Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции в этике бизнеса




Структура этики бизнеса

 

Традиционно этику бизнеса принято разделять на макроэтику и микроэтику.

Под макроэтикой понимается та часть, этики бизнеса, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества: корпорациями, государством и обществом в целом, так и его частями;

под микроэтикой – исследование специфики моральных взаимоотношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также держателями акций.

В системе отношений между макросубъектами специалисты выделяют 2 уровня:

· горизонтальный – между субъектами, обладающими одинаковым характеристиками (например, корпорациями);

· вертикальный – между субъектами, обладающими разными характеристиками (между корпорациями и государством, между корпорациями и обществом в целом или его частями, между корпорацией и окружающей средой).

 

 

 

В этике бизнеса сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления.

1) Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: «Не лги», «Не укради» и др.

Значительное влияние на формирование этики бизнеса оказала протестантская этика. Согласно этике протестантизма, человек должен относиться к делу, к труду с таким же благоговением, как и к служению Богу. Труд является Богоугодным делом, как и получение прибыли. Но при этом существует важное условие: оно должно быть полезным ближним и совершаться с соблюдением этических норм делового общения и поведения в бизнесе. Такими моральными нормами являются: честность, правдивость, обязательность, трудолюбие, справедливость, соблюдение обещаний и договоров.

Этика протестантизма и ее влияние на дух капитализма исследованы М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма». Под «духом капитализма» он понимает «строй мышления, для которого характерно систематическое стремление к законной прибыли в рамках своей профессии».

Протестантская этика предполагает, что в основу отношения к делу должна быть положена идея профессионального призвания, отказ во имя достижения успехов в своей профессии от многих других занятий, т. е. своеобразный аскетизм. Мыже сегодня вступаем в деловое общение, отодвинув в сторону нравственные и в том числе христианские, идеалы, которым на каждом шагу противоречат цели и характер деятельности и общения.

Такой ход событий предвидел Вебер: по мере того, как ценности протестантской этики начали преобразовывать мир «внешние мирские блага все сильнее подчинили себе людей и завоевали, наконец, такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества». Т. о., речь идет о возникновении нового типа культуры - потребительского. Дух аскезы ушел из «мирской оболочки». Победивший капитализм перестал нуждаться в христианской опоре. Стремление к наживе, попрание всех этических норм в сфере деловых отношений — таким видится лицо капитализма.

Данную проблему исследовали также Карен Хэрни, Эрих Фромм.

Современный «развитой капитализм», по мнению Фромма, на каждом шагу порождает «человека с рыночным характером», главная цель которого в деловом общении состоит в том, чтобы подороже себя продать. Все высокие нравственные принципы сразу забываются, когда речь идет о прибыли, что приводит к формированию личности конформистского типа! «Я таков, каким вы хотите меня видеть».

Предприятия традиционно сводят пользу к деньгам и исчисляют издержки и прибыль в денежном выражении.

О действиях следует судить по их последствиям. Действия обретают моральное значение лишь в том случае, когда их рассматривают в сочетании с результатами, к которым они приводит.

Хотя при решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения:

· во-первых, глобализация современного бизнеса приводит к тому, что агентами деловых отношений становятся люди, принадлежащие к различным религиозным традициям: христианству, иудаизму, буддизму и т.д. Более того, в значительной степени современная культура является светской по своему характеру;

· во-вторых, абсолютные нравственные ценности мало что могут дать человеку в ситуации конкретного морального выбора. Для этого бизнесмен даже и опирающийся на религиозные нравственные ценности, нуждается в некотором этическом инструментарии, который мог бы помочь ему проанализировать и решить сложнейшие проблемы современной предпринимательской практики.

Другие три подхода в этике бизнеса опираются на три различные этические традиции: утилитаризм, деонтологическую этику, этику справедливости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1691; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.