Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: деятельность




 

План:

I. Понятие "деятельность", ее особенности

II. Структура деятельности

III. Способы деятельности.

IV. Управление деятельностью

V. Основные виды деятельности.

I. Одним из условий развития психики является активность. Активность присуща всем живым существам.

Активность — способность к самостоятельному реагированию. Активность проявляется в процессе удовлетворения потребности.

Животное активно благодаря тому, что его природная организация /тело, органы, инстинкты/ заранее предопределяют круг вещей, которые могут стать объектом его потребностей, желание обладать ими.

У человека кроме природных потребностей, есть и социальные. Благодаря им предмет для человека перестает быть добычей, пищей. С помощью орудий человек приспосабливает предмет к своим потребностям, видоизменяет его. Поэтому у человека процесс удовлетворения потребностей выступает как активный, целенаправленный процесс овладения общественно-историческим опытом, т.е. деятельностью.

Деятельность - это активность человека, направленная на удовлетворение своих потребностей и на выполнение требований общества; направлена на познание окружающей среды, ее преобразование, включая самого человека.

Если животное всегда реактивно /т.е. его активность направлена на исследование среды и научение/, то человек обладает специфической особенностью активности, направленное не только на познание, но творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материально-духовной культуры, которых не существует в природе, и через них же он развивает, совершенствует себя, свой род.

П. Структура деятельности может рассматриваться с разных точек зрения: Это совокупность составных элементов. Это последовательность этапов деятельности. Это единство компонентов /сторон/ деятельности

Составные элементы деятельности:

1. Всякая деятельность начинается с постановки цели. Цель - это ради чего действует человек. Цели могут быть разные в зависимости от перспективы /А.С. Макаренко/: ближние, средние, дальние.

2. Цель подкрепляется побуждением к деятельности - мотивом. Мотив - это то, почему действует человек. Цель может быть одна, а мотивы разные; во многом результат деятельности оценивается по мотиву. Существуют разные классификации мотивов /см. тему "Направленность личности"/: органические /связанные с природными потребностями/, материальные /связанные с созданием предметов, желанием их приобрести/, социальные /связанные с духовными потребностями, с местом человека в обществе/.

3. Действия - это комплекс движений, направленных на предмет с определенной целью. В структуре действий можно выделить три стороны: сенсорная /направленная на чувственное познание окружающего мара с помощью органов чувств/, моторная /определяющая начало и ход движения/ и центральная-регуляционная /связанная с переработкой информации и коррекции движения/ Действия могут быть более или менее обдуманными. Если цель не осознается, то действие называется импульсивным. Если действие обдуманное, то оно называется осознанным. Различаются практические /связанные с манипулированием предметами/ и умственные /связанные с познавательными процессами/ действия. Действия, направленные на человека называются поступками. Совокупность поступков называется поведением.

4. Средства — это материал, орудие труда. Материал - это из чего человек получает продукт деятельности; орудие - это предмет, с помощью которого получается новый предмет, продукт деятельности.

5. Результат - продукт деятельности. Он может быть материальным /вещественным/ и идеальным-духовным /знание, информация./ Для того, что бы деятельность была результативной, необходимо составные элементы выстроить в строгой последовательности, поэтапно.

Этапы деятельности:

- мотиваиионно-оринтеровочный /подготовительный/. На этом этапе происходит планирование деятельности: постановка цели, обдумывание мотива, выбор материала, орудия деятельности, выбор способов деятельности, предвидение результата.

- исполнительский. Для него характерно осуществление деятельности, выполнение задания. По ходу деятельности возможно деление основных цели и мотива на более мелкие, необходимые для конкретной умственной или практической операции.

- контрольно-оценочный. На этом этапе происходит сличение результата деятельности с поставленной целью. Контроль и оценка осуществляется как в конце, так и в начале всей деятельности.

У каждой деятельности можно выделить внешний и внутренний компонент /сторону/. Внутренний компонент - это анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельности со стороны центральной нервной системы, а также психические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. Внешний компонент - это разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение компонентов деятельности не постоянно. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется переход внешних компонентов во внутренние - происходит автоматизация и интериоризация. При возникновении затруднения в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушением внутренних компонентов, происходит обратный процесс - экстериоризация: сокращенные действия разворачиваются, внутренние - становятся внешними, сознательно контролируются.

Таким образом, деятельность можно определить как внешнюю и внутреннюю активность, направленную на достижение цели.

III. Осуществлять деятельность можно сознательно /с помощью умения/, полусознательно /с помощью навыка/, бессознательно /привычка/. Рассмотрим подробнее каждый способ деятельности.

  1. Навык - это действие, автоматизированное многократными упражнениями.

Значение навыка в том, что он экономит нервную энергию, время, силы человека; освобождает сознание для других действий, открывает возможность для творческой деятельности. Различают двигательный и интеллектуальный навыки.

В основе навыка лежит динамический стереотип - система условно-рефлекторных связей. Что бы эти связи возникли необходимо многократные повторения одного и того же действия.

Этапы формирования навыка:

- ознакомительный /цель ясна, не ясны способы действия/;

- подготовительный - аналитический /понимание способов выполнения; но действия не точны, много лишних движений, внимание напряжено, контроль плохой/;

- стандартизирующий /качество движений повышается, происходит перенос внимания с процесса на результат деятельности, переход к мускульному контролю/;

- ситуативный /гибкое целесообразное выполнение действий, приспособление действий к ситуации/.

Показатели совершенствования навыка:

- высокое качество действия

- отсутствие лишних движений

- слияние отдельных движений в единое целое

- постепенное уменьшение зрительного контроля

Взаимодействие навыков:

Навыки влияют друг на друга по-разному. Навык может способствовать усвоению нового навыка. Такое положительное влияние называется индукцией. Если навык тормозит выработку другого навыка, то такое взаимодействие называется интерференцией.

2. Умение освоенный человеком способ выполнения деятельности. Это возможность эффективного выполнения деятельности, в соответствии с условиями, в которых она происходит. Умение предполагает использование знаний, зависит от количества и качества навыков.

Сравнительный анализ умения и навыка.

Общее в умении и навыке: они способы деятельности и требуют упражнений.

Различие в умениях и навыках:

навык умение

- это физическое действие - это умственное действие

- это технология деятельности - это методика деятельности

- требует одинаковых упражнений - требует разных упражнений

- без упражнений потерян - остается как качество личности

- достигает совершенства - совершенствуется бесконечно

3. Привычка - потребность человека совершать определенное действие. Привычка и навык сходны, у них одна физиологическая основа - динамический стереотип. Но навык - это возможность успешного выполнения действия, а привычка - побуждение производить действие. Привычки бывают гигиенические-нравственные, положительно-отрицательные.

IV. Управление деятельностью - это управление всеми ее элементами, этапами, компонентами. Средствами управления деятельностью являются воля и внимание /см. темы "Воля" и "Внимание"/.

V. У человека имеется множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству имеющихся потребностей. Но можно обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям. Это виды социальной активности, в которую включается человек в процессе индивидуального развития: общение, игра, учение, труд.

Общение — процесс взаимодействия людей

Игра - это вид деятельности, в результате которого не создается общественно-ценных материальных или духовных продуктов деятельности, но воссоздается и усваивается общественный опыт, фиксированный в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Учение - это вид деятельности, цель которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Труд - это вид деятельности, связанный с созданием общественно-ценных материальных и духовных продуктов деятельности.

 

 

 

 

контрольный тест

1. Что такое активность?

2. Что называют деятельностью?

3. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?

4. Сформулируйте понятие структура деятельности.

5. Раскройте элементы деятельности.

6. Охарактеризуйте этапы деятельности.

7. Выделите и раскройте компонент (стороны) деятельности.

8. Дайте понятие деятельность, исходя из компонентов деятельности.

9. Назовите способы деятельности.

10. Укажите общее и различие в способах деятельности.

11. Охарактеризуйте этапы формирования навыка.

12. Что такое взаимодействие навыков?

13. Что входит в понятие управление деятельностью?

14. Назовите и дайте характеристику видам деятельности.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1.Специфика человеческой деятельности.

2.Образование привычек, навыков, умений.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1. Влияние игровой деятельности на формирование качеств личности (дошкольный возраст).

2. Анализ привычек человека (самого себя), их проявление в разных видах деятельности.

 

Дополнительная литература:

1. Артемова. Формирование социальной активности. //Дошкольное воспитание, 1987 г. № 4.

2. Вдовина С. Юмор как средство борьбы с дурными привычками детей. //Дошкольное воспитание, 2001 г. № 5.

3. Дьяченко. Проблемы психологии игры. //Дошкольное воспитание, 1978. № 7.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М. 1982. /Проблема деятельности в психологии: 73-123. Деятельность и сознание: 124-158. Личность и деятельность: 159-189/.

5. Лямина, Гербова, Урбанская. О некоторых особенностях поведения детей в разных видах деятельности. //Дошкольное воспитание, 1976 г. № 8.

6. Платонова К.К. Занимательная психология - СПб: Питер Пресс, 1997. -100-110 с. /Серия "Азбука психологии"/.

7. Эльконин Д. Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. //Дошкольное воспитание, 1976. № 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.