Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творческая личность: стадии её саморазвития, структура процесса творческой деятельности




 

Проблема творчества исследовалась И. И. Райновым, П. К. Энгельмейером. Именно после выхода их книг по теории творчества в дальнейшем развернулись самостоятельные исследования в философском, эстетическом, психологическом и других направлениях. В работах Л. С. Выготского наиболее полно раскрыта связь проблемы культуры, её ценностей с личностной и творческой деятельностью. Исследования Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарёва, С. Л. Рубинштейна, И. Н. Семёнова позволили определиться с критериями творчества. Выделяют четыре основных критерия:

1) факт создания нового продукта, имеющего профессиональную значимость;

2) процессуальный критерий;

3) наличие рефлексивно-личностной регуляции;

4) интеллектуальная активность, концентрирующая в себе интеллектуальные, мотивационные или личностные характеристики субъекта.

Проблемы творчества применительно к личности поднимают проблему её самореализации.

Понятие «творческая личность» трактовалось философами, психологами, педагогами, при этом выделялись разные ее черты. Так, философ А. Н. Лук выделил такие черты творческой личности: готовность к риску, импульсивность, независимость суждений, неравномерность успехов в усвоении учебных предметов, чувство юмора, самобытность, познавательная дотошность, критический взгляд на вещи, смелость воображения и мысли. Он подчеркивал, что творческой личности свойственна смелость в постановке проблемы, поиске путей ее решения, вера в себя и свои творческие способности, созидательные силы.

В. И. Андреев считает, что «творческая личность — это тип личности, для которой характерны стремление и способность к творческому саморазвитию… Творческая личность — это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов…» (1, с. 71).

Чтобы самореализоваться в жизни и достичь успехов, личность должна подчинить себе свою волю и направить ее на творческое саморазвитие.

Выделяют семь стадий саморазвития творческой личности:

1. Избирательная мотивационно-творческая направленность личности на определенный вид деятельности.

2. Начальное творческое самоопределение.

3. Профессионально-творческое становление.

4. Первые значительные творческие достижения личности.

5. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности и мастерства.

6. Расцвета таланта.

7. Гениальность.

Эти стадии личность проходит неравномерно. Талант и гениальность могут проявляться как в юношеском и даже в детском, так и в зрелом возрасте. А потому педагог-практик, особенно работающий в системе дополнительного образования, должен знать личность своего ученика в целом, чтобы помочь ему развить его способности в избранном им направлении. Развитие потенциальных способностей ученика должно быть под пристальным вниманием педагога, так как только целенаправленная деятельность педагога обеспечит развитие творческих способностей ученика. Таким образом, творчество учителя — это залог развития творческих способностей ученика.

Творческий мыслительный акт обычно требует сильной мотивации. Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других учёных, рассматривая процесс принятия творческого решения, выделили четыре его фазы:

- фаза собирания материала, накопления знания;

- фаза созревания или интуиции, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательном человек занимается совсем другой деятельностью;

- фаза озарения, или инсайта, когда решение неожиданно и целиком появляется в сознании;

- фаза контроля и проверки, которая требует полной включенности сознания (2).

Другие авторы выделяют большее количество фаз и стадий, но принципиальная схема творческого акта остаётся такой же. Осуществляя процесс обучения, педагог всегда находится в состоянии творческого поиска и порой нужное решение приходит к нему не в период подготовки к занятию, а на самом занятии под влиянием ситуации, возникающей при общении с учениками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.