Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Контрольные вопросы для закрепления материала




Контрольные вопросы для закрепления материала

1. На какие группы делится словарный состав общена­родного языка?

2. Какие слова относятся к активному словарному запасу языка? Приведите примеры.

3. Какие слова относятся к пассивному словарному запасу языка? Приведите примеры.

4. Каковы особенности процесса утраты слов языком?

5. На какие группы делятся устаревшие слова? Расскажите о каждой подробно. Приведите примеры.

6. Каким образом можно использовать устаревшие слова?

7. Каковы способы объяснения устаревших слов в тексте?

8. Какие слова называются неологизмами?

9. Каковы причины появления новых слов?

10. Каковы источники новых слов?

11. Что включает в себя понятие «авторские неологизмы»?

12. Поясните понятие «окказиональные авторские образования». Приведите примеры.

 

 

Примечание: упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

 

Укажите слова активного и пассивного словарного запаса. От­вет аргументируйте.

 

Абсцисса, агитка, армяк, бердянка, бионика, велеречивый, виночерпий, виньетка, гносеология, гобелен, головотяп, дзюдо, дурашка, жрец, залихватский, зерцало, конка, ликбез, острог, палица, припарковаться, сеанс, стереоэлектроника, электромо­биль.

Упражнение 2

 

Найдите устаревшую лексику в отрывках из книги В. Гиляров­ского «Москва и москвичи». Определите значения устаревших слов и укажите, являются ли они историзмами или архаизмами.

 

1. Так я в первый раз увидел колибер, уже уступивший место дрожкам, высокому экипажу с дрожащим при езде кузовом, зад­няя часть которого лежала на высоких, полукругом, рессорах. Впоследствии дрожки были положены на плоские рессоры и стали называгься пролетками.

 

2.- Дедушка, в Хамовники!

- Кое место?

- В Теплый переулок.
- Двоегривенный.

Мне показалось это очень дорого.

- Последнее слово - пятиалтынный. Без почину стою.

 

3. Среди этих палаток барахольщики раскладывали рогожи, на которых был разложен всевозможный чердачный хлам: сло­манная медная ручка, кусок подсвечника, обломок старинной канделябры.

 

4. Двух- и трехэтажные дома вокруг площади все полны та­кими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам. Под нижними нарами, поднятыми на аршин от пола, были ло­говища на двоих... Пространство в аршин высоты и полтора арши­на ширины между двумя рогожами и есть «нумер»...

 

Упражнение 3

 

Найдите историзмы в данных текстах. Укажите, с реалиями ка­ких эпох и народов они связаны.

 

1. Много надо трудиться смерду, чтобы и дань натурою опла­тить боярину, и свою семью прокормить. Но и это еще не самое страшное. Стрясется какая-нибудь беда - пожар ли подворье уничтожит, скот погибнет или неурожай случится, - тогда к бояри­ну нужно идти, в ноги ему кланяться, гривны занимать. Гривны-то он даст, но дорогой ценой - свободой своей приходится пла­тить за них: смерд становится полностью зависимым челове­ком - закупом (А. Хижняк).

 

2. В этой обстановке законодательное собрание все больше и больше чувствовало себя лишним, и 3 сентября 1792 года под давлением провинциальных коммун и Коммуны города Парижа были произведены выборы в Конвент.

 

3. В монгольском войске был порядок, установленный Чин­гиз-ханом. Каждый всадник знал свое место в десятке, и в сот­не, и в тысяче; тысячи воинов собирались в большие отряды, подчиненные воеводам....Поодаль, в степи, широким кольцом рассыпались черные татарские юрты и рыжие шерстяные шатры. Это был личный курень Чингиз-хана, стоянка тысячи избранных телохранителей великого кагана (В. Ян).

 

4. В Московских приказах пыль столбом - дьяки и подьячие шевелят лежалые бумаги... Скоро и звания эти будут забыты. Царь повелел учредить для управления страной Сенат... (В. Дру­жинин).

Упражнение 4

 

Определите лексические значения выделенных слов. Какие из значений являются современными, а какие - устаревшими? Укажите, в каких случаях устаревшие значения слов выступают как историзмы, а в каких - как архаизмы.

 

1. Рыцарь грозно смотрел из-под забрала своего шлема с картины, висевшей в той комнате, где мы спали (Акс). Сквозь круглое стекло водолазного шлема Сальваторе увидел, что над ним, в аршине над его головой, стоит гигантский электрический скат (Купр.). 2. Надзиратель, прижавшись спиной к стене, вы­пятил свой толстый живот (М.Г.). Волк из лесу в деревню забе­жал, не в гости, но живот спасая... (Кр.). 3. Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете? (П.). Вечером пришли гости... папины сослуживцы, тетины знакомые курсистки (Кат.).

Упражнение 5

 

Найдите архаизмы в отрывке из сказки А. С. Пушкина и опре­делите их тип.

 

Три девы, красоты чудесной,

В одежде легкой и прелестной

Княжне явились, подошли

И поклонились до земли.

Тогда неслышными шагами

Одна поближе подошла;

Княжна воздушными перстами

Златую косу заплела.

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

За нею, скромно взор склоняя,

Потом приблизилась другая...

 

Упражнение 6

 

Найдите устаревшую лексику. Определите, с какой целью использованы историзмы и архаизмы:

1) для создания торжественно-приподнятого настроения;

2) для создания исторического колорита;

3) для речевой характеристики героев;

4) в сатирических целях.

 

1. Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он; отверз­лись вещие зеницы, как у испуганной орлицы (П.). 2. На большой дуге, где, противно всем законам, присутствовали иноземцы... Петр мужественным голосом сказал боярам: - Понеже фортуна скрозь нас бежит, которая никогда так близко на юг не бывала: блажен, кто хватает ее за волосы. Посему приговорите, бояре; разоренный и выжженный Азов благоустроить вновь и населить войском немалым (А.Н.Т.). 3. Вышитое золотом, покрытое жем­чужной сетью платье... бармы в лалах, изумрудах и алма­зах (А.Н.Т.). 4. Ликом (король Карл) светел, в левой ручке - держава, в правой ручке - вострая сабля, сам - в золоте, сереб­ре, конь под ним сивый, горячий (А.Н.Т.). 5. И на челе его высо­ком не отразилось ничего, потому что кроме спеси ничего на нем не было (Л. Лиходеев). 6. И он отверз свои уста, чтобы выдать очередную шуточку - пошлую и мерзкую (А. Крон).

Упражнение 7

 

Ниже приведены слова, которые в 20-е или 30-е годы XX века явля­лись неологизмами. Проследите их дальнейшую судьбу в русском языке:

1) перешли в активный словарь;

2) стали историзмами или архаизмами.

 

Буденовец, громкоговоритель, женотдел, коллективизация, колхоз, красноармеец, ликбез, метро, октябренок, продотряд, проф­союз, пятилетка, рабфак, ревком, светофор, советский, совнарком, спартакиада, стахановец, субботник, троллейбус, ударник, управ­дом, шефствовать.

 

Упражнение 8

 

Проанализируйте данные неологизмы и определите пути их по­явления в русском языке:

1) слова, образованные в русском языке на основе имеющихся русских или заимствованных морфем;

2) заимство­вание;

3) придание слову нового значения.

 

Аэробус, варенки (джинсы), видеоклип, видеотека, виндсер­финг, гриль, металлисты (члены неформальной молодежной груп­пы), морж (любитель зимнего плавания), панки, пиццерия, рэке­тир, скафандростроение, слайды, супертурнир, телемост, универ­сам, фломастер, штрих (паста для исправления опечаток), элект­ромобиль.

 

Упражнение 9

 

Найдите неологизмы. Определите, какие из них являются язы­ковыми, а какие - авторскими.

 

1. Скорость марсохода невелика - за два года он может пройти лишь тысячу километров по поверхности планеты (Из газ.). 2. Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах, лужаечный, можжевельничий, отшельничаю (Возн.). 3....Опрозрачила ткань паутинная твой призывно откинутый стан (Л. Мей). 4. Армстронгит - новый материал, названный так в честь астронавта, пер­вым вступившего на Луну (Из газ.). 5. В этом кипящем людовороте советской столицы такси нужны (Кольц.). 6. Провинция патриархальна: нет рокеров, металлистов, люберов, панков, хип­пи. Только «фулиганы» (Из газ.).

Упражнение 10

Найдите авторские неологизмы в стихотворении В.В. Маяков­ского «Европатория». Определите, по каким образцам, моделям русского языка они образованы. Почему такие неологизмы называют потенциаль­ными словами?

 

Упражнение 11

 

Найдите авторские неологизмы. Укажите, являются ли они потен­циальными словами или окказионализмами - словами, возникшими не по имеющимся в языке моделям, а по случайным созвучиям.

 

1. Угреет. С богом! По домам!

Позвякивают колокольца (Вл.).

 

2. Но видимся ли миг, не видимся ль столетье –

Не все ли мне равно, не все ль равно тебе,

Раз примагничены к бессмертью цветоплетью

Сердца улыбные в медузовой алчбе (Сев.).

3.Стоял январь, не то февраль,

Какой-то чертовый зимарь.

Я помню только голосок,

Над красным ротиком парок

И песенку: «Летят вдали

Красивые осенебри,

Но если наземь упадут -

Их человолки загрызут» (Возн.).

 

 

Упражнение 12

 

Определите значения выделенных слов. В каком из примеров неологизмом является авторское значение слова? Как называются такие неологизмы?

 

I. Тоска по родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть... (Цв.).

2. А там, в торжественном покое,

Разоблаченная с утра,

Сияет Белая Гора,

Как откровенье неземное (Тютч.).

Упражнение 13

 

В детской речи часто появляются неологизмы. Определите, ка­кие из неологизмов, приводимых в книге К.И. Чуковского «От двух допяти», являются потенциальными словами (укажите модели, по кото­рым они образованы) - окказионализмами, семантическими неологизмами.

 

Утки идут утьком, отпугивать (расстегивать пальто), коро­ва рогает, я намакаронился, секретарша (та, которая расска­зывает секреты), заключить дверь (запереть), сижу и отмухиваюсь, я мапин (мамин и папин), какой ты страшный спун! Что­бы сейчас было встато!, спец (тот, кто много спит), нанитывать бусы, отскорлупай мне яйцо, подфамилить бумагу, жукашечка (жук и букашечка), рукти (ногти на руках), оточительный нож (перочинный), журчей (ручей), начальная школа (школа для начальников), вихрахер (парикмахер).

Упражнение 14

 

Прочитайте статью Юрия Шаталова «Первая гробница Святого князя» (см. Приложение 30) и проанализируйте её с точки зрения активного и пассивного словарного запаса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 4693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.