Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критериально-показательная характеристика уровней развития воспитательного потенциала семьи




 

Принимая во внимание тот факт, что воспитательный потенциал семьи как динамичная педагогическая система обладает способностью к развитию, для получения достоверных данных о происходящих изменениях в уровне сформированности компонентов воспитательного потенциала современной семьи необходимо решить проблему выбора критериев и показателей, позволяющих получать объективную информацию.

 

Под критериями традиционно понимаются «стандарты, признаки, качества, свойства изучаемого объекта, которые дают возможность судить о его состоянии и уровне функционирования и развития». Показатели – это «количественные или качественные характеристики сформированности каждого качества, свойства, признака изучаемого объекта, т.е. мера сформированности того или иного критерия».

 

Представим и обоснуем характеристику критериев и показателей, выделенных в структуре компонентов воспитательного потенциала семьи, которые определены нами аналитическим путем на основе исследовательских позиций Е.П.Арнаутовой, Н.В.Додокиной, М.И.Кириковой, В.В.Селиной,

 

Н.Ш.Тюриной, И.А.Хоменко и других и на основе собственных наблюдений.

 

В предыдущей главе нами представлен структурно-компонентный состав воспитательного потенциала современной семьи, включающий компоненты –

 

аксиологический, компетентностный, эмоционально-коммуникативный,

 

операционально-деятельностный; дана критериальная характеристика каждогокомпонента.

 

Так, аксиологический компонент воспитательного потенциала семьи

характеризуется через следующие критерии:

 

- соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения;

- ценностное отношение родителей к семье (отношение к ребенку как к ценности; ответственное отношение к родительской роли);

- ценностное отношение детей к семье (отношение к институту семьи как к ценности; ответственное отношение к родителям).

Компетентностный компонент воспитательного потенциала семьиопределяется через:

- педагогическую компетентность родителей;

 

- социальную компетентность детей в быту и семейной жизни.


 


 

Эмоционально-коммуникативный компонент воспитательного

потенциала семьи включает компоненты:

 

- характер внутрисемейных отношений (супружеских, детских, детско-родительских);

- стиль семейного воспитания.

 

Операционально-деятельностный компонент выражен через уровеньсоциально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, в учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении с

 

социумом.

 

Исходя из критериально-показательного содержания компонентов, мы

 

охарактеризовали уровни развития компонентов воспитательного потенциала семьи. Понимая под уровнем «степень величины, развития, значимости чего-либо», мы выделили четыре уровня развития воспитательного потенциала семьи в возможных градациях от «очень низкого» уровня до «высокого», условно обозначенных нами, как: 1) «социально-неприемлемый » (очень низкий уровень); 2) «интуитивно-ситуативный» (низкий уровень); 3) «социально-нормативный» (средний уровень); 4) «креативно-деятельностный» (высокийуровень).

Отметим, что выделенные уровни взаимосвязаны, и каждый предыдущий обусловливает последующий уровень.

Таким образом, в процессе теоретического обоснования проблемы нами составлена критериально-уровневая модель оценки развития воспитательногопотенциала семьи, представленная в виде таблице для удобства диагностики ипедагогического наблюдения за динамикой роста этих уровней (табл. 1).

 

Ниже мы приведем описательную характеристику каждого уровня развития воспитательного потенциала современной семьи.


 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.