Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок работы. Тема 1. Конфликт и его диагностика




Тема 1. Конфликт и его диагностика

Порядок работы.

Упражнение 1.

Ведущий предлагает участникам поделиться с окружающими воспоминаниями:

а) какие вещи в детстве были любимыми, какие — нелюбимы ми; какие чувства и ощущения сохранились до сих пор; какие воспоминания переносятся на нынешний стиль одежды;

б) какие игрушки любили, какие взаимоотношения были с родителями по поводу игрушек (уборка игрушек, покупка, выбрасывание), как это проявляется теперь во взаимоотношениях с окружающими (уважение, безразличие, агрессия).

Упражнение 2.

Участники образуют пары, им надо „нарисовать" на спине партнера рукой любой рисунок и отгадать, что „нарисовано".

Обсуждение.

Какие прикосновения приятны?

Какие вызывают негативные чувства?

Что мешает понять партнера (личное восприятие, прикосновение)?

Как это мешает в общении?

Упражнение 3.

Ведущий предлагает закрыть глаза и беспорядочно перемещаться по комнате. При встрече при помощи рук пытаться „узнать" встретившегося человека.

Обратить внимание, какие возникают ощущения и чувства от прикосновений, какая появляется тактика поведения.

Упражнение 4.

Все образуют тесный круг, а в центре — один человек. Закрыв глаза, он падает на руки остальным, а те бережно его передают друг другу.

Обсудить ощущения передающих, ощущения падающего. У кого возникло чувство доверия?

Упражнение 5.

Ведущий предлагает желающим рискнуть — упасть на руки товарищей с возвышения.

Каждый может сказать то, что захочет.

Информация для педагога-психолога.

В заключение обсуждения перевести разговор на тему: «Как прикосновение и доверие влияют на процесс общения? Значимость комфортных ощущений. Какие возрастные „застревания" могут порождать мышечные зажимы?». Активизируя выводы участников, пополнить их знания теорией.

РАЗДЕЛ 5. ОБЩЕНИЕ В КОНФЛИКТЕ

Занятие № 1 (2 часа). Что такое конфликт?

Цели: дать рабочее определение конфликта; показать различие рабочего определения и бытового понимания конфликта; проанализировать конфликт с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе.

1. Работа с доской.

Ведущий записывает посередине доски слова „конфликт — это…". Затем, обращаясь к группе, предлагает описать „это" другими словами. Вариант обращения может быть таким: «Что такое, по-вашему, конфликт? Давайте запишем вокруг этого незаконченного предложения все, что приходит в голову по поводу конфликта…»

Ведущий стимулирует группу к работе, повторяя незаконченное предложение: „Конфликт — это…", — обращаясь ко всей группе и к отдельным учащимся. Ответы записываются на доске.

В ходе работы полезно ориентировать на отражение положительного воздействия конфликта. Например: „Конфликт — это возможность проверить человеческие взаимоотношения", „Это способ защиты собственного достоинства" и т. д. Такие определения лучше выделить и на доске, записывая, например, положительные формулировки по одну сторону, а отрицательные — по другую.

После того как коллективное описание „портрета" конфликта зафиксировано, проводится анализ данного материала. В ходе анализа необходимо обратить внимание на бытовое определение конфликта: «Конфликт — это ссора…», разделив при этом поведенческие, содержательные и эмоциональные компоненты конфликта. Помочь в этом может такой пример: «Вы идете по коридору школы, видите двух ваших знакомых, которые разговаривают между собой. При вашем приближении они замолкают, обмениваются многозначительными взглядами и понимающе улыбаются друг другу. Пройдя мимо, вы невольно оборачиваетесь и видите, что они смотрят вам вслед. Неожиданно встретив ваш взгляд, они быстро отводят глаза и что-то начинают говорить друг другу… Между вами не произнесено ни единого слова, но вы уверены, что это — конфликт». Здесь может быть уместен риторический вопрос: «Есть в этой ситуации то, что характеризует ссору — громкие крики, взаимные оскорбления?»

Вывод, который делает группа, резюмируется ведущим: «Да, конфликт — это не всегда ссора. Ссора может сопутствовать конфликту, но это всего лишь неконструктивный способ выражения накопившихся эмоций. Так что же такое конфликт? Как вы понимаете „конфликт интересов"? Приведите пример ситуации, где интересы двух сторон не совпадают, и это ведет к конфликту».

2. Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы по трое и каждая группа получает задание подготовить небольшую сценку — на 3—5 минут, которая дополнит коллективный „портрет" конфликта. Тема может быть любой, главное, чтобы было видно, что это — конфликт. Учащимся дается время для обсуждения задания, выбора темы, составления сценария и репетиции (обычно достаточно 5—7 минут).

После предъявления сценок проводится анализ увиденного и рефлексия. Вопросы:

Что общее было во всех сценках?

Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения этого упражнения?

Поделитесь впечатлениями — каково вам было в роли конфликтующих?

Какими могут быть последствия этих конфликтов?

Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?

3. Заключительная беседа.

Ее содержанием является фиксация результата занятия и определение направления дальнейшей работы. Ведущий предлагает высказаться по очереди („по кругу") о том, что каждый получил для себя от занятия, что заинтересовало, что хотел бы получить, работая по теме „Общение в конфликте".

Занятие № 2 (2 часа). Человек в конфликте.

Цели: показать значимость эмоциональной сферы человека и ее влияние на общение в ходе конфликта; отработать навыки использования воображения для реализации своего эмоционального состояния; понять характер собственных эмоциональных проблем в конфликтах.

Упражнение 1. Работа с ассоциативным рядом „конфликт". Участники рассаживаются в круг и получают инструкцию ведущего: «В фокусе нашего внимания — конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово „конфликт". Какой образ подсказывает ваше воображение?»

После первого ряда произвольных ассоциаций можно провести следующие:

— если конфликт — это мебель, то какая?..

— если конфликт — это посуда, то какая?..

— если это одежда…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.