Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки. 45.Как Вы определите понятие Жизненным цикл ИС?




45.Как Вы определите понятие Жизненным цикл ИС?

46.Какие модели Жизненного цикла ИС получили наибольшее распространение?

47.Чем отличаются каскадная модель и поэтапная модель?

48.Почему изначально, на этапе проектирования в АИС должна быть заложена возможность развития?

49.Какие системы с точки зрения ИМ должны создаваться одновременно с АИС?

50.Что понимают под сопровождением?

51.Что понимают под поддержкой?

52.Как соотносятся внедрение, освоение, сопровождение и поддержка?

53.Какие аргументы можно привести в пользу существования системы испытаний?

54.Что называют платформой ИС? Какие элементы составляют платформу ИС?

55.Какие возможные направления развития существуют для АИС? Каким типичным ситуация соответствуют эти направления?

56.Какой тип АИС называют КИС? Каким требованиям должна удовлетворять АИС претендующая на звание КИС?

 

 

Глава 2.3. Планирование в среде информационных систем

 

 

Широкое использование информационных технологий в современном мире характерно для любого бизнеса, и особенно в областях высоких технологий. На сегодняшний день деятельность любой компании и организации сильно зависит от ИT-подразделения и зависимость эта со временем усиливается. Обслуживание информационных систем перестало быть только технической задачей, ИТ-подразделения все в большей степени становятся неотъемлемой частью бизнеса. Отсюда – необходимость увязывания целей и задач АИС с целями и задачами компании, организации. Планирование в области ИС как раз и позволяет решить эту проблему.

 

Сущность планирования в среде ИС:

Определение конкретных, конечных целей;

Создание внутренних предпосылок в создании и развитии ИС Выработка необходимых мероприятий.

Цели планирования в среде ИС:

Увязывание целей, задач функционирования АИС со стратегией развития предприятия;

Определение стратегии создания и развития АИС;

Оказание влияния на выделение инвестиций для развития АИС.

 

Различают стратегический ИМ, оперативный ИМ. Между уровнями менеджмента существуют отношения подчиненности. Цели, определяемые на стратегическом уровне менеджмента, реализуются на оперативном. Планирование на стратегическом уровне ИМ является долгосрочным – от 3 до 5 лет. Стратегическое планирование в среде ИС определяет цели по всем вопросам ИС, и пути их достижения.

Задачи оперативного планирования решаются исходя из концептуальных задач стратегического планирования и текущих задач для ИС компании. Поэтому в данной главе в большей степени будут обсуждаться вопросы стратегического планирования, как определяющие.

 

 

Аргументы в пользу в пользу стратегического планирования:

57.Задача ОИ является для предприятия жизненно важной или более важной, чем другие функциональные задачи;

58.Качественное информационное обслуживание каждого подразделения предприятия может быть

достигнуто только при согласованной работы ИС всего предприятии;

59.Появление дополнительных возможностей при развитии, совершенствовании ИС. Новые направления деятельности могут вытекать из новых возможностей. Внедрение АИС не только дает

«инструмент» для новых видов деятельности, но и высвобождает персонал и другие ресурсы для тех направлений работы, которые невозможно было охватить при традиционной обработке информации;


60.Обеспечение большей прозрачности ИС;

61.Динамичное развитие отрасли ОИ и ИТ. Расширение сферы применения ИТ, улучшение соотношения цена/выработка для технологических составляющих ИС;

62.Необходимость крупных финансовых вложений – инвестиций - в создание и развитие ИС;

63.Необходимость перспективной подготовки и переподготовки персонала для ИТ-подразделений;

64.Растущая сложность и комплексность АИС. Стратегический план развития ИС должен учитывать эти два фактора;

65.Высокий уровень потерь финансовых, рабочего времени, материальных, при изменении проектных решений для ОИ и ИС в целом. Необходимость изменений в проекте часто возникает в следствии слишком расплывчатых требований к проектируемой информационной системе.

Стратегический план создания и развития ИС полностью вписывается в общую стратегию развития предприятия. Т.е. планирование в области ИС должно являться составляющей планирования на предприятии. Процесс формирования стратегических целей планирования для ИС компании представлен на рис. 2.6

 

 


 

 

Цели, принципы и стратегии предприятия и пользователей


Анализ условий развития

предприятия в рассматриваемый момент


 

 

Стратегические цели в

области ИС

 

Стратегии

 

Оперативное

планирование

 

Планирование проектов

 

Рисунок 2.6 Процесс формирования стратегических целей планирования ИС

 

Стратегии ИС определяют долгосрочные планы по созданию и развитию ИС (модернизации, перепроектированию, трансформации). Оперативное планирование определяет задачи и способы их решения на текущий момент и краткосрочную перспективу (до года).

Самым нижним уровнем в иерархии планирования в области ИС является планирование отдельных проектов. Под отдельным проектом здесь будем понимать как мероприятия ИМ в отношении составляющих ИС предприятия, организации, так и планирование проектных работ мероприятия ИМ могут быть самыми разными, например, приобретение новых приложений для решения бизнес-задач, приобретение технологического оборудования для выполнения отдельных функциональных задач, обучение персонала ИТ-подразделений и конечных пользователей. Планирование отдельных мероприятий ИМ также необходимо как и стратегическое планирование, так как обеспечивает согласование деятельности ИТ-подразделений и предприятия в целом. Планирование работ по проектированию АИС (ЭИС), является сложной и ВТО же время хорошо разработанной областью знания. Вопросы связанные с планированием проектных работ подробно освещены например в [5,5].

Этапы стратегического планирования в области ИС представлены ниже на рис. 2.8

Содержание и последовательность шагов на этапах стратегического планирования представлены далее на рис. 2.7 и рис. 2.8.


 

Анализ окружения Анализ внутренней ситуации

 

Определение целей

принципов и направлений развития

ИС

 

 

Стратегии ИС

 

 

Выбор мероприятий

 

Определение отдельных

проектов

 

Рисунок 2.7 Этапы стратегического планирования ИС

 

 

Уточнение позиции руководителя

 

 

Оценка рисков связанных с внедрением

новых технологий

 

 

Определение области применения ИС на

предприятии

 

 

Детальный анализ окружения

предприятия

 

 

Рисунок 2.8 Анализ окружения ИС. Шаги этапа анализа

 

Анализ окружения ИС представляет собой:

рассмотрение информационного взаимодействия предприятия с партнерами, конкурентами, органами государственной власти и т.д.

оценка места ОИ и сложившейся ИС на предприятии, уровня использования ИТ в менеджменте.

 

Рассмотрим шаги этапа анализа окружения более детально.

Уточнение позиции руководителя осуществляется на первом шаге анализа. С точки зрения

ИМ, желательна полная поддержка руководства в создании и развитии ИС компании.

Оценка рисков, возникающих в результате внедрения на предприятии новых ИТ, является чрезвычайно ответственным шагом в процессе планирования. Особенно такая оценка важна для компаний, в которых, ОИ является производственным фактором, а получение качественной, аккуратной информации определяет стратегические преимущества. Риски в результате внедрения новых ИТ могут быть связаны с неверной стратегией развития ОИ и ИС в целом, с несовершенством


технологического оборудования, с несовершенством программного обеспечения. Кроме того, необходимо учитывать риски связанные с персоналом и конечными пользователями. Наиболее серьезными и очевидными являются риски:

потери или искажения информации;

вынужденных простоев из-за плохой подготовленности пользователей или не заинтересованности пользователей в освоении новой АИС;

финансовых потерь из-за не совершенности новой системы или не верной оценки окупаемости проекта.

Выявление рисков, и разработка мероприятий по их уменьшению во многом определяют весь план развития ИС.

Анализ окружения ИС включает в себя и определение области применения ИТ в бизнесе. Поэтому на данном этапе выделяются подразделения предприятия, для которых важнейшей задачей является своевременная и качественная обработка информации.

Под окружением предприятия понимают:

собственников (их интересы);

рыночную конъюктуру, складывающуюся для предприятия;

правовое поле функционирования предприятия;

партнеров и конкурентов в бизнесе;

органы власти всех типов и уровней.

Не менее важным этапом в планировании является анализ внутренней ситуации области ОИ. Анализ внутренней ситуации представляет собой:

анализ существующего состояния ИС предприятия;

выявление недостатков существующей ИС, технологии ОИ, определение требований пользователей к ИС.

Анализ внутренней ситуации осуществляется по данным обследования предприятия. При проведении обследования предприятия чаще всего используется комбинация трех основных методов – анкетирование, сбор документов, интервьюирование.

Анкетирование проводят для руководителей структурных подразделений. Задачами анкетирования являются выявление функциональных задач подразделений предприятия, потоков информации внутри подразделений, между подразделениями и с окружением предприятия. Под сбором документов понимается сбор всех форм документов как внутреннего, так и внешнего использования, определение формы представления (на бумажном носителе, в электронном виде) и способов изготовления документов (машинописный, типографские бланки, с помощью компьютера). Интервьюирование проводят с сотрудниками и специалистами предприятия. Задачами интервьюирования являются определение функций каждого сотрудника, определение видов информации получаемой и обрабатываемой сотрудниками, выявление информационных потоков между сотрудниками (как формальных так и не формальных) внутри подразделения и на предприятии в целом.

Содержание и последовательность шагов на этапе анализа внутренней ситуации представленые на рис. 2.9 на следующей странице.

Рассмотрим более детально содержание шагов анализа внутренней ситуации.

ИС существует для любой компании, организации, не зависимо от способа накопления, хранения, передачи информации. Поэтому анализ внутренней ситуации начинается с выявления жизненно важных для предприятия процессов ОИ и выявления постоянно используемых массивов информации. В зависимости от типа предприятия и класса ИС это могут массивы технологической, экономической, финансовой, бухгалтерской управленческой и других видов информации. Используемые массивы информации, составляют Информационную базу предприятия (см. глоссарий). Информационная база ИС предприятия организуется в виде БД и Банков данных.

Следующими шагами в анализе внутренней ситуации ИС, являются оценка БД и Банков данных с точки зрения ИТ-менеджера и пользователя ИС. Для формирования требований ИС необходима оценка объема и качества существующих БД, интегрированность БД в рамках ИС предприятия. Указанные характеристики влияют на выбор платформы ИС и определяют необходимость перепроектирования БД.


Выявление на предприятии эксплуатируемых структур данных и

ИТ

 


Оценка объема, качества,

интегрированности Баз

Данных и Банков Данных


Оценка полноты Баз данных

с позиции пользователя


 


Организационные и

технологические пути доступа к данным


Составление

спецификации средств управления данными


 

Защищенность данных и

мероприятия по защите

 

 

Рисунок 2.9 Содержание и последовательность шагов анализа внутренней ситуации

 

Не менее важна оценка качества ИС существующих БД с точки зрения пользователя. Показателем качества БД для пользователя является полнота. Полнота БД определяется достаточностью и структурированностью информации для выполнения функциональных обязанностей пользователей ИС. Критерий «достаточность» безусловно является размытым. С точки зрения пользователя информационную базу (и соответственно составляющую её БД) можно считать «достаточной», если пользователь, выполняя свои обязанности, не привлекает другие источники информации.

На шаге анализа организационных и технологических путей доступа к информации определяются формы представления и накопления информации (в электронном виде на бумажных носителя), конкретные носители информации, способы хранения и передачи информации, технологические особенности поиска и ОИ информации.

При составлении спецификации средств управления данными выявляют используемую модель данных, СУДБ и другие программные средства, языки программирования.

Завершающим шагом в анализе внутренней ситуации является оценка защищенности данных, описание мероприятий по защите информации. Оценка защищенности данных осуществляется с точки зрения ИМ, а не сточки зрения узкого специалиста в области защиты информации. На данном этапе рассматриваются концептуальные, а не технологические вопросы защиты информации.

В том случае если ИС предприятия является автоматизированной, анализ внутренней ситуации дополняется шагом, который следует назвать анализом информации о распределении ресурсов информационной системы. На данном шаге собирается и документально оформляется следующая информация:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.