Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности




 

Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Начало формированию системы правового регулирования природопользования и природоохранной деятельности на территории бывшего СССР было положено с установлением советской власти. В соответствии с декретами о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках основные виды природных ресурсов становятся государственной (общенародной) собственностью. Эти административно-правовые акты сыграли впоследствии значительную роль и в регламентации природоохранной деятельности.

Осуществление индустриализации, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства вызвали все возрастающие нагрузки на окружающую среду. Вопросы же рационального использования природных ресурсов рассматривались под углом зрения всемерного ускорения темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда будет создан необходимый экономический потенциал. Такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха остро проявились на всей территории СССР на рубеже 1960–1970-х гг. и потребовали срочного решения проблем охраны природы. Во всех союзных республиках разрабатывались правовые основы охраны окружающей среды, были приняты законы об охране природы, появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.

Однако экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. И хотя официально считалось, что природоохранная деятельность в стране регулировалась Законом об охране окружающей среды, водным и лесным кодексами, кодексами о земле, недрах, республиканскими законами об охране и использовании животного мира, об охране здоровья, об охране атмосферного воздуха, положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, ряд законов и указов широко не публиковался и не распространялся. Многие ответственные работники и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды. Распад СССР и последовавшие за этим общественно-политические и социально-экономические преобразования диктовали необходимость трансформации и правового поля в сфере экологии.

Современная правовая база охраны окружающей среды и рационального природопользования, адекватная изменившимся экономическим и экологическим условиям, формируется в России с начала 90-х годов ХХ века. Сегодняшний уровень развития природоохранного законодательства позволяет говорить о сложившейся правовой системе, создающей реальную основу организации и осуществления единой государственной экологической политики.

Систему источников экологического права в России образует Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, конституции, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, нормативно-правовые акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления, общепризнанные нормы международного права и т.п.

Основа природоохранной деятельности заложена в статьях 9, 36, 42, 58, 71, 72 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает неразрывное единство прав и обязанностей граждан по охране окружающей среды. Так, в ст.42 записано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст.36 и 58 соответственно указывают на обязанность каждого сохранять природу и свободно реализовывать все права собственника, не нанося ущерба окружающей среде.

В российском законодательстве сегодня действуют около двух десятков законодательных актов экологического содержания. Основополагающим в их ряду можно назвать. Закон РСФСР «Об охране окружающей среды», в котором установлены цели и задачи системы природоохранных органов, принципы проведения государственного экологического контроля, приведен перечень платежей за природопользование, экологические требования при проектировании, размещении, строительстве и эксплуатации хозяйственных объектов, регламентированы требования обеспечения научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов общества.

Регулирование отношений в области природопользования предусматривается Земельным кодексом РСФСР (1991), Водным кодексом РФ (1995), Лесным кодексом РФ (1997), законами РФ: «О плате за землю» (1991, с последующими изменениями и дополнениями), «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» (1995), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «О животном мире» (1995), «Об отходах производства и потребления» (1998), «О плате за пользование водными объектами» (1998), «О недрах» (1999), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «О Государственном земельном кадастре» (1999) и др.

Непосредственное отношение к обеспечению экологической безопасности имеют законы, регламентирующие соблюдение природоохранных требований в смежных сферах: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «Об экологической экспертизе» (1995), Об использовании атомной энергии» (1995), «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении» (1995), «О радиационной безопасности населения» (1996), «Об энергосбережении» (1996), «О безопасном обращении с пестицидами» (1997), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997), «О лицензировании отдельных видов деятельности» (1998), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999) и др.

Несмотря на такое количество законодательных актов, одной из серьезных проблем в правовом регулировании природоохранной деятельности остается необеспеченность многих требований законов конкретизирующими их подзаконными актами. Примерно треть правовых норм носит сегодня декларативный характер, не содержит норм–правил, раскрывающих механизмы и порядок применения указанных норм. В то же время действие большого числа документов по одной и той же проблеме неизбежно порождает внутренний конфликт между ними и, как следствие, – потерю возможности эффективного и оперативного управления происходящими процессами.

Формирование правового поля охраны окружающей среды в России продолжается, и это закономерно, поскольку далеко не все аспекты природопользования охвачены правовой нормой. Так, проходят стадию разработки и обсуждения законопроекты «О растительном мире», «О порядке лицензирования пользования недрами», «О рыболовстве и охране водных биоресурсов», «Об охоте и охотничьем хозяйстве» и др. Активно обсуждаются уточнения, которые необходимо внести в Земельный кодекс, в частности, дискутируется вопрос о допустимости реального экономического оборота сельскохозяйственных угодий (купли, продажи, залога и т.п.), а также права на землю иностранных юридических и физических лиц.

 

Одним из старейших в мире является белорусское природоохранное законодательство. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории Беларуси можно считать принятие в 1588 г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим законом и составлял основу всей правовой системы. В статуте имеется раздел десятый "О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озерах и лугах", восемнадцать артикулов которого не только защищали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.

Формирование современной системы правового регулирования природопользования связано с установлением советской власти. Основные виды природных ресурсов становятся общенародной (государственной) собственностью. Было принято немало административно-правовых актов, сыгравших впоследствии значительную роль в природоохранной деятельности. Среди них декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о заповедниках и др.

Проведение в Беларуси индустриализации, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление народного хозяйства вызвали все возрастающие нагрузки на окружающую среду. Вопросы же рационального использования природных ресурсов рассматривались под углом зрения всемерного ускорения темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда будет создан необходимый экономический потенциал.

Такие негативные явления, как выработка ряда месторождений полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодородных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха остро проявились на всей территории СССР и в Беларуси на рубеже 60–70-х гг. и потребовали срочного решения проблем охраны природы. Во всех союзных республиках разрабатывались правовые основы охраны окружающей среды, в Беларуси Закон об охране природы впервые был принят в 1961 г. Появились и другие законодательные акты природоохранной направленности.

Однако экологическое законодательство в бывшем СССР являлось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. И хотя официально считалось, что природоохранная деятельность в республике регулировалась Законом об охране окружающей среды, водным и лесным кодексами, кодексами о земле, недрах, республиканскими законами об охране и использовании животного мира, об охране здоровья, об охране атмосферного воздуха, положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, ряд законов и указов широко не публиковался и не распространялся. Многие ответственные работники и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды. Большинство принятых в 70-80-е гг. законодательных актов устарели и не соответствуют изменившейся экономической и экологической ситуации.

В наши дни в Беларуси Белоруссии сделаны важные шаги по развитию нормативно-правовой базы регулирования в сфере экологии. Только за последние 6 лет Парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходящих в экономике преобразований. Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55) (1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.);

– Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды» (в редакции 2002 г.), «О государственной экологической экспертизе» (в редакции 2000 г.), «Об отходах» (в редакции 2000 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции 2000 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции 2000 г.), «Об охране и использовании животного мира» (1996 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции 1999 г.), «О радиационной безопасности» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции 2002 г.) и ряд других;

– Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997 г.), «Лесной кодекс» (2000 г.), «Водный кодекс» (1998 г.), «О земле» (1999 г.), «Гражданский кодекс» (1998г.).

 

Конституция Республики Беларусь (ст. 34,46,55)от 15.03.1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.;

Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, утвержденная Верховным Советом 06.09.1995 г.;

Законы Республики Беларусь:

·«Лесной кодекс Республики Беларусь» (1979 г.);

·«О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)» (1991 г.);

«Об охране окружающей среды» (1992 г.);

·«О государственной экологической экспертизе» (1993 г.);

·«Об отходах производства и потребления» (1993);

·«Об особо охраняемых природных территориях и объектах (1994 г.);

·«Об охране и использовании животного мира» (1996 г.);

·«Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.);

·«Кодекс Республики Беларусь о недрах» (1997 г.);

·«Водный кодекс Республики Беларусь» (1998 г.);

·«Кодекс Республики Беларусь о земле» (1999 г.);

·«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (2000г.).

В настоящее время в Парламенте рассматривается еще ряд законопроектов, среди которых наиболее важными являются новый «Лесной кодекс» и проект закона «О перевозке опасных грузов». В рамках Союза России и Беларуси Белоруссии ведется работа по гармонизации законодательств по охране окружающей среды и социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Несомненно законотворчество последних лет является шагом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. Кроме того рыночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; принятие законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями; внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.

С целью совершенствования правового регулирования рационального природопользования в 1990 г. создана Белорусская природоохранная прокуратура, деятельность которой сконцентрирована на проблемах охраны окружающей среды. Прокуратура осуществляет высший надзор за исполнением природоохранного законодательства, соблюдением законности при рассмотрении уголовных дел в сфере экологии народными судами, обеспечением возмещения вреда за счет виновных и т.д.

Охрану и защиту прав собственности на природные ресурсы, экологических прав и законных интересов человека и гражданина, выполнение правовых требований природопользования и охраны окружающей среды обеспечивают в странах СНГ правоохранительные органы (милиция, прокуратура, общие и арбитражные суды), основывающиеся в своей деятельности на законах, кодексах об административных правонарушениях, уголовном, гражданском кодексах и других правовых документах. Важную роль в пресечении правонарушений в сфере экологии играют службы контроля и общественные организации, однако, только меры запретительного характера не решат проблему сохранения нашей природной среды. Огромное значение в ее решении имеет воспитание граждан в духе бережного отношения к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам, которыми они охраняются, нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельности нуждается как в обеспечении экономическими механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты природной среды.

 

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные методы управления природопользованием.

2. Посредством каких инструментов реализуются административные методы управления природопользованием?

3. Каковы особенности управления природопользованием на этапе перехода к рынку?

4. На каких принципах основывается управление природопользованием в странах СНГ?

5. Какие органы управления природопользованием относятся к органам специальной компетенции?

6. Какие организационные структуры реализуют отраслевой принцип управления природопользованием и природоохранной деятельностью?

7. В чем состоит несовершенство правовой базы регулирования природопользования и природоохранной деятельности в странах СНГ?

8. Какие виды ответственности влечет нарушение экологического законодательства?


Глава 15. Управление природоохранной деятельностью и рациональным природопользованием на предприятии

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.