Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание развивающей педагогической среды для всех участников образовательного процесса




 

Создание развивающей педагогической среды для ребенка предполагает:

- использование личностно-деятельностного и личностно ориентированного подхода;

- создание ситуации успеха (А. С. Белкин, А. П. Тряпицына, С. Л. Зубарева, А. И. Щетинская);

- создание «поля достижений» (С. Л. Илюшин, С. В. Емельянцев и др.);

- наличие в образовательной среде развитой воспитательной системы (Л. В. Байбородова, А. В. Кирьякова, А. С. Макаренко, В. Г. Рындак, В. А. Сухомлинский и др.).

Следует заострить внимание на ценностном компоненте личностных достижений воспитанников. «Анализ результатов исследовательской группы психологов и социологов под руководством В. Б. Ольшанского показал, что за истекшие 15 лет доля упоминаний моральных устремлений как главной жизненной проблемы сократилась в 6 раз, в 4,5 раза чаще стали упоминаться деньги как главная в жизни проблема». Предлагая школьникам закончить предложение «Сегодня лучше всего стать…», хотели выявить престиж профессий, но большинство из них дописало: «…богатым!». В предложении «Чтобы сегодня поступить на хорошую работу, надо…» зафиксированы варианты: «иметь знакомства, связи» (14,2%), «иметь деньги» (12%) и лишь 1,3% — «трудолюбие и настойчивость» (6, с. 64).

Информационный поток с телеэкранов о способах добычи, а не зарабатывания денег трудом, извращенный секс и дешевая по содержанию детективная литература — все это делает жизнь детей и молодежи сложной. Человек, не испытывающий радость от труда и процесса познания, быстро деградирует.

Педагогам дополнительного образования необходимо сосредоточить внимание на следующих личностных достижениях:

- в биологической сфере: достижения в развитии своего физического тела, укреплении здоровья, в овладении отдельными видами спорта, в преодолении физических нагрузок на организм;

- в развитии и укреплении психического здоровья: достижения в развитии функции мозга (внимания, памяти, воображения), эмоционально-волевой сферы;

- в социальной сфере: умение выстраивать отношения в обществе, адаптироваться и интегрироваться в системе существующих отношений, отстаивать свои убеждения и позиции, принципы;

- в интеллектуальном развитии: достижения в овладении культурой мышления, способами приобретения знаний, используя разные средства, в том числе информационные технологии.

Личностные достижения поведут ребенка по лесенке «самости» (А. Маслоу) в познании самого себя, в развитии своих природных задатков, в овладении знаниями и способами их приобретения, в умении выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.

Только объективная самооценка собственных возможностей, умений и навыков, методов деятельности и ее результатов будет способствовать развитию стремлений учащихся к самопознанию и самосовершенствованию.

Создание развивающей педагогической среды обеспечивается соблюдением основных условий, стимулирующих мотивацию деятельности учащихся на занятиях:

- комфортная учебная и рабочая среда;

- благоприятный климат;

- формирование совместных рабочих групп (пар) для делового сотрудничества;

- творческая атмосфера;

- поддержка педагогом новых идей и решений;

- автономность групп;

- целесообразный подбор групп с учетом возможностей, способностей, темперамента;

- постоянное стимулирование деятельности ребенка.

Эффективность деятельности педагога по развитию личностных достижений учащихся зависит также от планирования психологически обоснованных воспитательных задач:

- изучение развития личности, воспитанности и воспитуемости ученика;

- постановка воспитательных задач исходя из конкретных особенностей ученика;

- выбор и реализация приёмов воспитания;

- оценка успешности деятельности учителя с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников.

 

Краткий словарь дефиниций

Культурология — наука о духовной культуре народа.

Развитие — степень сознательности, просвещенности, культурности.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

 

1. Охарактеризуйте подходы к трактовке понятия «личностные достижения учащихся».

2. В чем особенность организации образовательного процесса в УДОД по обеспечению развития личностных достижений учащихся, в том числе и культуры мышления?

3. Перечислите требования к образовательному процессу, обеспечивающему развитие личностных достижений учащихся.

4. Каковы существенные особенности развивающей педагогической среды для всех участников образовательного процесса?

5. Какие личностные достижения детей и подростков возможно развить в УДОД?

6. Перечислите основные условия, стимулирующие мотивацию деятельности учащегося на занятии.

Задание для размышлений

Обоснуйте необходимость учета возрастных и личностных характеристик ребенка в процессе организации занятий в УДОД.

 

Литература

 

1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин. М., 1991. 176 с.

2. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педагогики / Д. А. Белухин. М., 1996. 318 с.

3. Бондаревская Е. В. Гуманистическая педагогика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. М., 1997.

4. Глассер У. Школа без неудачников / У. Глассер. М., 1991.

5. Личностные достижения учащихся в образовательном процессе: сб. науч. ст. / под ред. Н. М. Мухамеджановой. Оренбург, 2000. 69 с.

6. Личностные достижения учащихся как критерий результативности деятельности воспитательных систем: материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, 20—21 июня 2000 г.: в 3 ч. Ч. 1. Оренбург, 2000. 94 с.

7. Маликова В. А. Создание развивающей педагогической среды / В. А. Маликова. Оренбург, 1998. 160 с.

Тема 14: Развитие культуры мышления учащихся в учреждении дополнительного образования детей

Основная идея: образовательные программы учебных комплексов учреждений дополнительного образования детей обеспечивают целенаправленное развитие культуры мышления и творческого потенциала учащихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.