Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Население края эпохи бронзы — раннего железа




Бронзовый век. Новую эпоху в истории нашего края эпоху господства производящего хозяйства открыл бронзовый век (начало II начало I тыс. до н.э.). Как мы помним, к нему только начало переходить волосовское население. Теперь произошли более существенные изменения.

В хозяйстве местных племен ведущее место занимают мотыжное земледелие, скотоводство и металлургия. Охота же и рыболовство отступают на задний план. Бронзовые орудия труда и оружие начали постепенно вытеснять каменные, хотя каменная индустрия все еще прочно удерживала свои позиции.

Бронза более тверда, чем составляющая ее основу медь. А это значит, что, получив бронзу, человек приобрел дополнительные возможности в различных сферах своей деятельности. Развитие получили его техничес­кие навыки и умения.

Центрами производства бронзы в крае, по-видимому, были юго-восточные районы Татарстана. Здесь, по побережью Мензели, Ика, Зая, до сих пор сохранились остатки больших в свое время залежей меди.

Наиболее видными представителями эпохи бронзы Среднего Поволжья считаются так называемые приказанские племена — потомки волосовских племен. Первые их поселения были обнаружены в окрестностях Казани (у сел Займище, Балым, Карташиха, Атабаево).

Приказанские племена жили в XVI-VIII вв. до н.э. О характере их занятий рассказывают археологические находки: прекрасно отшлифованные каменные топоры, долота, тесла, зернотерки, бронзовые мотыги, серпы, ножи-кинжалы, наконечники копий, женские украшения, глиняные горшки, кости различных домашних животных. Это значит, что приказанское население знало строительное, ремесленное, военное дело, земледелие, скотоводство. Сея­ли просо, пшеницу, ячмень, зерно хранили в хозяйствен­ных ямах. Разводили лошадей, коров, овец, коз, свиней.

Поблизости поселков находились, как правило, родо­вые кладбища. Умерших хоронили в ямах головой или ногами к реке, рядом с ними ставили горшки с пищей, орудия труда и предметы домашнего обихода. Это говорит о том, что приказанские племена верили в существование души и ее переселение.

В основном закамские территории современного Татарстана населяли племена срубной культуры (их название связано с тем, что умерших они хоронили в дере­вянных срубах). Срубняки находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы. Однако они являлись для нашей территории пришлыми племенами. Сюда срубняки переселились из более южных областей, где занимались в основном скотоводством. Мотыжное земледелие было развито на припойменных почвах речных долин.

Памятники приказанской и срубной культур отразили в себе серьезные изменения, которые произошли в жизни людей эпохи бронзы. Преобладание произво­дящих форм хозяйства способствовало улучшению жизненных условий. Люди уже полностью не зависели от результатов охоты. Появилась возможность иметь запасы продовольствия, в первую очередь зерна. Домашние животные давали мясо, молоко, шерсть и кожу. Повышение жизненного уровня повлекло за собой рост численности населения. Так, в некоторых поселениях приказанских племен проживало до 500 человек.

Дальнейшее развитие экономики приводит к качественным изменениям в области общественных отношений. Внутри родовых групп выделяются металлурги и литейщики, которые специализировались на изготовлении изделий из бронзы. Резко возрастает роль обмена, особенно с племенами Урала и Западной Сибири, южных степей и Кавказа, откуда привозили металл в виде слитков и готовых изделий. Чаще происходят межплеменные столкновения за богатые природными ресурсами территории. В этих условиях в жизни родовой общины все большую роль начинает играть мужчина: металлург, скотовод и воин. Он и становится во главе рода, возникают большие патриархальные (отцовские) семьи. Женщина занимается теперь лишь домашним хозяйством и воспитанием де­тей. Матриархат уходит в прошлое.

Такие нововведения принес с собой бронзовый век. Первобытное общество существенно продвинулось вперед в своем развитии и приобрело новые черты.

Ранний железный век. Ананьинские племена (VHI-III вв. до н.э.). Мощным фактором развития хозяйства всего древнего общества стало применение же­леза. Этот металл до сих пор является одним из основных материалов в производстве материальных благ.

Для получения железа из руды нужны специальные плавильные печи или горны с искусственным дутьем, в которых должна быть очень высокая температура (1530°). Такую температуру древнейшие металлурги бронзового века в своих примитивных печах и кострах не могли получать.

Поначалу железо считалось дорогим металлом и шло, как и медь, на изготовление украшений. Но затем оно быстро вытеснило бронзу, обладая неоспоримыми над ней преимуществами. Человек получил орудия невиданной прежде остроты и твердости.

Первыми в наших краях вступили в железный век ананьинские племена. Толчком к открытию ананьнинскои культуры послужила публикация в середине XIX века в одной из казанских газет отрывков из исторического сочинения, в котором говорилось о посещении знаменитым полководцем Аксак Тимуром кладбища «святых» мусульман у древнего «Чертова» городища недалеко от Елабуги. Публикация привлекла внимание московского профессора-археолога К.И. Невоструева. Он направил письмо градоначальнику Елабуги И.В. Шишкину с просьбой сообщить, на самом ли деле возле Елабуги есть места, представляющие интерес для археологов. Ответ был утвердительный: да, возле села Ананьино существуют древние погребения, где сохранились и надгробные камни. Находят на этом месте и удивительные вещицы из бронзы и железа.

Раскопки начались летом 1858 г., в них принимало участие около сотни крестьян из окрестных деревень. За один день было раскопано около 50 погребений. Были найдены украшения, орудия труда, оружие, глиняные горшки и другие предметы. Так был обнаружен новый археологический памятник Ананьинский могильник.

В последующем были проведены более широкие раскопки. Археологи в окрестностях Елабуги, по берегам Волги, Камы, их притоков Вятки, Белой и Ветлуги обнаружили свыше 60 древних поселений и около 30 таких же древних могильников.

Ананьинская культура существовала в VIII-III вв. до н.э. Это было время расцвета античной Греции, ее при­черноморских колоний Ольвии, Херсонеса, Боспора; древнейших среднеазиатских цивилизаций Парфии, Маргианы, Согдианы и Бактрии. Ананьинцы являлись также современниками воинственных скифов, с которыми встре­чался «отец истории» Геродот, и выдающегося полко­водца древности Александра Македонского, создавшего первую мировую империю на Востоке.

Природно-климатические условия края предопреде­лили другой путь исторической эволюции ананьнинцев и не позволили им подняться до таких высот в своем развитии, которых достигли их южные современники. Однако было бы неверно употреблять здесь слово «отсталость». Именно ананьинцы, предками, которых были приказанцы, начали возводить первые военные укрепления и настоящие крепости в нашем крае. Их поселения занимали обычно высокие мысы берегов рек, были защищены мощными земляными валами и глубокими рвами. Наличие укреплений говорит о частых военных столкновениях между племенами. Ведь открытие железа привело к появлению не только усовершенствованных орудий труда, но и новых видов наступательного и защитного вооружения. В обществе ананьинцев зарождалась прослойка ремесленников-оружейников.

С ростом производительности труда у отдельных людей начали накапливаться запасы продовольствия, ценности. Их можно было продавать или обменять, накапливая новые богатства. Так, ананьинцы поддерживали оживленные торговые связи не только со своими соседя­ми, но и более отдаленными племенами и народами. Через посредство скифов к ним проникали даже отдельные вещи греческого и египетского производства. Греческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., знал ананьинцев и называл их тиссагетами.

Обогащению служили также войны. В этих условиях общество расслаивается, возникает имущественное неравенство. Вожди племен и старейшины родов стали пользоваться преимуществами, которых раньше не было.

С появлением имущественного неравенства начинается разложение первобытнообщинного строя. Этот процесс хорошо отражен в археологических материалах.

У ананьинцев существовал практически тот же погребальный обряд, что и у приказанцев. Однако социальные изменения проявились и здесь. В некоторых могилах погребены по два, иногда даже по пять-шесть человек рядовые воины, простые люди, может быть, даже рабы из числа пленников. В некоторых случаях покойники лежат в специальных «домах мертвых», сколоченных из бревен. Рядом с ними клали небогатые вещи. Но имеются и очень богатые могилы, где похоронены вожди племен и родоначальники с дорогим оружием, украшениями из золота и серебра. Появился обычай ставить над могилами военных вождей надгробные камни. На этих камнях обычно изображались воин и оружие.

Прямыми потомками ананьинцев были пьяноборские племена. Они проживали на территории Татарстана с рубежа III—II вв. до н.э.

Пьяноборцы продолжали развитие культуры предшествующего населения. Они жили преимущественно в неукрепленных поселках, но во время военной опасности скрывались в специально построенных убежищах.

В обществе пьяноборцев происходил дальнейший рост имущественного неравенства. Основу родоплеменной организации составляли большие патриархальные семьи. Значительное место в жизни общества занимали войны и военное дело. Об этом свидетельствуют многочисленные погребения мужчин с железными мечами, копьями и другим оружием, а также коллективные (братские) могилы воинов, погибших во время ожесточенных межплеменных схваток.

Таким образом, на территории края в эпохи камня, бронзы и раннего железа обитали различные племена. От века к веку менялся их образ, уровень жизни. Была создана сложная родоплеменная организация, совершен переход к производящему хозяйству.

Племена волго-камской, волосовской, приказанской, ананьинской и пьяноборской культур не имели прямого отношения к истории татарского народа. Они относились к группе так называемых поволжских финнов и стали предками современных марийцев, удмуртов и коми.

Вопросы и задания

1. Какие изменения в хозяйственной жизни местных племен произошли в эпоху раннего металла? Проследите эти изменения на примере волосовских и приказанских племен. 2. Племена срубной культуры являлись пришлыми. Попытайтесь объяснить, почему они находились примерно на том же уровне развития, что и приказанцы? 3. Что происходит в эпоху бронзы в области общественных отношений? Почему матриархат в это время уходит в прошлое? 4. Какие племена, жившие на терри­тории Татарстана, первыми вступили в железный век? Обо­снуйте свое утверждение. 5. Почему в условиях железного века учащаются военные столкновения между племенами? Как это проявилось в образе жизни ананьинцев? 6. Чем вы можете подтвердить возникновение в то время имущественного нера­венства между людьми? 7. Почему это неравенство приводит к разложению первобытнообщинного строя? Чем в данном отно­шении примечательно устройство жизни пьяноборских племен? 8. Какие современные народы являются потомками местных племен эпохи камня - раннего железа?


Глава П. ДРЕВНИЕ ТЮРКИ И РАННИЕ ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА В ЕВРАЗИИ

Новую эпоху в истории Европы открыл 375 г. Тогда многочисленные орды гуннов вторглись в ее пределы, начав опустошительную войну. Массовое передвижение гуннов на Запад дало толчок Великому переселению народов, которое способствовало гибели рабовладельческой Римской империи. В Европе зарождаются новые, раннефеодальные общественные порядки, начинается период средневековья. Важным результатом Великого переселения народов явилось формирование новой политической и этнической карты европейского континента.

Вместе с гуннами в восточноевропейские степи пришли болгары, хазары, савиры и другие тюркоязычные племена. Тем самым эпоха Великого переселения народов сыграла огромную роль в дальнейших исторических судьбах местных народов огромного региона, простиравшегося на севере до берегов Средней Волги. Именно к этим народам, имевшим свою государственность, яркую и самобытную культуру, восходят древнейшие корни татарского народа.

Конечно, и гуннов, и пришедших вслед за ними тюрков (тюркютов) нельзя считать прямыми предками татар. Из многочисленных племен гуннского союза толь­ко болгары, савиры и барсилы, оказавшиеся в VI-VII вв. в составе Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарии, ушли затем в лесостепные районы Среднего Поволжья. Смешавшись здесь с местным финно-угорским населением, они заложили основу формирования болгарской народности в составе нового государства Волжской Булгарии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.