Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Однородность группы как фактор эффективности работы




Целесообразно рассмотреть некоторые факторы, влияющие на эффективность поведения участников. В качестве наиболее значимых факторов можно назвать самооценку группы и восприятие лидерства членами группы, напрямую связанные со степенью ее однородности, однако с противоположными знаками (см. схему).

Восприятие лидерства интерпретируется как осознание реальной картины взаимодействия в группе. Когда все работают равноценно и решения принимаются при равном участии каждого (более демократично), снижается очевидность вклада каждого и точность восприятия лидерства, т. е. увеличивается степень однородности группы и, следовательно, ее продуктивность. Таким образом, способом оптимизации групповых решений является стремление к равенству влияния участников.

Найденные зависимости открывают возможности социально-перцептивной регуляции группового принятия решений и однородности группы [Общение…, 1987].

Из схемы видно, что одним из факторов, влияющих на степень однородности группы, является форма совместной деятельности. Установлено, что творческая работа участников повышает однородность и эффективность учебной группы. Негативное влияние поляризационного эффекта в условиях планирования творческой деятельности менее выражено, что подтверждено экспериментальными данными А. Г. Костинской [Общение…, 1987].

Задания творческого характера необходимы в группе с управляемой динамикой. Именно они помогают ведущему снизить групповую поляризацию и увеличить продуктивность группы.

Существует также конкретная методика, позволяющая предотвратить доминирование в групповой дискуссии одного из участников. Она служит для поощрения пассивных членов группы к общей работе и для обеспечения участия большей части группы в решении какого-либо вопроса. Данная методика представляет собой структурированную разновидность работы в малых группах. Результатом при этом становится набор приоритетных решений или рекомендаций.

Пример использования данной методики на занятии. Цели: обеспечить участие большей части группы в решении проблемы; получить множественный вклад участников в решение проблемы в структурированной форме.

Вводную беседу по выявлению основной проблемы лучше начать с актуальной темы: «Приближаются каникулы. Наверное, каждый из вас имеет свое представление о том, каким будет для вас это лето. Конечно, во многом ваше настроение и степень удовлетворения от летнего отдыха будут зависеть от общения с окружающими. Давайте выясним, что может в общении повлиять положительно, а что — отрицательно?..» В этом конкретном случае группа была единодушна: «Родители!» Они, по мнению учащихся, являются основным фактором, влияющим на качество летнего отдыха. Дальнейшая беседа конкретизирует проблему, она переводится в ранг задачи и выглядит так: «Как лучше договариваться с родителями, чтобы обеспечить себе максимум свободы в распоряжении своим временем?..»

Порядок работы:

— учащиеся делятся на подгруппы по 5—6 человек и размещаются вокруг столов;

— перед ними ставится задача (эта или любая другая), у которой нет однозначного решения;

— каждый из участников должен молча подумать над этой задачей в течение нескольких минут, перебирая мысленно все возникающие идеи;

— каждая подгруппа должна обсудить предлагаемые идеи по кругу (по одному предложению от каждого члена группы), записать их на общем листе;

— каждый участник обдумывает и оценивает предложенные идеи, а затем путем голосования выявляются лучшие предложения;

— результаты голосования сводятся в таблицу и представитель подгруппы готовится к выступлению с сообщением;

— проводится краткая презентация наработок подгрупп.

Право свободно распоряжаться своим временем в такой дискуссии естественным образом связывается участниками обсуждения с необходимостью честного выполнения достигнутых договоренностей. «Если обманешь, вообще верить не будут…» При обсуждении целесообразно обратить внимание на необходимость снимать опасения родителей. В этом случае нужно научиться отделять психологическую проблему от понимания этой проблемы в обыденном варианте. «Родители не разрешают находиться на улице после девяти часов и позорят этим перед друзьями…» — обыденное понимание проблемы. «Для многих существует проблема повышенной тревожности, она создает сложности и для самого человека, и для окружающих…» — это психологический ракурс постановки проблемы. Здесь можно проанализировать источники повышения тревожности и способы ее снижения в непосредственном общении с человеком. Обычно старшеклассники предлагают для этого целый спектр стратегий. Необходимо отделить манипулятивные приемы от конструктивного стремления к взрослому и ответственному поведению. Показать преимущества такого поведения над манипулятивными уловками.

Предложенный способ организации коллективной работы группы помогает и в решении задач курса, и в обеспечении равенства участников тренинга в этой работе. Это создает ощущение причастности каждого к достигнутому результату, способствует росту групповой сплоченности и эффективности работы группы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.