Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия в международной торговле




Рассмотрим товар, производимый двумя фирмами в двух странах. Предположим, что функции издержек этих фирм одинаковы, средние издержки на производство товара постоянны. Если бы деятельность фирм была замкнута в национальных границах (например, вследствие очень высоких транспортных издержек или импортного тарифа), они выступали бы монополиями. Однако при относительно невысоких транспортных расходах и в отсутствие запретительных импортных тарифов установление монопольной цены одной из фирм на «собственном» внутреннем рынке создаст стимулы для другой фирмы импортировать товар.

Особенностью стратегических решений продавцов служит сегментация рынка: фирмы принимают решение не только об объеме продаж, но и об оптимальном распределении выпуска между двумя рынками. Предположим, что фирмы ведут себя так, как это предусматривает модель Курно: максимизирующий прибыль выпуск каждой фирмой зависит от объема продаж другой.

Пусть q - выпуск отечественной фирмы, реализуемый на внутреннем рынке; q* - выпуск той же фирмы, реализуемой на зарубежном рынке; уровень транспортных издержек на единицу продукции - Т. Средние и предельные издержки отечественной и зарубежной фирмы одинаковы и равны АС. Функция издержек отечественной фирмы tc(q + q*) = ACq + (AC + T)q*. Аналогично для зарубежной фирмы общие издержки TC(Q + Q*) = (AC +t)Q + ACQ*. Для простоты будем считать, что рыночный спрос на товар в обеих странах одинаков, функция спроса (обратная) P(q + Q).

Условием максимизации прибыли для обеих фирм служит выбор такого объема выпуска, чтобы предельная выручка была равна предельным издержкам:

• для отечественной фирмы

òP(q + Q)

mr = P(q + Q). + ————— q = AC

ò(q + Q)

• для зарубежной фирмы

òP(q + Q)

Mr = P(q + Q) + ————— Q = AC + T

ò(q + Q)

Эти уравнения задают функции реакции для обеих фирм. На рис. 10.9 оптимальный объем продаж зарубежной фирмы на нашем внутрением рынке положителен. То же самое относится и к внутреннему рынку страны - нашего конкурента. «Встречная торговля» выгодна для фирм-участников в том случае, когда равновесная цена на каждом из рынков в отсутствие иностранной конкуренции превышает сумму средних издержек производства товара и транспортных расходов на единицу продукции. Тогда при нулевом объеме продаж зарубежной фирмы на нашем внутреннем рынке (Q, = 0) ее предельная выручка превышает предельные издержки производства дополнительной единицы продукции, что доказывает неоптимальность выбранного объема продаж.

Встречная торговля (или «встречный демпинг») приводит к выравниванию уровня цен в странах, участвующих в международной торговле. Однако фактически фирмы на внутреннем и внешнем рынке продают товар по разным ценам. Чистая цена, получаемая на зарубежном рынке, ниже цены, получаемой на внутреннем рынке, на величину импортного тарифа и транспортных расходов на единицу продукции. На первый взгляд, такая торговля служит растратой ресурсов - поскольку зарубежная фирма по сравнению с отечественной несет дополнительные затраты, по крайней мере транспортные. Однако она может привести к повышению благосостояния по сравнению с ситуацией рынков, изолированных от международной торговли, благодаря снижению цен на рынках стран, участвующих во «встречной торговле» по сравнению с их монопольным уровнем.

 

На рис. 10.10 показано влияние встречной торговли на благосостояние внутреннего рынка. Проникновение на рынок зарубежного конкурента понижает цену с Ра до Р*, а объем продаж отечественной фирмы - с q*а до q*. По сравнению с изолированным внутренним рынком с единственной господствующей фирмой, устанавливающей монопольную цену, встречная торговля повышает излишек потребителя (сумма площадей А + В); прибыль отечественного продавца снижается (сумма площадей А + D).

Общее изменение общественного благосостояния будет зависеть от разницы между ценой изолированного рынка и равновесной ценой в условиях встречной торговли, от разницы между равновесной ценой в условиях встречной торговли и уровнем предельных издержек (индекса Лернера) и от эластичности спроса на внутреннем рынке Возможна ситуация, когда встречная торговля приведет к положительному изменению общественного благосостояния (не забывая, что мы говорим только о благосостоянии на внутреннем рынке). Графически это будет отражаться превышением площади В над площадью D. Импорт зарубежной фирмы приведет к сокращению прибыли отечественного производителя, монопольная власть на внутреннем рынке снизится. Соответствующее понижение цены будет сопровождаться увеличением выигрыша потребителя.

Как повлияет на общественное благосостояние в условиях «встречной торговли» изменение - понижение или повышение - импортного тарифа? Предположим, первоначально государство практикует запретительный импортный тариф, лишающий зарубежного продавца стимулов входа на наш внутренний рынок. Переход от закрытой к открытой экономике в результате отказа от запретительного импортного тарифа сопровождается как выигрышами, так и потерями благосостояния. Эффект чистого выигрыша возникает в результате понижения цены и соответствующего расширения потребительского излишка, а также увеличения объема собранных государством налогов; потери вызваны сокращением прибыли отечественной фирмы.

Влияние дальнейшего снижения импортного тарифа на общественное благосостояние будет состоять из четырех компонентов (эффектов) (рис. 10.11):

1 - повышение потребительского излишка вследствие снижения цены;

2 - сокращение прибыли отечественной фирмы в результате экспансии зарубежного конкурента;

3 - снижение поступлений в государственный бюджет из-за снижения импортного тарифа;

4 - расширение поступлений вследствие расширения объема продаж зарубежной фирмы на внутреннем рынке.

 

q+Q




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.