Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение основных направлений деятельности правительства




Лекция 30. Парламентский контроль за рубежом

Основные понятия:

парламентский контроль; формы парламентского контроля; правительственное сообщение; интерпелляция; вотум недоверия.

 

Итак, парламентский контроль. Есть различные формы парламентского контроля. Эти формы в ряде случаев пред-
усмотрены законом. Иной раз они закреплены конституцией или специальным законом. В некоторых случаях они традиционно сложились и могут быть даже не закреплены нормативным актом. Таких форм достаточно много, и конституционная практика знает следующие:

· первая форма контроля – обсуждение основных направлений деятельности правительства (обычно – на первой сессии после его избрания или ежегодно на первой сессии после парламентских каникул);

· вторая форма контроля – контроль посредством парламентских комиссий и комитетов;

· третья форма – это специальные парламентские запросы или вопросы;

· четвертая форма называется интерпелляция;

· кроме этого, называют еще пятую форму, правда она встречается реже, – это контрольные полномочия, которые осуществляют специальные должностные лица: ревизоры, контролеры, омбудсманы и т.д.;

· следующая форма контроля (шестая) – право на объявления вотума доверия или вотума недоверия при помощи резолюции порицания. Остановимся на этих формах парламентского контроля.

Как правило, после избрания парламента, когда образуется правительство (это касается парламентских республик и парламентских монархий), глава избранного правительства выступает с речью, в которой излагает основные направления и приоритеты своей будущей деятельности, рассказывает о тех задачах, которые правительство ставит перед собой. В данном случае члены парламента, выступая (критикуя или одобряя эти направления), осуществляют превентивный (предупредительный) контроль, поскольку предупреждают о каких–то нежелательных акциях, об ответственности в случаях невыполнения обещаний и т.д. Таким образом, они контролируют будущую деятельность правительства.

Правительственное сообщение – об основных направлениях его работы – может быть в виде речи премьер-министра, это может быть специальное заявление или послание президента правительству. Например, президент США ежегодно отправляет такое послание Конгрессу. Наиболее старинной формой данной деятельности является тронная речь монарха на открытии парламентской сессии Палаты Общин в Великобритании. После этих выступлений бывают прения. Голосований, как правило, не бывает, но ход прений оказывает влияние на будущую политику правительства.

Наиболее распространенной, почти повседневной и часто встречающейся формой контроля парламента за деятельностью правительства являются запросы депутатов. Запросы могут быть адресованы отдельным министрам, премьер-министру, иногда – правительству в целом. Порядок внесения этих запросов, порядок ответа на них, как правило, закрепляются в регламентах палат. Запросы бывают двух видов – письменные и устные. Устный запрос – это устное обращение члена парламента к какому–то конкретному министру или другому должностному лицу. Этот запрос фиксируется специальными служащими (клерками и т.д.) парламента. Если конкретного должностного лица, к которому обращен запрос, нет на заседании, то специальные клерки сразу после оглашения направляют такой запрос министру или его заместителю. Чаще всего, в большинстве парламентов предусмотрен специальный час запросов, во время которых практически весь кабинет приходит и ждет вопросов, которые им задаются. Если должностное лицо, получив вопрос, может на него ответить, то оно дает ответ сразу. В некоторых случаях, если ответ требует подготовки, должностное лицо требует времени для подготовки (обычно это 2–3 дня или до следующего специального дня запросов).

Письменные запросы, чаще всего, называются письменными не по форме обращения, а по форме ответа. Письменный запрос предполагает публикацию ответа в специальных парламентских или правительственных вестниках. Парламентарий объявляет свой запрос письменным, когда хочет, чтобы и вопрос, и ответ были известны более широкому кругу лиц, нежели те, кто присутствуют на пленарных заседаниях парламента. Такая форма применяется для того, чтобы избиратели и другие граждане могли прочесть, что интересует депутата, и какой ответ он получил.

В разных странах есть множество вариантов устных и письменных запросов. В некоторых странах в любом случае требуется и письменная подача запросов, и оглашение его; в некоторых – не требуется письменная форма. То есть вопросы в каждой стране решаются по–разному в зависимости от сложившихся обычаев и регулирования регламентом.

Серьезной формой воздействия на правительство является интерпелляция. Интерпелляция – это тоже разновидность парламентского запроса, отличающаяся от иных запросов тем, что по этому запросу могут быть проведены прения, после чего ответ должностного лица может быть поставлен на голосование, и по нему может быть принята резолюция либо одобряющая ответ министра, либо осуждающая его. Если результаты такого голосования отрицательные, то по правилам и законам лицо, давшее неудовлетворительный ответ, должно уйти в отставку. Результатом интерпелляции может быть отставка министра, нескольких министров, а иногда и всего правительства. Об интерпелляции правительству объявляется заранее (за несколько дней). В ряде случаев требуется заранее объявить и суть интерпелляции. Это предусмотрено специально, чтобы у правительства было время подготовиться. В ряде случаев регламенты разрешают правительству просить время для составления ответов. Это может быть несколько дней и несколько недель, если вопрос достаточно сложный и требует основательной подготовки.

В большинстве случаев интерпелляция не может быть внесена одним или двумя депутатами, а требуется поддержка интерпелляции несколькими депутатами. В ряде случаев требование об интерпелляции может внести только фракция – 20-30 депутатов.

Интерпелляция обычно вносится оппозиционными депутатами. Это способ выражения общественного мнения по поводу какой-то проблемы, способ воздействия на правительство.
А обычные запросы, которые не требуют специальной процедуры и длительного времени для подготовки могут задаваться не только депутатами оппозиции, а любыми депутатами, даже относящимися к правительственному большинству. Иногда вопросы являются для депутатов способом обратить на себя внимание, привлечь к себе внимание других депутатов (руководителей фракций) и избирателей.

В странах, где правительство ответственно перед парламентом, есть возможность более активно и реально контролировать правительство путем постановки вопроса о вотуме недоверия. В президентских республиках такого права не имеется, зато в парламентских республиках и монархиях оно время от времени применяется. Например, вопрос о вотуме недоверия достаточно часто ставится в Италии, Израиле, бывали случаи в Англии, ФРГ и других странах.

Вотум недоверия, как правило, связан с постановкой какого–то важного вопроса: принятие бюджета, основных направлений внешнеполитической деятельности. Если группа депутатов не согласна с принятием какого–то закона или постановления по важному вопросу, она заявляет о том, что связывает голосование по этому вопросу с доверием или недоверием правительству. В некоторых случаях само правительство объявляет о том, что связывает голосование по конкретному вопросу со своей бу-
дущей судьбой. Это способ воздействия на депутатов, потому что «неустойчивые» депутаты предпочтут поддержать закон, не желая объявлять вотум недоверия правительству, поскольку часто вотум недоверия означает не только отставку правительства, но и роспуск парламента, поскольку правительство, уходя, ставит вопрос перед главой государства о роспуске парламента, ссылаясь на то, что нет единства. И потом только на основе новых выборов новые депутаты смогут образовать новое правительство.

В ФРГ есть своеобразное правило о «конструктивном вотуме недоверия». Он предусмотрен статьями 67 и 68 конституции ФРГ. Суть его в том, что одновременно с постановкой вопроса о недоверии правительству лица (фракции, депутаты), ставящие вопрос о недоверии, должны предложить новую кандидатуру на должность канцлера и предоставить список возможного нового правительства. Если вопрос о недоверии и отставке решен положительно (большинство проголосовало за недоверие), то одновременно это считается голосованием за новую кандидатуру главы правительства и за новый его состав. Долгое время считалось, что это нереальная конструкция, которая только затрудняет смену правительства. Однако оказалось, что в 1982 году, когда в ФРГ был правительственный кризис – изменилось соотношение партийных сил в Бундестаге, и после того, как Свободно–Де-
мократическая партия ушла из коалиции с социал–демократами и присоединилась к христианским демократам, был проведен конструктивный вотум недоверия. В результате этого канцлер ФРГ Гельмут Шмидт ушел в отставку и одновременно был избран новый канцлер – Гельмут Коль. Он уже рекордное время (с октября 1982 года) является главой правительства Федеративной Республики Германии.

В некоторых странах функции контроля за деятельностью правительства предоставлены некоторым постоянным парламентским комиссиям. Например, комиссия Бундестага по вопросам обороны наделена такими контрольными правами и может заслушивать отчеты министра обороны, иных важных должностных лиц. Такими правами наделены парламентские комитеты Сената США. Такие особые права имеют комиссии по иностранным делам ряда стран. Они могут заслушивать отчеты министров иностранных дел.

Контрольные вопросы к теме №12

1. Что такое парламент и когда он появился?

2. Основные функции парламента.

3. Этапы парламентаризма.

4. Типы парламентов и виды их компетенций.

5. Что такое активные и реактивные парламенты, а также маргинальные и минимальные парламенты?

6. Формирование верхних палат парламентов.

7. Структура палат. Кто такой спикер?

8. Чем отличается Палата лордов от американского Сената?

9. Понятие парламентских комиссий (комитетов) и их основные функции. Как работают парламентские комиссии?

10. Партийные фракции и их роль в работе парламентов.

11. Кто такой «омбудсман»?

12. Как формируются и чем занимаются Советы старейшин? Как они еще называются?

13. Основные полномочия парламентов.

14. Каковы судебные функции парламентов? Что такое «импичмент»?

15. Делегированное законодательство, его суть и значение.

16. Каковы формы контроля за делегированным законодательством?

17. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства.

18. Что такое интерпелляция?

19. Что такое вотум недоверия и конструктивный вотум недоверия?

20. Что такое сессия? Кто созывает сессии?

21. Стадии законодательной процедуры. Что такое промульгация?

22. Что такое чтения? Сколько их бывает?

23. Что такое «флибустьерство»?

24. Основные права депутата. Иммунитет и индемнитет.

25. Как прекращаются депутатские полномочия?


ТЕМА 13. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ЗА РУБЕЖОМ

Лекция 31. Институт главы государства

Основные понятия:

глава государства; понятие главы государства по Л.М.Энтину; понятие главы государства по В.А.Стародуб-
скому; понятие главы государства по А.А.Мишину; понятие главы государства по А.М.Осавелюку.

 

В отличие от «классических» ветвей власти – парламента, правительства, суда (законодательной, исполнительной и судебной власти) – фактическое и юридическое положение главы государства однозначным образом определить невозможно. Это очень сложный вопрос: что такое и кто такой глава государства, каков его правовой и фактический статус? С одной стороны, казалось бы, все ясно. Глава государства – это лицо, которое занимает самый важный пост в стране, юридически занимает первое место. Но что стоит за этим постом?

Автору настоящей книги пришлось несколько лет (1990–1994 г.г.) участвовать в создании текста конституции. (Я оказался в числе немногих юристов–государствоведов, которые входили в рабочую группу). Коллеги (представители других юридических специальностей) в процессе работы часто спрашивали: кто такой президент, каково его место среди ветвей власти, кто он – законодатель, глава исполнительной власти или нечто среднее? Ответить тогда было трудно, поскольку вопрос непростой, и не зря в литературе отмечается, что глава государства либо не входит ни в какую ветвь власти, либо входит в законодательную и исполнительную власть, либо, наконец, только в исполнительную. Однозначного и универсального ответа на вопрос о том, каково место главы государства в системе государственного механизма, дать невозможно. Дело обстоит так, что в каждой стране место этого должностного лица очень своеобразно, и в каждой стране есть своя специфика. Однако же, при всем этом, можно выделить наиболее общие черты, наиболее яркие специфические особенности, характеризующие институт главы государства. Можно, несмотря на все трудности и противоречия, попробовать дать определение главы государства.

Такие определения в отечественной правовой литературе имеются. Так, например, Л.М.Энтин полагал, что главой государства называется «официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами». На наш взгляд, это практически универсальное определение. Хотя Л.Энтин сразу же оговаривался, что юридически санкционированные исключения из этого правила встречаются крайне редко. То есть, сам автор как бы не претендовал на универсальность своего определения.

В.А.Стародубский давал более лаконичное определение главы государства. По его мнению, глава государстваэто орган, представляющий государство в международных отношениях и осуществляющий высшие государственные акты.

А.А.Мишин не высказывался достаточно конкретно и от своего имени, кто такой и что такое глава государства. Он отмечал, что, обычно, глава государства рассматривается, как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он также писал, что глава государства возглавляет всю государственную машину, обладает, по букве конституции, обширными полномочиями и наделен такими качествами, как безответственность, несменяемость и нейтральность.

Автор параграфа о главе государства в курсе «Конституционное (государственное) право зарубежных стран» (под редакцией Б.А.Страшуна) А.М.Осавелюк, на наш взгляд, достаточно лаконично и наиболее точно определяет понятие главы государства. Это должностное лицо или орган, занимающий высшее место в системе органов государства, высший его представитель внутри и вне страны, символ единства нации, государства (народа и государства).

Роль, функции, полномочия, значение главы государства в разных конституциях, по сравнению с другими конституционными институтами, пожалуй, наиболее различаются друг от друга. При сравнении различных текстов можно увидеть, что в одних конституциях глава государства обозначается как символ нации, гарант соблюдения конституции, подчеркивается его особая роль. В других ничего не говорится о роли и значении президента, а всего лишь в нескольких пунктах перечисляются его права и полномочия. Нам остается только догадываться, каково его высшее предназначение.


Лекция 32. Глава государства в системе высших органов государства ведущих стран мира

Основные понятия:

император; король; президент; легитимный глава государства; нелегитимный глава государства; основные роли, функции главы государства; монарх; глава государства; функции главы государства; наиболее характерные и специфические полномочия главы государства; представительские функции; полномочия в сфере международных отношений; полномочия главы государства в области государственного управления; полномочия главы государства, связанные с деятельностью парламента и в законодательной сфере; абсолютное вето; отлагательное вето; простое отлагательное вето; усложненное отлагательное вето; выборочное вето; карманное вето; право издания различных нормативных и ненормативных актов; военная сфера; права главы государства в сфере вопросов войны и мира; полномочия в области правосудия или в судебной сфере; полномочиями главы государства в сфере личного статуса; права в сфере государственной безопасности; полномочиями в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства; полномочия в сфере определения экономического курса страны; дискреционные полномочия; импичмент; способы престолонаследия; регентство; право на особый титул; право на особые ритуалы; особые ритуалы; королевский двор, свита; цивильный лист; неответственность монарха.

 

Следует отметить, что в самом общем плане глава государства может выступать либо в виде монарха, либо в виде президента, либо (крайне редко) в виде коллегиального органа.

Итак, посмотрим, как конституции подходят к закреплению института главы государства. Логично начинать с главы государства, который носит самый заметный титул. Например, ст.1 конституции Японии. Первая глава называется «Император», и ее первая статья посвящена определению того, что же такое император и как понимать его место и роль в системе государственных органов: «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». В общем, сказано очень немного.

Более современная конституция Испании более подробно определяет роль и значение главы государства – короля. Это ст.56 испанской конституции: «Король является главой испанского государства, символом его единства и постоянства. Он – гарант правильного функционирования государственных институтов, осуществляет высшее представительство Испании в международных отношениях, особенно с нациями, с которыми она связана исторически. А также осуществляет функции, которые предоставлены ему конституцией и законами».

Достаточно четко определяется место, роль и значение президента Франции. Это ст.5: «Президент республики следит за соблюдением конституции, он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений сообщества и договоров».

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что даже в случаях наследственной монархии либо президента, избираемого народом, их государственно-правовая роль не очень подробно или недостаточно четко обозначается в конституциях. В случаях же, когда глава государства – это избираемый парламентом президент, то конституции иногда вообще никак не обозначают их юридическую, политическую и иную роль в государстве. Конституции просто объясняют порядок избрания президента, перечисляют некоторые (важнейшие) его функции. На наш взгляд, это не совсем верно с точки зрения конституционной теории, но в данном случае, возможно, законодатели полагали, что роль главы государства понятна и не стоит ее объяснять. А может быть они затруднялись сформулировать лаконичным и высоким стилем самые важнейшие цели и задачи главы государства.

Так, например, конституции Италии и ФРГ ничего не говорят о том, что же такое и кто такие главы государства президенты Италии и ФРГ. Статья 83, с которой начинается соответствующая глава конституции Италии, это текст о том, что президент республики избирается парламентом на совместном заседании его членов, а также закрепляется подробный порядок его избрания. В ст.84 говорится о том, кто может быть Президентом, в ст.85 о том, что Президент избирается на 7 лет, там также говорится о том, когда происходят выборы президента. В ст.86 предусматривает порядок временного замещения должности президента в тех случаях, когда он не в состоянии выполнить свои обязанности. И лишь в ст.87 говорится, что Президент республики является главой государства и представляет национальное единство. Здесь же перечисляются его конституционные полномочия.

В разделе 5 конституции ФРГ не говорится даже о том, что президент республики – это глава государства и представляет национальное единство. В Статьях 54, 55, 56 говорится лишь о том, как выбирается президент, каковы его полномочия, какую он приносит присягу, кого он назначает и как может быть отстранен от должности, т.е. авторы немецкого Основного закона вообще не назвали своего президента главой государства. Как отмечалось в научной литературе, роль главы государства ФРГ, очевидно, можно определить лишь путем доктринальных выводов.

Из сказанного вполне очевидно, что правовой и реальный статус главы государства, его роль в процессе осуществления государственной власти зависят от формы правления, существующей в данном государстве, характера политического режима, от ряда иных обстоятельств, в том числе – от сложившихся в стране традиций, обычаев и судебных прецедентов.

В странах, где глава государства обладает реальной правительственной властью – возглавляет исполнительную власть, возглавляет формально юридически или фактически правительство – он осуществляет реальное руководство государственными делами, определяет и направляет политический курс страны, обеспечивает выполнение этого курса. В этом случае глава государст-
ва – это лидер страны.

При парламентарных формах правления, т.е. при парламентской республике либо парламентской монархии, глава государства какого–либо реального участия в управлении делами государства, как правило, не принимает. Это, так называемый, номинальный глава государства. Однако при всей своей номинальности он также оказывает важное влияние на политический процесс, на работу государственного механизма. При возникновении каких–то нестандартных ситуаций, при возникновении разного рода кризисов или чрезвычайных положений, роль и степень его вовлеченности в политические процессы очень сильно возрастает.

Есть такая формула, что глава государства нужен технологически для работы государственной машины. То есть, деятельность всех частей и механизмов этой машины предполагает наличие такого звена, такой части государственного механизма, как глава государства.

Глава государства, действительно, обладая лишь номинальной властью, скажем, «всего лишь» подписывает законы. Однако его подпись придает этим законам окончательную легитимность. Эта подпись свидетельствует о том, что в государстве все происходит нормально, по правилам, по законам, по конституции. Законодательный орган принял закон, а глава государства его подписал. Это – если не реальное разделение властей, то, как бы, его символ.

Глава государства может быть легитимным главой государства – заняв свой пост, пройдя определенные процедуры на основании определенных законов, признаваемый в этом качестве своим гражданами и другими государствами.

Глава государства может быть и не легитимным – т.е. захватившим эту должность, узурпировавшим ее, но реально выполняющим функции главы государства и подчинившим себе остальные звенья государственной машины. Способы легитимизации могут быть самыми различными: если это республика, то главой государства является избранный президент, если это монархия, то это монарх, получающий свою должность по наследству. Нелегитимный глава государства, то это, как правило, диктатор, глава военной хунты, захвативший власть при помощи насилия.

Действительно, вопрос о месте главы государства в системе государственного механизма весьма сложен. Попытки определения этого места каждый раз наталкиваются на какие–то исключения из правил либо противоположные мнения и противоположные примеры. Довольно часто главу государства относят к исполнительной власти. Это звучит вполне убедительно, потому что ст.2 конституции США (самой знаменитой конституции в мире) гласит, что исполнительная власть принадлежит президенту США. Однако, по нашему мнению, в большинстве случаев этот институт, институт главы государства, совершенно отдельный комплекс, самостоятельный институт, и попытки отнести его к какой-либо ветви власти неправильны и непродуктивны.

Если попытаться обозначить основные роли, функции главы государства, определить его место какими–то ключевыми словами, то можно выделить две модели главы государства, за которыми стоят два основных понятия.

Первая модель и первая понятная всем функция – это глава государства – лидер страны. Лидер может быть формальным и фактическим. Он может сочетать оба эти качества, может быть главой «де юре» и «де факто», но это может и не совпадать. Примером фактического лидера является абсолютный монарх либо президент президентской республики, избираемый народом. Это лидер страны, причем лидер легитимный, получивший свою власть по установленным правилам и признаваемый в этом качестве народом.

Вторая модель и вторая основная функция, понимаемая и признаваемая большинством граждан, это символ власти, государства. То есть это лицо, которое олицетворяет, персонифицирует государственную власть и представляет ее в отношениях с другими государственными структурами и в отношениях с иностранными государствами.

Самый яркий символ государственной власти – это монарх, причем любой монарх – и в абсолютной монархии, и в дуалистической, и в конституционной. Но на роль символа больше всего подходит миссия монарха в конституционной монархии. Там он действительно только, и, прежде всего, символизирует государство и государственную власть. Естественно, функции и роли лидера и символа могут совпадать. Действительно, лидер в большинстве случаев, в идеале, и символ своей страны. Но символ может быть никаким не лидером, а лишь необходимой фигурой, фигурой, которая выполняет нужные в государстве функции.

А.А.Мишин несколько раз высказывал (в своем учебнике) мнение о том, что институт главы государства не имеет никаких разумных оснований для своего существования. Он приводил в доказательство пример Швейцарии, где функции главы государства выполняет правительственный исполнительный орган, состоящий из семи министров. Эта точка зрения многократно оспаривалась, мы также не согласны с ней. Но почему появилось такое мнение, что институт главы государства, как бы необязателен? Мы полагаем, что в данном случае сработала советская традиция, ведь на протяжении более шестидесяти лет в нашем общем государстве не было юридического главы государства. Был фактический лидер (самая главная фигура в стране), который возглавлял руководящую и правящую партию. Это было лицо, которое в странах, живущих по демократическим законам и традициям, не могло бы возглавлять государство, не могло бы быть лидером, т.к. оно не получило мандат из рук избирателей, из рук парламента или хотя бы, как монарх, по установленным правилам престолонаследия. Наша «традиция», когда роль главы государства как бы исполнял коллективный орган – Президиум Верховного Совета – вошла в сознание советских юристов, и мы полагаем, что именно такая привычка и объясняет давнишние утверждения профессора А.А.Мишина.

Когда ситуация в нашей стране несколько изменилась, когда открылся «железный занавес», когда общение и контакты с зарубежными странами стали более активными, стало очевидным, что старые (советские) механизмы и традиции плохо сочетаются с общемировыми правилами и традициями. Последний руководитель СССР М.Горбачев, обладая действительно невероятной властью, при общении с лидерами Запада почувствовал, что для ощущения своей полной легитимности ему не хватает мандата, если не народа, то, по крайней мере, представительного органа. Ему нужно было стать не только партийным лидером, но и государственным. При общении с зарубежными государственными руководителями М.Горбачев, также, как и один из его предшественников Л.Брежнев, стал чувствовать некоторую неполноценность, поскольку, при общении с иностранными президентами его тоже именовали президентом, т.к. он был фактическим главой государства, но он знал, и все знали, что он не был «настоящим» президентом – должность его именовалась иначе. Он был коммунистическим лидером, а хотелось соответствовать «мировым стандартам».

Вот, пожалуй, мы и нашли нужные слова. По мировым стандартам, по государственно-правовой технологии фигура главы государства необходима.

Формальные или фактические, легальные или не совсем легальные, но главы государстваэто лица, олицетворяющие страну, представляющие ее, выполняющие те функции, которые кроме них никто не должен выполнять. О функциях, о полномочиях главы государства речь пойдет ниже.

Что же касается нашей истории, то М.С.Горбачев не сразу, с большим трудом, но понял, что должность главы государства – президента – это необходимая должность в государстве. Став Генеральным Секретарем, после определенного периода раздумий, он возглавил Верховный Совет. Затем, убедившись, что Председатель парламента (спикер) и глава государства – это не одно и то же, что вести заседания парламента – это еще не значит руководить государством и представлять его в отношениях с другими государствами. После всего этого, он использовал имеющиеся рычаги власти и стал первым Президентом СССР. Вот тогда–то только на территории бывшего Союза и правоведы, и политики вдруг осознали простейшую мысль, которая долгое время как–то не помещалась в их умы, что должность главы государства в лице президента – это необходимый атрибут нормального государства. Хотя можно отметить, ряд политиков и политических партий по–прежнему отрицают необходимость этого института. Вспомним хотя бы Н.Рыжкова или Г.Зюганова, которые заявляли, что, как только они стали бы президентами, так и упразднили бы эту должность... Но, как говорится, позвольте вам не поверить. Такие должности по своей воле не упраздняют, разве что иногда переименовывают в каких–либо верховных представителей, председателей или императоров....

При изучении реальной практики современного мира можно прийти к выводу о том, что существует 6 вариантов персонификации (реализации) должности или функции главы государства.

Первый вариант – наиболее древний и традиционный – это глава государства в лице монарха. Есть три способа, при помощи которых, или посредством которых, монарх занимает престол:

а) монарх, унаследовавший свою должность (абсолютное большинство монархий – Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд и т.д.);

б) монарх, который либо назначен, либо избран своей семьей, старейшинами династий (такой вариант, например, существует в Саудовской Аравии, в африканском королевстве Свазиленд, государстве Катар и других ближневосточных монархиях);

в) монарх, избираемый другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций. Это периодически избираемый глава монархической федерации. Строго говоря, такой пример только один – это Малайзия, где главы султанатов выбирают верховного правителя на 5 лет. Приводится еще пример Объединенных Арабских Эмиратов, но там по необъяснимой причине, главы семи эмиратов раз в 5 лет избирают не главного эмира, а президента. Очевидно, это сделано то ли на западный манер, то ли для того, чтобы не объявлять одного из своих коллег эмиром над эмирами.

Второй вариантглава государства – президент. Есть также три способа приобретения этой должности:

а) президент, избранный народом, гражданами;

б) президент, избранный парламентом;

в) президент, избираемый специальными коллегиями. Коллегии могут быть различными, составленными из членов парламента, плюс представители местных органов власти. Так или иначе, это коллегия.

Третий вариант. Это нестандартный и нетипичный вариант. Речь идет о главе государства в виде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный срок. Это, например, тот вариант, что был в бывшем Советском Союзе (во всяком случае, наша ситуация трактовалась именно так), а в настоящее время это Куба. Отмечается, что, поскольку коллегиальный орган не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того, что они должны выполняться индивидуально, то какие–то полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, одним человеком – членом (или главой) коллегиального органа подписываются документы, принимаются верительные грамоты от иностранных послов и т.д.

Четвертый вариантглава государства по совместительству. Такую функцию, например, выполняет глава правительства – премьер-министр в землях ФРГ. Там каждый субъект федерации – Земля – имеет парламент и правительство, но главы этого государственного образования не имеется. Главы земельных правительств осуществляют одновременно с этим функции глав тринадцати земель.

Пятый вариантглавой государства «как бы является» генерал-губернатор – представитель британского монарха в государствах – бывших доминионах, а ныне именующихся членами Сообщества там, где нет своего главы государства. Генерал-губернаторы имеются в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Барбадосе, Ямайке и т.д., генерал-губернатор – не глава государства в чистом виде, это представитель главы государства. Но с определенными оговорками, в силу того, что главенство британской монархии является, в общем–то, условным. Генерал-губернатор, будучи формальным представителем британской короны, достаточно серьезная в государственном плане фигура.

Шестой вариант – наиболее нестандартный и находящийся вне рамок нормального государственного механизма вариант. Это единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно – путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, это главы военных хунт, провозгласившие себя главами государств, верховными начальниками и т.д.

В порядке дополнения можно еще назвать седьмой вариант. Наиболее экзотический, но вполне легитимный (в отличие от предыдущего). Речь идет о главе государства в виде племенного вождя, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство. Это, например, пожизненный глава государства – вождь самоанцев, возглавляющий государство Западная Самоа Маметоа Танумафили 2-й. После его смерти будет избран президент, но пока, в силу его заслуг перед народом и страной, он выполняет свою функцию главы государства пожизненно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.