Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории формирования умений и навыков мыслительной деятельности




Вопросы

1. Теории формирования умений и навыков мыслительной деятельности.

2. Развитие умений и навыков мыслительной деятельности.

Основные понятия: мыслительная деятельность, мыслительные операции, мыслительные действия. Приемы мыслительной деятельности: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация, моделирование, гипотеза, предвидение, индукция, дедукция.

Включение в деятельность — основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств и культуры мышления.

Развитие мышления, изменения аналитико-синтетического состава мыслительной деятельности индивида в процессе обучения исследовались Л. С. Выготским, В. В. Давыдовым, С. Л. Рубинштейном и др. (2, 4, 9).

Объектом социальных исследований О. С. Анисимова и Г. П. Щедровицкого явилась мыслительная деятельность (1). По их утверждению, творческая деятельность личности приводит к изменению природы ее мышления и переводит личность на более высокий уровень мыслительной деятельности.

В настоящее время развиваются две теории формирования умений и навыков мыслительной деятельности:

- ассоциативно-рефлекторная (И. П. Павлов, И. М. Сеченов);

- поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) (3, 11).

Согласно ассоциативно-рефлекторной теории в сознании человека объективно отражаются существующие связи между имеющимися и новыми знаниями: знания человека постоянно присутствуют и углубляются в процессе его мыслительной деятельности.

Авторы второй теории исходят из того, что знание о предметах, объектах внешнего мира не может сразу принадлежать человеку. Сущность поэтапного формирования мыслительной деятельности заключается в том, что человек приходит к знаниям через систему действий, в результате которых происходит переход от внешнего действия к внутреннему. Учеными выделены действия разного характера:

- материальные (действия с реальными предметами);

- внешнеречевые (действия сопровождаются громкой речью);

- умственные (мысленное выполнение действий с образами на уровне понятий).

Умственные действия, по П. Я. Гальперину, являются наиболее сложными, выступают характеристикой личности и требуют особой, поэтапной организации образовательного процесса, включающей:

- ориентировку в объекте деятельности и самой деятельности;

- внешние действия с материальными объектами;

- громкое проговаривание действий без материальных объектов;

- выполнение действий на уровне внутренней речи;

- выполнение мыслительных действий.

Знание структуры, функций и основных характеристик действия позволяет моделировать наиболее рациональные виды познавательной деятельности и намечать требования к ним в конце обучения.

Кроме термина «способы умственных действий», в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (И. С. Якиманская), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для научения. Нами уже были ранее рассмотрены «способы учебной работы», предложенные И. С. Якиманской.

Деятельностный подход, предложенный А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и разрабатываемый в настоящее время А. М. Новиковым и И. А. Зимней (5, 9, 10), позволяет понять сущность процесса формирования мыслительных операций.

В психолого-педагогической литературе и на практике используются понятия «мышление», «мыслительное действие», «мыслительные операции», «умственные действия», «умственное развитие», «мыслительная деятельность» и др.

Понятия «мыслительные операции», «мыслительные действия» были рассмотрены также А. Н. Леонтьевым и определены им как способы выполнения действий. Одна и та же цель в разных условиях достигается разными мыслительными операциями (8). С. Л. Рубинштейн понятие «операция» трактует как акты или звенья, на которые распадается действие, и рассматривает их как формы проявления мышления, т.е. способы осуществления процессов анализа, синтеза, обобщения (10).

Свою классификацию операций как приемов мыслительной деятельности предложил Л. М. Фридман (12). По его мнению, к такому всё более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идёт посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.

Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления — «опосредования», т.е. раскрытия всё более существенных объективных связей и отношений.

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, раскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путём сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций, прежде всего анализом и синтезом.

Анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам восприятием.

Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, раскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для её разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идёт от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ и синтез, как все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.

Анализ и синтез мышления взаимосвязаны. Попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.

Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существенными его сторонами являются абстракция и обобщение.

Абстракция — это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая его формы, либо наоборот, выделить только форму.

Обобщение — это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путём сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высоких формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идёт к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение — это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.