Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуалистская организация




Противоположным корпоративному является индивидуалистский тип организации. Это объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, свободное, открытое и добровольное. Сама организация представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований.

Монополия в индивидуалистской организации заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности ее членов. Это во многом обеспечивается переходом к децентрализованным структурам с «центрами прибыли», эдхократическим структурам. В эдхократических организациях наивысшей ценностью является компетентность. Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, так же, как и вознаграждения, делится между участниками.

Формальности не типичны для эдхократической организации и сводятся в ней до минимума. Это относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т.п. Так, в такой организации часто бывает трудно отличить менеджера от рабочего.

Вместо властной иерархии в индивидуалистской организации господствует принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Так, управление по целям (технология управления, предложенная Питером Друкером ) и участие в управлении сотрудников, не являющихся управленцами (партисипативное управление) являются эффективными способами сочетания интересов членов организации.

Дефицит или ограничение возможностей членов организации в их деятельности заменяется в данном случае созданием условий для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования, систем открытой коммуникации в организациях и развитие внутрихозяйственного коммерческого расчета.

Субъектом интереса в индивидуалистской организации становится личность. Все в организации начинает строится вокруг человека. Не под работу ищется человек, а под человека, под его способности и мотивированность проектируется или создается работа. Действует правило, что не существует решения в организации независимо от рассмотрения качеств индивида. В организациях с индивидуалистской культурой эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности. У организации в этом случае не может быть целей, отличных от целей ее членов. Практика свидетельствует, что конкурентоспособность таких организаций очень высокая.

В такой ситуации человек начинает отвечать сам за себя. Возникает суверенитет личности. Индивид становится свободным в рамках организации, что способствует развитию творчества и инициативы в его работе.

Принятие решений в индивидуалистской организации строится по принципу меньшинства или права вето. То есть решение не принимается, если против него выступает меньшая часть членов или хотя бы один член организации. Естественно, что применение на практике такого подхода требует наличия в организации соответствующей культуры. Принцип меньшинства помогает устранить популизм в действиях руководства, помогает ему выработать умения слушать и убеждать других. Политиканство заменяется деловитостью и профессионализмом.

Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении отличают индивидуалистскую организацию от корпоративной. Индивидуализм становится основой морали и культуры в организации, так как признается и допускается всеми ее членами. Отсюда неподдельное уважение к себе и в отношениях между людьми, расчет вместо слепой веры. Преобладает лояльность своим убеждениям, что еще больше укрепляет уверенность индивида в правоте своих действий.

От того, какого типа организации распространены в экономике — корпоративные или индивидуалистские, зависит во много степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени.

Следует отметить, что в бизнесе нечасто встречаются крайние градации таких понятий менеджмента как централизация и децентрализация, коллективизм и индивидуализм, органичность и механистичность и др., поэтому реальные организации могут лишь в какой-то степени быть причислены к одному или другому типу. Поэтому индивидуалистскую организацию в чистом виде трудно найти в реальной жизни, ее управляемость и выживаемость в условиях рыночных отношений вызывает вопросы. Классик менеджментая Мери Паркер Фоллет еще в начале XX века выражала уверенность в преимуществе групповых интересов перед индивидуальными, отрицая тем самым соответствующие положения либерализма [14]. Таким образом, при проектировании системы менеджмента организации важно определить меру индивидуализации ее сотрудников, которая способствовала повышению эффективности деятельности всей организации в целом.

Сравнение основных характеристик корпоративной и индивидуалистской типов организаций приведены в табл.4.3.


 

Таблица 4.3

Основные характеристики

корпоративной и индивидуалистской организаций

Корпоративная организация Индивидуалистская организация
Объединение людей через их разъединение по социальному и профессиональному критериям Свободное, открытое и добровольное объединение людей
Монополия и стандартизация в деятельности организации Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп в организации
Доминирование иерархических властных структур. Интересы согласовываются лидерами Господство принципа увязки интересов всех членов в рамках демократического процесса
Создание и поддержание дефицита возможностей и ресурсов с их централизованным распределением Поддерживаемое руководством обеспечение поиска возможностей и дополнительных ресурсов
Субъект интереса - группа, коллектив или вся организация Субъект интереса – личность
Организация отвечает за человека. Суверенитет организации. Свобода для организации Человек отвечает сам за себя. Суверенитет личности. Свобода для личности
Принцип большинства или старшинства в принятии решений Принцип меньшинства или право вето в принятии решений
Интересы производства определяют интересы воспроизводства самого человека Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека
Двойная мораль (личная и организации) в поведении Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении
Лояльность по отношению к организации Лояльность по отношению к своим убеждениям
Человек для работы Работа для человека

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.