как готовность к рациональной организации времени, как способность к саморегуляции и т.д.

Самосознание — осознание, оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя.

Сознание — высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Дайте определения и уточните сущность понятий самосознание, саморазвитие, самопознание, самооценка, самонаблюдение, самопрограммирование, самосовершенствование, сознание.

2. Раскройте взаимосвязь понятий п. 1, их практическое значение в творческом развитии личности.

3. Пользуясь рисунком 3, дайте объяснение взаимосвязи понятий самосознание, самопознание, самоконтроль, самосовершенствование.

4. Проанализируйте содержание задач, решение которых будет способствовать развитию вашей психологической активности. Какая задача на данном этапе для вас является первоочередной?

5. Сравните высказывания Л. П. Гримака и М. С. Норбекова об управлении мышлением и роли сознания и подсознания в этом процессе. Сформулируйте свою точку зрения по этому вопросу.

6. Сравните позиции Л. П. Гримака и И. П. Павлова в трактовке условий самосовершенствования личности. Сформулируйте свои убеждения и соотнесите их с утверждениями и выводами ученых.

Задание для самостоятельной работы: определите цель и пути развития собственной психологической активности.

 

Литература

 

1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология / К. А. Абульханова-Славская. М., 1980. 334 с.

2. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности / Л. И. Анцыферова. М., 1981. 365 с.

3. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань, 2004. 468 с.

4. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития (инновационный курс) / В. И. Андреев. Кн. 1. Казань, 1996. 586 с.

5. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань, 1994. 246 с.

6. Библер В. С. Мышление и творчество / В. С. Библер. М., 1975. 309 с.

7. Борытко Н. М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, 2004. 120 с.

8. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. М., 1989. 319 с.

9. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М., 1980.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975. 304 с.

11. Норбеков М. С. Опыт дурака, или Ключ к прозрению. Как избавиться от очков / М. С. Норбеков. СПб., 2002. 316 с.

12. Психология развития личности / под ред. А. В. Петровского. М., 1987. 240 с.

13. Павлов И. П. Полное собрание сочинений: в 6 т. / И. П. Павлов. Т. 3, кн. 2. М., 1951.

14. Степанов С. С. Что вы знаете и чего не знаете о себе и других / С. С. Степанов // Психологические тесты и наблюдения над странностями человеческой психологии. М., 1994. 158 с.

15. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986. 418 с.


 

Тема 6

Культура мышления как интегративное качество личности

Основная идея: культура мышления — интегративное качество личности. Эффективность развития культуры мышления определяется умением индивида развивать все ее компоненты во взаимосвязи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.