Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: восприятие




 

План:

I. Понятие о восприятии.

II. Физиологические основы восприятия.

III..Виды восприятия.

IV. Основные особенности восприятия.

 

I. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов и явлений. Но мир - это не разрозненность цвета, красок, запахов, а множество целостных предметов, поэтому на основе ощущений строится более сложный познавательных психический процесс - восприятие.

Восприятие - это психических процесс, заключающийся в отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на анализаторы человека. Восприятие - это не сумма ощущений (не совокупность цвета, формы, величины), а целостный осмысленный образ предмет восприятие связано с мышлением. Мы воспринимаем стол, а не совокупность твердости, гладкости. Восприятие может рассматриваться не только как психический процесс, но и как сложная деятельность; система действий, направленных на обследование объекта и создание его копии-образа в головном мозге (таким образом, восприятие связано с памятью).

В основе деятельности восприятия лежат моторные процессы:

- ощупывающие движения руки;

- движение глаза, направленное на восприятие объекта;

- движение в гортани, при восприятии музыки или голоса;

- при мыслительной деятельности также совершаются не заметные внешне идеомоторные движения.

Сформировать деятельность восприятия, значит, решить две задачи:

- усвоить сенсорные эталоны - выработанные человечеством и словесно означенные системы величин, форм, цветов, звуков и их соотношение.

- усвоить сенсорные действия - действия сличения реального раздражителя с сенсорными эталонами.

II. Специальных органов восприятия нет. Материал для деятельности этого психического

познавательного процесса дают анализ агоры.

Проследим физиологический механизм восприятия:

В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Впервые воспринимая предмет, человек начинает обследовать его всеми возможными способами /рассматривать, слушать, нюхать, пробовать на вкус/. Позднее, те свойства, которые человек получает от анализаторов в виде ощущений, соединяются в одно целое - образ предмета. Таким образом, восприятие - это результат синтетической деятельности коры больших полушарий, другими словами, в основе восприятия лежат межанализаторные связи. Благодаря им, человек может узнавать предмет, и при повторном восприятии узнать этот предмет по одному свойству, одному анализатору /узнать лимон по вкусу/. Осмысленность восприятия связана с работой вторичных корковых полей анализаторов /первичные корковые поля анализаторов отвечают за ощущения/. Воспринимаются не отдельные звуки, а слова; музыка...

III. Существуют различные классификации видов восприятия:

  1. По анализатору, в зависимости от преобладания работы того или иного анализатора в процессе восприятия предметов и явлений: зрительное, слуховое, осязательное восприятие.
  2. По воспринимаемому предмету выделяют: восприятие речи, восприятие пространства, >приятие времени, восприятие движения и т.д.
  3. По осознанию цели и прилагаемым усилиям /воле/ выделяют:

- преднамеренное восприятие - нет заранее поставленной цели, отсутствует волевая активность;

- произвольное восприятие может быть вызвано как особенностями, окружающих предметов /яркость, необычность/, так и соответствием этих предметов интересам личности.

Преднамеренное восприятие регулируется задачей: ознакомиться с предметом. Для решения задачи необходимо приложить волевые усилия. Произвольное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность, но может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение.

Наблюдение - это произвольное, планомерное восприятие, которое осуществляется с определенной целью, с помощью произвольного внимания. Если человек систематически упражняется в наблюдении, то у него развивается такое качеств личности как наблюдательность - умение замечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности указывает на взаимосвязь психических процессов и свойств личности.

IV. Основные особенности восприятия:

  1. Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта. Человек накладывает новый образ на имеющийся в памяти /чашку любой формы, расцветки человек воспринимает как чашку - посуда для питья/.
  2. Избирательность - способность выбирать из фона значимые объекты /в зависимости от интереса и необходимости/.
  3. Цельность - способность отдельные свойства, качества предмета обобщать в злостный образ /круглый, зеленый с полосами, а внутри алый, сладкий арбуз/
  4. Предметность - способность соотносить реальные свойства с реальными предметами Константность /постоянность/- способность воспринимать предметы, как относительно постоянные по величине, форме, цвету, независимо от освещения, удаленности /это качество не врождённое, а приобретенное/.
  5. Иллюзии - ошибка восприятия: неправильное, искаженное восприятие. Бывают иллюзии контраста, иллюзии смещения, иллюзии в полете и т.д.

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ.

1. Что такое восприятие?

2. Сравните процессы ощущение и восприятия.

3. Раскройте понятие восприятие как познавательного психического процесса и деятельности.

4. Какова, физиологическая основа этого процесса?

5. Назовите виды восприятия.

6. Раскройте особенности восприятия.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Виды восприятия.

2. Факторы, влияющие на формирование образов.

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛВДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

1. Законы и загадки зрительного восприятия человека. Иллюзии восприятия.

2. Влияние мышления на восприятие.

 

Дополнительная литература.

  1. Болотова. Формирование восприятия времени. //Дошкольное воспитание, 1980. №11.
  2. Величковский Б.М, Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия.- М.Д973.
  3. Венгер Л., Мухина В. К вопросу о развитии восприятия формы и величины предметов. //Дошкольное воспитание, 1971. № 9.
  4. Венгер Л., Мухина В. Сенсорное развитие дошкольника. //Дошкольное воспитание,1974. № 9.
  5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст.- М., \1965.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т.- М., 1983 (Ощущение и восприятие).
  7. Гербова Е. Рассказывание по восприятию. //Дошкольное воспитание,1975. № 9.
  8. Головчиц О. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1998. № 6.
  9. Желуницына М. Развиваем восприятие света. //Дошкольное воспитание, 2001. № 1.
  10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1982 (Познавательные психологические процессы: 31-60).
  11. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир.- М., Педагогика. 1972.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.