Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фонд контрольных заданий по дисциплине




Контрольные задания по дисциплине

Критерии оценки знаний, умений и навыков студентов

 

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине «Современный русский язык: Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография»является экзамен.

Экзамен проводится по билетам, которые включают два теоретических вопроса и практическое задание.

 

Пример билета с теоретическими вопросами:

1. Традиционные типы переносных значений слов (метафора, метонимия,
синекдоха, функциональный перенос, использование в речи многозначных слов).

 

2. Стилистические пласты русской лексики. Функциональные стили современного русского языка (разговорный стиль речи и его особенности). Роль стилистически окрашенной лексики. Взаимодействие стилей речи в журналистике.

 

Пример билета с практическим заданием:

1. Подберите синонимический ряд, укажите доминанту. Чем отличаются синонимы друг от друга?

 

Известный – популярный - …

 

2. В каких случаях значения выделенных слов возникли в результате переноса названия. Укажите тип переноса. Аргументируйте свой ответ.

 

Основная функция языка коммуникативная. Языки пламени охватили весь дом. Девочка засмеялась и показала язык. Разведчики подвели к костру связанного языка. У него такой острый язык!

 

3. Работа с текстом. Проанализируйте публицистический текст, учитывая тематику разделов русского языка «Лексика. Фразеология».

 

Оценка знаний студентов производится по следующим критериям:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он правильно ответил на оба теоретических вопроса и не допускал ошибок в практическом задании;

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он допустил незначительные ошибки при ответе на теоретические вопросы и при выполнении практического задания;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он в целом ответил на теоретические вопросы и сделал допустимое количество ошибок при выполнении практического задания;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он не ответил ни на один теоретический вопрос и допустил много ошибок при выполнении практического задания.

 


 

«Современный русский язык: Введение. Лексика. Лексикография.

Фразеология»

«Современный русский язык: Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография»

(для студентов специальности «Журналистика»)

Примечание: Фонд контрольных заданий предназначен для контроля знаний студентов специальности 030601 – Журналистика по дисциплине «Современный русский язык: Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография » после изучения данного курса.

Преподаватели могут использовать для контроля знаний студентов любые контрольные задания на выбор, составляя различные варианты тестов.

 

Задание 1

Определите мотивированные слова.

 

А) гусыня

В) утка

С) земляника

Д) клюква

 

Задание 2

Определите, в каких сочетаниях значения слов являются первичными?

 

А) легкий испуг

В) легкий ветер

С) легкий чемодан

Д) нет правильного ответа

 

Задание 3

Определите, в каких сочетаниях значения слов являются вторичными?

 

А) хвост поезда

В) хвост собаки

С) хвост у студента

Д) нет правильного ответа

 

Задание 4

Укажите тип переноса – метафору.

 

А) Языки пламени охватили весь дом.

В) Девочка засмеялась и показала язык.

С) У него такой острый язык.

Д) Нет правильного ответа.

 

Задание 5

Укажите тип переноса – синекдоху.

 

А) На голове у неё была маленькая шапочка.

В) В стаде было пятьдесят голов скота.

С) На столе лежало несколько голов сыра.

Д) Нет правильного ответа.

 

Задание 6

Укажите тип переноса – метонимию.

 

А) У него такой острый язык.

В) Разведчики подвели к костру связанного языка.

С) Основная функция языка коммуникативная.

Д) Нет правильного ответа.

 

Задание 7

Определите омофоны.

 

А) орел парит – на улице парит

В) сторожил - старожил

С) тушь - туш

Д) нет правильного ответа

 

Задание 8

Определите омографы.

 

А) немой – не мой

В) Роман - роман

С) орел парит – на улице парит

Д) нет правильного ответа

Задание 9

Какие слова не имеют антонимов?

 

А) деревянный

В) толстый

С) четыре

Д) нет правильного ответа

Задание 10

Какие слова имеют антонимы?

 

А) вход

В) крик

С) загибать

Д) нет правильного ответа

Задание 11

Определите правильный вариант подбора антонимов.

 

А) красный -синий

В) высокий - толстый

С) день - вечер

Д) нет правильного ответа

Задание 12

 

Определите правильный вариант подбора антонимов.

 

А) высокоразвитый - малоразвитый

В) полюбить - разлюбить

С) воля - природа

Д) нет правильного ответа

 

Задание 13

Определите синонимический ряд.

 

А) красный - белый

В) вход - радость

С) обмануть – надуть - одурачить

Д) нет правильного ответа

 

Задание 14

Найдите доминанту этого синонимического ряда: надоесть – наскучить – опостылеть – опротиветь – осточертеть.

 

А) опостылеть

В) надоесть

С) опротиветь

Д) нет правильного ответа

Задание 15

Найдите доминанту этого синонимического ряда: ахинея – чушь – ерунда – бессмыслица.

 

А) ахинея

В) бессмыслица

С) чушь

Д) нет правильного ответа

Задание 16

Найдите доминанту этого синонимического ряда: промотать – истратить – ухнуть – разбазарить.

 

А) истратить

В) разбазарить

С) промотать

Д) нет правильного ответа

Задание 17

Подберите синоним со стилистически сниженной окраской: спать – почивать - …

 

А) дремать

В) дрыхнуть

С) сопеть

Д) нет правильного ответа

Задание 18

Подберите синоним со стилистически нейтральной окраской: вкушать – жрать - …

А) кушать

В) чавкать

С) есть

Д) нет правильного ответа

 

Задание 19

Подберите синоним со стилистически приподнятой окраской: глаза – гляделки - …

 

А) очи

В) шары

С) глазенки

Д) нет правильного ответа

 

Задание 20

Определите паронимы.

 

А) высокий - низкий

В) уйма - обилие

С) понятный – понятливый

Д) нет правильного ответа

Задание 21

 

Определите паронимы.

 

А) красивый - умный

В) скрытый - скрытный

С) хороший - плохой

Д) нет правильного ответа

Задание 22

Найдите слова старославянского происхождения.

 

А) невежа

В) благословлять

С) гражданин

Д) нет правильного ответа

Задание 23

 

Найдите слова старославянского происхождения.

 

А) страж

В) агнец

С) один

Д) нет правильного ответа

Задание 24

Найдите исконно русские слова.

 

А) город

В) боязнь

С) текучий

Д) нет правильного ответа

 

Задание 25

 

Найдите исконно русские слова.

 

А) добродетель

В) нрав

С) святыня

Д) нет правильного ответа

 

Задание 26

Укажите, в каком варианте слов присутствует морфологическая примета – суффикс старославянского происхождения.

 

А) благословлять

В) злословить

С) битва

Д) нет правильного ответа

Задание 27

Укажите, в каком варианте слов присутствует морфологическая примета – приставка старославянского происхождения.

 

А) низвергнуть

В) битва

С) добродетель

Д) нет правильного ответа

 

Задание 28

Определите, какие заимствованные слова в процессе их усвоения русским языком подверглись семантическим изменениям?

 

А) генерал (лат. generalis – «общий, главный»)

В) музей (лат. museum - «храм муз»)

С) бис (лат. bis – «дважды»)

Д) нет правильного ответа

 

Задание 29

 

Определите, какие заимствованные слова в процессе их усвоения русским языком подверглись фонетическим изменениям?

 

А) генерал (лат. generalis – «общий, главный»)

В) музей (лат. museum - «храм муз»)

С) бис (лат. bis – «дважды»)

Д) нет правильного ответа

 

Задание 30

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) зерцало

В) жрец

С) виночерпий

Д) нет правильного ответа

Задание 31

Укажите слова активного словарного запаса.

 

А) ликбез

В) стереоэлектроника

С) припарковаться

Д) нет правильного ответа

 

Задание 32

 

Укажите слова пассивного словарного запаса.

 

А) конка

В) дом

С) зеркало

Д) нет правильного ответа

 

Задание 33

Укажите историзмы.

 

А) боярин

В) зеницы

С) уста

Д) нет правильного ответа

 

Задание 34




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.