Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие умений проведения анализа, выявления проблем, формирования целей и задач




 

К постановке цели перед собой, коллективом подводит возникшая проблема, которую необходимо разрешить. Чтобы начать деятельность по решению проблемы, необходимо вначале сформировать цель и вытекающие из нее конкретные задачи.

К примеру, какая проблема в обществе привела к цели разработать учебную программу спецкурса «Развитие культуры мышления»?

Проблема: потребность общества в личности с развитой культурой мышления и отсутствие учебной программы по ее развитию и формированию.

Мышление, в какой-то степени культура мышления, развивались при изучении различных дисциплин в школе и вузе, но уровень развития этого личностного качества не оценивался и внимание учащихся не заострялось на способах развития мышления и его культуры. Все это привело к разработке спецкурса, который должен помочь студентам «привести выводы в порядок».

Проведем анализ состояния нашего общества и ответим на вопрос: почему именно сейчас общество заявляет о потребности в людях с высокой культурой мышления? В переходный период смены формаций, идеалов, идеологий общество испытывает потребность в людях, способных быстро сориентироваться в нестандартной ситуации, поставить перед собой цель, которая ориентируется на общечеловеческие ценности, и выработать план действий, а не впадать в панику, не «выпасть в осадок», «на дно». Сейчас мы видим, как много людей в нашем обществе «сломались», как много детей оказалось в пропасти. И вы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования должны вернуть этих детей к нормальной жизни. И ваша деятельность в этом направлении должна быть целеустремленной, активной, творческой. Для этой ситуации нет стандартных решений. Нужны новые Макаренко, Сухомлинские, так как ситуация другая, а значит, и решения должны быть другими, хотя все ценное из опыта этих мастеров, гениальных воспитателей надо изучить и взять на вооружение в работе с детьми, попавшими в беду. И здесь уместно вспомнить слова Канта, который отмечал: «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать» (5, с. 450).

Этими видами искусства сможет овладеть тот, кто разовьет способности по управлению самим собой, кто целенаправленно будет заниматься самовоспитанием. Воспитывают своим образом мышления, своей культурой общения, своими жизненными ориентациями, своим поведением.

Какие проблемы возникают у студентов при изучении спецкурса? Некоторые еще не уточнили для себя, в чем сущность понятия «культура мышления». Для них проблема 1: развитию культуры мышления препятствует непонимание сущности понятия «культура мышления».

Исходя из этой проблемы, формулируем цель:

1. Добиться понимания сущности понятия «культура мышления».

2. Осознать, в чем состоит сущность понятия «культура мышления».

Для достижения цели необходимо решить задачи: проанализировать содержание понятия, т.е. ответить для себя на вопросы:

1. Что значит:

- целенаправленно воспринимать;

- целенаправленно перерабатывать;

- целенаправленно использовать информацию?

2. Как необходимо работать с информацией, чтобы способствовать развитию культуры мышления?

Для тех, кто осознал сущность понятия «культура мышления», проблема может заключаться в незнании, как ее развивать.

Проблема: развитию культуры мышления препятствует незнание организации процесса ее развития.

Исходя из данной проблемы, вытекает цель:

1. Изучить технологию развития культуры мышления.

2. Ознакомиться с моделью процесса развития культуры мышления.

Для достижения цели необходимо решить задачи:

1. Изучить литературу, освещающую данную проблему.

2. Изучить эвристические методы творческого саморазвития.

3. Применить модель процесса развития культуры мышления для развития всех компонентов культуры мышления.

Если обратиться к вашей стратегической цели: стать классным социальным педагогом или педагогом дополнительного образования, то ясно, что решать предстоит другие задачи. Какие? Сформулируйте задачи на ближайший период. Общество нуждается в педагогах дополнительного образования детей с высокой квалификацией, точнее, в педагогах-исследователях, так как перед учреждениями дополнительного образования детей встает проблема в разработке программ, проектов по организации занятий с детьми.

Руководство УДОД сформулировало проблему: развитию УДОД препятствует отсутствие достаточного количества педагогов дополнительного образования, методистов, умеющих вести исследовательскую работу по разработке содержания программ и технологий обучения в УДОД. Значит, в вузе студенты должны приобрести исследовательские навыки.

Проблема 1: Организации исследовательской работы препятствует недостаточный уровень теоретической подготовки.

Исходя из этой проблемы формулируем цель: углубить знания по организации исследовательской работы.

Для достижения цели предстоит решить задачи:

1. Осмыслить и освоить приемы развития культуры мышления.

2. Изучить литературу по организации исследовательской работы.

3. Ознакомиться с исследованиями педагогов.

4. Доказать актуальность и необходимость своего исследования как для науки, так и для практики.

Перед студентом, осознающим необходимость заниматься исследовательской работой, может возникнуть проблема, связанная с вашими личностными качествами.

Проблема: эффективному участию в научно-исследовательской работе препятствуют личностные качества (нерешительность, недооценка своих способностей, неумение генерировать идеи и др.).

Цель: развить личностные качества, необходимые в самоорганизации исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать результаты самодиагностики личностных качеств.

2. Развить личностные качества, необходимые в работе над своим самосовершенствованием (указать какие).

3. Использовать эвристические методы творческого саморазвития.

4. Учесть советы выдающихся личностей, занимавшихся самосовершенствованием.

Таким образом, при выработке умений по выдвижению целей своей деятельности необходимо соблюдать определенные этапы:

- сформировать образ цели, составить план деятельности, в котором отразить стратегические и тактические цели на основе объективных условий;

- на основе анализа информации о текущем состоянии выяснить проблемную ситуацию;

- проанализировать ситуацию и принять решение об окончательном варианте цели.

 

Краткий словарь дефиниций

Гипотеза — 1) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки; 2) предположение о возможных способах решения проблемы; выдвигается при изучении какого-либо явления (в природе, обществе), затем экспериментально проверяется, после чего делается вывод о верности гипотезы или она отвергается.

Задача — 1) то, что требует исполнения, разрешения; 2) упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п.

Проблема — 1) сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования; 2) выявленное несоответствие между желаемым и достигнутым состоянием системы при отсутствии явно выраженного способа ее устранения.

Развитие — процесс преобразования, саморазвития, фундаментальная способность человека становиться субъектом своей собственной жизни.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Формирование — придание определенной формы.

Цель — планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Дайте определения и поясните сущность понятий: проблема, цель, гипотеза, задача.

2. Дайте графическую интерпретацию понятий проблема, цель.

3. Перечислите требования к формулировкам вышеобозначенных понятий.

4. Сформулируйте проблемы, возникающие при изучении спецкурса, и дайте их обоснование.

5. Сформулируйте проблемы, цели, задачи по развитию личностных качеств и культуры мышления.

6. Осмыслите слова Канта о двух видах искусства. Что необходимо решить, чтобы овладеть этими видами искусства?

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте результаты тестирования и сформулируйте проблемы, цели, задачи, которые необходимо решить, чтобы развить личностные качества.

 

Литература

 

1. Безуглов Ю. И. Ценностный подход в управлении качеством образования: пособие для руководителей образовательных учреждений / Ю. И. Безуглов, Н. А. Иванов. Оренбург, 2000. 32 с.

2. Братусь Б. С. О механизмах целеполагания / Б. С. Братусь // Вопр. психологии. 1977. № 2. С. 121—124.

3. Загвязинский В. И. Методология и методы психологического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. завед. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. М., 2001. 208 с.

4. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М. С. Каган. М., 1974. 328 с.

5. Кант И. Трактаты и письма / И. Кант. М., 1980.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2001.

7. Психологические механизмы целеобразования / под. ред. О. К. Тихомирова. М., 1977. 129 с.

8. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М., 1989. 1632 с.

9. Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека / О. К. Тихомиров. М., 1969. 304 с.

 

 

Тема 8

Самосовершенствование личности

 

Основная идея: процесс целенаправленной работы по самосовершенствованию способствует развитию культуры мышления личности и формированию культуры педагогической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.