Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советы специалиста




 

– Любопытно, само понятие «имидж» есть окончательно сформированный свод правил или оно может изменяться в зависимости от времени и моды?

–В переводе с английского имидж обозначает образ. Я больше придерживаюсь трактовки, которую нам оставил Владимир Даль. Он разводит понятия «образ» и «облик». По его мнению, «образ» – нечто твердое, устоявшееся. «Облик» – это собирательная характеристика личности, которая проявляется через её внешние данные. Очень важно, чтобы деловой человек понял: имидж – не самоцель. Быть модно причёсанным и дорого одетым, иметь манеры хорошо воспитанного человека – это ещё не ваш имидж.

Как известно, в жизни бизнесмена или человека публичной профессии огромное значение имеет «эффект приятного впечатления». Тут кроме внешних данных важное значение имеет менталитетная содержательность личности, которая физически незаметна, но хорошо улавливается другими людьми.

– Однако люди не менее остро реагируют на силу, которая чувствуется в человеке. Нравятся волевые натуры, с которыми они чувствуют себя уверенней или с которыми им надёжнее вести дела.

–Какие предприниматели преуспевающие? Волевые и хорошие организаторы. Организаторские способности нужно развивать как в обучении через ролевые игры, так и в осознанной практике. Обдумываешь новый проект, запиши мысли, потом разберись, что было самым оптимальным в твоих заметках. Такая аналитическая работа развивает организационные качества и, в конечном счете, приводит к профессиональному успеху.

Очень важно, чтобы деловой человек был коммуникабельным, т.е. был открытым в общении, умел найти тему для разговора и привлечь внимание собеседника своей точкой зрения.

Важное качество делового человека – эмпатия. Это умение улавливать внутреннее состояние человека и сопереживать ему, что нередко предрешает успех деловых переговоров. Ибо, уловив состояние своего партнёра, ты или меняешь направление беседы, или изменяешь логику размышлений, или объявляешь перерыв. Коллеги высокого профессионального уровня непременно оценят подобную отзывчивость.

Наполеон говорил: «Не умеющий держать речь карьеры не сделает». Поскольку руководитель – говорящее управленческое лицо, хотелось бы узнать, как научиться выступать перед аудиторией, будь то подчинённые или деловые партнёры?

– Наши деловые люди мало знакомы с риторикой, они редко обращаются к спичрайтерам. По собственному опыту знаю, что такое подготовить речь на 5–7 минут, чтобы она получилась яркой и убедительной. Для руководителя любого звена важно «спроектировать» эффект «социального эха» своего выступления. Вот несколько советов, как понравиться деловым партнёрам.

– Первое. Мыслите своим умом. Людям импонирует, когда им цитируют не учебник, а собственные мысли. Умейте работать с аудиторией, обнажая технологию своего мышления, чтобы окружающие могли следить за тем, как вы соображаете.

– Второе. Оперативно улавливайте пожелания аудитории. Не говорите только то, что вам хочется. Иногда надо сделать зигзаг, затронув тему, которая для этой аудитории наиболее актуальна.

– Третье. Концентрируйте внимание на болевых точках, уходите от проблем. Покажите знание реальной жизни, о чём переживают люди, чего хотят добиться в бизнесе.

– Четвёртое. Выстраивайте версии логично и аргументирование. Сегодня недостаточно жаловаться и критиковать, аудитория ждёт вариантов решения наших проблем в экономике.

– Пятое. В выступлении определяйте приоритетные «зоны внимания» людей. Чтобы из всего круга поднимаемых вами проблем было понятно, какие самые продуктивные. Не забудьте объяснить, почему вы так думаете.

– Шестое. Добивайтесь консенсуса, т.е. поддержки аудиторией ваших рассуждений.

– Седьмое. Учитесь выходить из прессинга впечатлений от предыдущего оратора. Если вы выступаете первым, ситуации такой не возникнет. Если в отведённой программе вы, например, пятый оратор, а перед вами была произнесена блестящая речь и аудитория ещё не остыла от впечатления, тут не надо спешить. Срочно вспомните эффектную «первую фразу», а вообще в своём блокноте полезно иметь несколько заготовок – ударных мыслей и сленгов в качестве начала речи. Это может быть остроумная, удачная фраза, статистические данные, малоизвестный факт. Всё это может помочь вам переключить внимание людей с предыдущего выступающего.

– Восьмое. Делайте изящные комплименты слушателям. Например, поблагодарите их за интеллектуальное сотрудничество и понимание. Это умиротворяет почти всех, и чем вы ярче звучали, тем высказанная признательность больше расположит присутствующих к общению с вами.

– Согласитесь, что и служащие коммерческих структур нередко относятся друг к другу с некоторым предубеждением или даже с подозрением. Как подобрать команду людей, знакомых с правилами делового этикета?

–Тут требуется не свод правил, а ряд действий. Например, как личный имиджмейкер руководителя крупной компании, я предложил шефу в самом начале нашей работы новый дизайн его кабинета. Выбрал мебель, посоветовал, как её расставить. И настоял на одном эффекте. Повесить сзади него на стену картину: три запряжённые женщины и мальчик вспахивают поле, а инвалид на деревянной ноге держит плуг и ведёт его. Сюжет полотна, с моей точки зрения, ярко иллюстрирует суть современного российского бизнеса. Всем нам, мужчинам и женщинам, новичкам и людям с опытом, приходится вот так, почти вручную, буквально на костылях, поднимать борозду предпринимательства. Президент компании долго не решался, полагая, что на деловых партнёров картина произведёт нежелательное впечатление. Однако я его убедил её повесить.

В его кабинете часто бывают иностранные делегации. Улавливая их многозначительные взгляды на картину, президент объяснял западным коллегам: таково нынешнее состояние отечественного бизнеса. Иностранцы улыбались, одобрительно кивали головами, а наши переговоры получали дополнительный стимул.

Повторюсь: важен дизайн кабинета. Если партнёр приходит в хорошо оборудованную рабочую комнату с современной оргтехникой, удобными креслами, и при этом шеф гармонично вписывается в интерьер, всё это производит, в том числе и на подчинённых, хорошее впечатление.

Нужно чётко соблюдать субординацию деловых отношений. Мы умудрились в бизнес привнести простецкие манеры. Поработаем два-три года вместе и переходим на «ты», обращаясь к коллегам. Я не против элементов неформального общения в деловых отношениях. Но я всегда предупреждаю руководителей: отношения с руководителями подчинённые часто воспринимают «за норму», а потому нередко «слетают с тормозов» в служебном общении. Поэтому следует продуманно избирать и последовательно внедрять в служебное общение логику субординации со всеми вытекающими последствиями. Например, нежелательно обращаться к первому лицу, минуя непосредственного начальника. Или нередко говорят «Сбегай к Саше». (Это не Саша, а генеральный директор фирмы.) Увы, демократия нередко нас разбалтывает, и мы теряем важный элемент качественной работы трудового коллектива – деловую дисциплину. Без дисциплины не может быть преуспевающих бизнесменов и коммерческих структур.

– Значит, авторитарность необходима?

–Я рекомендую бизнесменам комбинировать, условно говоря, три стиля руководства. Первый – автократический. Когда руководитель обращается непосредственно с подчинённым, минуя его начальника. Руководитель имеет такое право, если события требуют оперативных решений. Когда же шеф вызывает работников постоянно, не извещая своего вице-президента или, скажем, начальника департамента, то такая простота разбалтывает людей. И начинаются разговоры: «Я к самому хожу, а вы для меня...». Другой стиль – демократический. Когда руководитель любит советоваться, прежде чем принять окончательное речение. Конечно, это хорошо, когда подчинённые участвуют в выработке управленческих решений, в коллегиальном деловом творчестве. Но если руководитель злоупотребляет «демократией», то, принимая во внимание, что в бизнесе время – это деньги, потеря темпа в работе или оперативности принятия решений чревато серьёзными экономическими потерями. И, наконец, аристократический стиль: когда руководитель действует на подчинённых через постоянно совершенствуемую систему материального и морального стимулирования. Это – умение работать в «белых перчатках». Руководитель присутствует в фирме, но никого не подменяет и никому не мешает. Однако трудовой коллектив в хорошем рабочем напряжении, ибо система жёсткой, но профессиональной, справедливой оценки их труда побуждает к интенсивной и рациональной работе.

Эти условия способствуют развитию командного духа?

– Есть понятие «команда». Есть понятие «трудовой коллектив». Я вижу существенную разницу между этими феноменами и понятиями.

Коммерческая структура – это трудовой коллектив, в котором на профессиональной основе развиты формальные и неформальные отношения сотрудников. В коллективе существует общественное мнение, которое влияет на управление фирмой, в ряде случаев – на её имидж.

Команда же – это ограниченное число людей. Это те сподвижники, на которых руководитель постоянно опирается при разработке своих идей и при их продвижении в персонал. У нас часто называют командой деловую структуру в целом скорее из соображений престижа. С моей точки зрения, нам не надо отказываться от понятия «трудовой коллектив», а потому ориентировать менеджеров заниматься в своих фирмах созданием трудовых коллективов, так как они являются продуктивной формой кооперации труда. Например, в США придают этой проблеме должное внимание, о чём свидетельствует опыт функционирования «народных предприятий». Они составляют 10% от всех предприятий Америки и стали самыми рентабельными с низкой текучестью рабочей силы.

Как известно, в бизнесе конкурентоспособность – это показатель «номер один». Вы никогда не сделаете структуру конкурентоспособной, если там не будет трудового коллектива, в создании которого велика роль и команды её руководителя. Руководитель никогда не получит того удовлетворения от обладания властью, которое он испытывает при управлении трудовым коллективом. Эффект признания – это эффект ответной помощи. Чем значительнее социальная масса, испытывающая уважение к руководителю, тем больше каналов обратной связи руководителя с людьми, что повышает его престиж и даёт гарантии успеха в управленческой деятельности.

– Вы – автор первой книги в нашей стране по управленческой конфликтологии. Теперь её изучают современные имиджмейкеры.

–Книга эта вышла в 1972 году и называлась «Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и решения».

Получила высокие оценки в отечественной прессе; издавалась в Польше, в Чехословакии. Несмотря на давний срок издания, она до сих пор хранится в библиотеке Конгресса США.

Я отобрал 56 типичных конфликтов в трудовых коллективах и представил три типологии подхода к их упреждению и преодолению: психология решения, педагогика решения и этика решения. Такой методологический подход объяснял тем, что любой конфликт требует системного осмысления и участия подготовленного специалиста. Таким специалистом на Западе был признан конфликтолог. И я сделал первую попытку привлечь внимание общественности и власти к необходимости подготовки таких специалистов у нас в стране. К сожалению, несмотря на то, что меня поддержали в газете «Известия», конфликтология не вызвала тогда какого-либо государственного интереса.

– Дайте несколько советов деловым людям по работе с конфликтом.

– Прежде чем обсуждать какие-то дела с незнакомым человеком, постарайтесь собрать о нём предварительную информацию. Например, лучше узнать заранее, что ваш будущий деловой партнёр эмоционален и легко провоцируется. Исходя из этого, постройте общение с ним таким образом, чтобы избежать невольного столкновения

Если конфликт набирает обороты, стоит прекратить разговор. Бывает, что удачная шутка разряжает обстановку, оправдывает себя умение перевести обсуждение во время переговоров на другие пункты рассматриваемого документа. Лучше всего помогут жёсткая логика, точная аргументация, спокойный тон, смягченное лицо, доброжелательная улыбка.

– Вы полагаете, что нам стоит вернуться к моральным стимулам в интересах оздоровления делового общения?

– Убеждён в этом! У имиджмейкера, работающего в фирме, нет более эффективного рычага оздоровления межличностных отношений в трудовом коллективе, чем хорошо продуманная и технологично реализуемая система морального стимулирования работников и конкретных подразделений.

Скажем, в Германии стенды лучших сотрудников коллектива еженедельно обновляются. Они – гордость корпорации. Публичная оценка профессиональной деятельности – это не мелочь в жизни каждого из нас. Достойной и эффективной формой морального стимулирования может быть аналитическая оценка президентом компании профессионального успеха конкретного сотрудника на производственном совещании. Этот анализ может стать настоящей школой обучения. Такими методами надо добиваться рентабельности и снижения риска, занимаясь бизнесом.

– Несколько слов о деловом этикете. Этикет – это правила поведения, которые не вызывают у окружающих антипатию. Если мы понимаем, что наш коллега – человек заурядный, завистливый, да к тому же не прочь посудачить о других людях, разумеется, за их спиной, то так ли уж важно, спрашивает он разрешения, когда снимает пиджак или нет?

– Если у этого коллеги нет общей культуры, то симпатию он к себе не вызовет. Знание этикета тогда важно, когда оно органично вписывается в общий имидж человека. Например, важная деталь имиджа руководителя – его обращение к подчинённым по имени-отчеству. Если он спрашивает своего сотрудника: удобно ли вы сидите или правильно ли освещён его рабочий стол, то это тоже деловой этикет.

В целом же деловой этикет – манеры уважительного отношения к окружающим. К сожалению, сегодня несколько завышается оценка значения делового этикета в ущерб деловой этике. Проявляется это в том, что во многих учебных заведениях и системах повышения профессиональной квалификации немало учебных часов отведено этикету и практически нет занятий по этике. Вместе с тем без основательного знания этики и её отраслевых направлений, например, управленческой этики, обучение этикету напоминает натаскивание обезьяны правилам «хорошего тона».

 

Имидж – это большие деньги.

Имидж – это больше, чем деньги

 

– Виктор Максимович, насколько востребованы сегодня специалисты по имиджу?

–За рубежом час работы имиджмейкера обходится в тысячу долларов. И у нас за проведение избирательной кампании имиджмейкер получает от 15 до 30 тысяч долларов, а пиарщик или специалист по политтехнологиям и того больше. Впрочем, можно иметь деньги, но, не имея имиджа, не сделать карьеры. Ельцин никогда не стал бы президентом, если бы на него не работала мощная команда зарубежных имиджмейкеров. Сейчас любой политик или предприниматель понимает: без позитивного имиджа многого не добьёшься.

Конечно, и имиджмейкеры не всесильны. Всё зависит от поставленной задачи и её масштаба. Кстати, надо уточнить само понятие имиджмейкер. Я всегда развожу такие понятия, как имиджмейкер, пиарщик и стилист.

Уточним само понятие: «имиджмейкер – это специалист, который озабочен тем, как высветить лучшие качества, скрытые в человеке. Каждый из нас чем-то богат, но не каждый способен это подать. Я часто вспоминаю замечательную книгу Федора Шаляпина «Маска и душа», где он утверждает: «Удивительно, сколько в талантливых людях бывает неисчерпаемой внутренней жизни и как часто их внешний облик противоречит их действительной натуре». Снять подобные противоречия и должен имиджмейкер.

– Название вашей Лиги немного удивляет. Почему именно «Лига профессиональных имиджмейкеров»?

–Это же понятно. Слишком много непрофессионалов. Это весьма и весьма прибыльная профессия, она приобрела популярность. Вы можете встретить в Москве вывеску: зайдите в наш салон-парикмахерскую, и мы вам сделаем имидж. Не может цирюльник сделать имидж! Он может сделать причёску, а это лишь одна из деталей имиджа. Создание имиджа – очень сложное дело, это собирательная профессия, но слишком много «любителей» хотят ею заниматься, тем более что пока спрос превышает предложение. Между тем до появления Лиги у нас профессиональных имиджмейкеров вообще не готовили.

– А профессия-то признана официально?

–За рубежом она признана, в России – нет. Для того чтобыузаконить эту профессию, её надо кодифицировать.

– Что даёт кодификация?

–Чёткое определение, кто такой имиджмейкер и какую профессиональную подготовку он должен иметь.

– Вы разделяете имиджмейкеров, пиарщиков, стилистов, но для клиента это не имеет значения.

–Значение имеет то, каким путём вы хотите попасть во власть – достойным или любым? К великому сожалению, наши пиарщики чаще идут недостойным путём. В современной России – пир «чёрного пиара». В некоторых регионах кандидаты подписывают соглашение, где дают обязательства не пользоваться «чёрным пиаром», однако эти соглашения не соблюдаются и огромное количество скандальных сведений «обналичивается» в СМИ об избранниках народных.

– Не так просто отделить политтехнологию от имиджмейкерства. Часто и то, и другое пахнет прямым обманом населения. Человек идёт в губернаторы, пиарщики убеждают, что это кристально честный человек. Люди поверили, а оказалось – всё наоборот. Как к этому относиться? Строителей финансовых пирамид общество признаёт обманщиками, их привлекают к уголовной ответственности. А пиарщики – не обманщики? И какое к этому отношение имеют имиджмейкеры?

–В принципе «белый пиар» непременно включает в себя имиджмейкерство. Как у врачей. Есть педиатр, терапевт, офтальмолог. Так и здесь: каждому специалисту своё предназначение. У нас же пиар берёт на себя функцию «всеврачебную». Но это – непрофессионально, хотя большинство об этом не задумывается.

– Хорошо. Все согласны: у нас разгул «чёрного пиара». Что делать? Как с этим бороться?

–Избирательные комиссия, начиная с Центральной комиссии, должны на федеральном уровне чётко обозначить, что «чёрный пиар» – это наказуемое деяние.

Я не знаю серьёзных, объявленных во всеуслышание решений избирательных комиссий о том, что такой-то кандидат с такой-то командой снят за это с дистанции. Или конкретный пиарщик оштрафован. Более того, нужно выработать правовой документ, будь то указ президента или принятый Думой закон, который бы поставил «черный пиар» вне правовых рамок.

– Вы часто говорите об имидже Отечества. Нужен ли он?

– Абсолютно необходим. Граждане, если они хотят служить Отечеству, должны быть адекватны определённому национальному эталону. Это архиважная проблема. Грубый пиар в виде примитивной рекламы может всё испортить. Для создания такого эталона нужны профессиональные имиджмейкеры.

– Звучит как-то абстрактно – «имидж Отечествам.

–Просто непривычно. Отечественный историк В.О. Ключевский правильно утверждал, что новое быстрее вызревает, чем осознаётся людьми необходимость в нём.

– А у США имидж есть?

–В США прилагают колоссальные усилия, широко их не рекламируя, для создания привлекательного имиджа своей страны. Получить американский паспорт – мечта многих людей на всём белом свете, а насчёт нашего паспорта этого не скажешь.

– Люди думают, что там лучше живут.

–Почему они так думают? Имидж создан.

– Но ведь это так и есть, у них уровень жизни выше нашего.

–Тем не менее, они работают над имиджем страны. Культ флага, гимна, почитание своих президентов – это не случайность.

Когда Ельцин впервые приехал в Америку и раскритиковал там коммунизм, то на следующий день американские газеты почти ничего об этом не сообщили. Почему? Потому, что у них не принято плохо говорить о своей родине, особенно когда находишься за её пределами. Они почувствовали, что Ельцин дурной пример подаёт, хотя им было выгодно его цитировать. У нас – наоборот. Чем больше ты скажешь гадостей о своей стране, тем ты якобы принципиальнее и демократичнее. Мы, к сожалению, крайне нечестолюбивая нация.

– В Советском Союзе чего только не делали, чтобы создать привлекательный имидж страны в глазах мира. Только есть одна закавыка: образ этот был далёк от истины. В Европе и Америке не имели представления о масштабах ГУЛАГа, других преступлениях сталинского режима. Разве мы и сейчас должны приукрашивать действительность, чтобы «красивее выглядеть?

–Но разве имидж – это голая правда?

– То есть опять обман?

– Ну почему же. Создавая имидж человека, мы стараемся выделить лучшее, что в нём есть. Чем мы отличаемся от американцев? На вопрос «как дела?» они, сверкая зубами, отвечают «о'кей», хотя дела могут обстоять печально. Мы же, как правило, начинаем жаловаться: на работе, с женой, с детьми – одни проблемы. В жизни любого государства есть позитив и негатив. В имидже страны, повторюсь, делается акцент на первом. Известный голливудский продюсер в одном из журналов писал: «Образ России, который создаёт американское телевидение, зловещий: здесь опасно жить, здесь крадут людей, здесь нет туалетной бумаги. Сам упаковывал десятки рулонов плюс бутылки с минеральной водой, когда впервые ехал в Россию».

Мы должны обеспокоиться о том, как за рубежом представляют Россию. Когда Ким Чен Ир вошёл в Дворцовый зал Эрмитажа, он простоял там дольше, чем где-либо. Там созерцал он величественный трон, роскошнейшую карету Екатерины Второй. Это же наглядное свидетельство о государственной мощи давней России.

– А может быть, имидж государства не в троне и не в карете, а в том, скажем, что делают лучшие в мире автомобили, холодильники, телевизоры.

–Это составляющие имиджа.

Сначала нужно выработать общую концепцию имиджа Отечества. Создать такой консультативный орган или специальную президентскую программу. Почему бы не поощрять СМИ специальными премиями за вклад в создание позитивного имиджа Отечества? Забота об имидже Отечества делает людей патриотами. А без патриотов не может быть государства.

– Как вы оцениваете имидж: Путина?

– Среди государственных деятелей я ставлю его на первое место.

Он безупречен с точки зрения имиджмейкера?

– Отнюдь. Скажем, его встреча с Бушем-младшим в Словении. Оба выступали перед публикой на открытом воздухе. По-моему, с Путиным тогда недостаточно поработал имиджмейкер.

Буш был более раскован, а Путин – заметно напряжён. Когда Путин говорил, то Буш поворачивался к нему. Когда наш президент обращался к американскому президенту, то продолжал смотреть в микрофон. Буш в своей речи много шутил, делал акцент на сильных личностных качествах Путина. Тот, в свою очередь, мог бы обыграть наши прежние симпатии к Бушу-старшему – это произвело бы эффект. У Путина была белая сорочка, а перед телекамерами рекомендуются другие цвета: голубой, сероватый. Когда, к примеру, работали с Ельциным, возникала проблема: выступая по телевидению, он выглядел слишком статично. Поэтому было решено использовать во время телевыступлений кресло с колесиками. Ельцин этого мог и не знать, но чувствовал, что кресло позволяет ему быть более подвижным, и отсюда его раскованность и естественность позирования.

– Имидж Касьянова?

–Тут есть над чем работать. У него стандартная мимика, чувствуется самолюбование. Зато прекрасный тембр голоса. Станиславский как-то заметил: человека трудно узнать по тому, что он говорит, но всегда можно узнать по тому, как он говорит. Касьянов своим голосом компенсирует недостатки своего имиджа.

– Иванов, министр обороны?

–Ему не хватает пока, я бы сказал, государственной солидности.

– А вообще с нашими государственными деятелями имиджмейкеры работают?

–Работают, но не всегда квалифицированно: чаще всего – пиарщики и психологи. Поэтому по отдельности используется практически весь набор услуг визажистов, парикмахеров, модельеров, спичрайтеров. Однако не хватает специалиста, сводящего усилия этих профессионалов в единую личностную конструкцию, а это может сделать только имиджмейкер.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.