Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник для супругов «Изучение удовлетворения потребности в уважении, заботе, признании




Диагностика сформированности эмоционально-коммуникативного компонента воспитательного потенциала семьи

 

Исследование характера внутрисемейных отношений

личного достоинства»

Критерии оценки   Баллы
п/п      
  Мы всегда с уважением относимся друг к другу    
  Мы всегда прислушиваемся к мнению друг друга    
  Мы ценим личные и деловые качества друг друга    
  Мы стараемся принимать такие решения, в которых  
  учитываются интересы мужа и жены    
  Я никогда не позволяю себе критиковать мужа (жену) при  
  посторонних    
  В своей супружеской жизни мы стараемся смягчить критику  
  друг друга    
  Когда случаются ссоры, мы стараемся не задевать личное  
  достоинство друг друга    
  Мы стараемся обсуждать возникшую проблему по существу,  
  не переходя на обсуждение личных качеств и особенностей  
  Мы стараемся не допускать пренебрежительного тона по  
  отношению друг к другу    
  Мы стремимся проявлять друг другу почтение и уважение  
  Мы стараемся быть особенно внимательны друг к другу, если  
  у одного из нас появляются служебные или другие  
  неприятности    
  Мы стараемся прекратить спор, если он становится очень  

 


 

  эмоциональным  
  Я ценю деловые и профессиональные качества мужа (жены)  
  Каждый из нас старается не акцентировать внимание на том,  
  что у другого партнера не очень хорошо получается в  
  домашних делах  
  Мы всегда по достоинству оцениваем усилия друг друга,  
  направленные на повышение благосостоянии семьи  
  Мы ценим друг друга и беспокоимся друг о друге  
  Мы проявляем максимум заботы друг о друге  
  Мы достаточно хорошо чувствуем настроение друг друга  
  У каждого из нас есть свои личные проблемы, которые не  
  следует обсуждать совместно  
  Каждый из нас чувствует себя в нашем браке ценимым и  
  уважаемым  

 

Методика оценки: каждый критерий оценивается по 5-балльной системе. Градация баллов:

1 – не согласен;

 

2 – согласен частично;

3 – согласен наполовину;

4 – согласен в большей степени;

 

5 – согласен полностью.

 

Интерпретация:

 

При анализе результатов самооценки удовлетворения потребности в уважении, заботе, признании личного достоинства в семье следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 20 до 100 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень внутрисемейных (супружеских) взаимоотношений как одного из критериев эмоционально-коммуникативного компонента воспитательного потенциала семьи.

 

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

 

§ 20-29 баллов - очень низкий уровень супружеских взаимоотношений;

 

§ 30-54 баллов –низкий уровень;

§ 55-69 баллов –средний уровень;

 

§ 70-100 баллов –высокий уровень.


 


 

Анкета для родителей «Внутрисемейные взаимоотношения»

Уважаемые родители! Данная анкета позволит определить особенности взаимоотношений в Вашей семье. Надеемся на объективность и искренность!

 

1. Укажите данные о себе:

 

Ф.И.О. ________________________________ состав семьи ______________

 

2. Согласованы ли у Вас в семье требования к взрослым? (нужное подчеркнуть): а) да; б) нет;

 

в) иногда.

 

3. Знаете ли Вы друзей своих детей, особенности их интересов?

 

а) да, знаю всех друзей; б) нет; в) некоторых.

 

4. Дайте характеристику своих отношений с детьми (одно из утверждений): а) спокойные, ровные, доверительные; б) требовательные; в) не терпящие возражений.

 

 

5. Доверяют ли Вам дети, делятся ли секретами?

 

а) да; б) нет;

 

в) иногда.

 

6. Возникают ли конфликтные ситуации в Вашей семье, связанные с воспитанием детей?

 

а) очень часто; б) иногда; в) никогда.

 

7. Каким образом Вы разрешаете конфликтные ситуации?

 

а) наказываю физически; б) запрещаю заниматься любимым делом;

 

в) советуюсь с психологом, воспитателем, учителем и т.п.; г) действую интуитивно;

 

д) другое ___________________________

 

Критерии оценки:

§ Да (5 баллов)

 

§ Иногда (3 балла)

 

§ Нет (1 балла)


 


 

Вопрос № 6 получает следующую оценку: а) 1 балл; б) 3 балла; в) 5 баллов. Вопрос № 7 получает следующую оценку: а) 1 балл; б) 3 балла; в) 5 баллов; г) 3 балла.

 

Интерпретация:

 

При анализе результатов самооценки внутрисемейных взаимоотношений следует иметь в виду, что общий показатель может находиться в диапазоне от 10 до 30 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень внутрисемейных взаимоотношений как одного из критериев эмоционально-коммуникативного компонента воспитательного потенциала семьи.

При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

 

§ 7-14 баллов –очень низкий уровень внутрисемейных взаимоотношений;

 

§ 15-20 баллов –низкий уровень внутрисемейных взаимоотношений,требующий существенной коррекции;

 

§ 21-27 баллов –средний уровень внутрисемейных взаимоотношений,требующий некоторой коррекции;

 

§ 28-35 баллов –высокий уровень внутрисемейных взаимоотношений,характеризующийся положительными тенденциями.

 

 

Методика для детей (подростков) «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

(автор – Р.Бернс, С.Кауфман)

 

Процедура проведения обследования:

Для выполнения ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаши и ластик. Предложить ребенку выполнить следующее задание: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо разъяснений: «Можешь рисовать, как хочешь». После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

 

1. Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2. Где работают и учатся все члены семьи?

 

3. Как в семье распределяются домашние обязанности?

4. Каковы твои (ребенка) взаимоотношения с отдельными членами семьи?

 

В системе количественной оценки учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальные – количество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или отдельных его частей ластиком, затушевывание или заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательные – изображаемая деятельность членов семьи и людей на рисунке.

 

 

Интерпретация рисунка: основное внимание обращается на следующие аспекты:


 

 


 

1. Анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи на рисунке).

2. Анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество и прорисовка деталей, схема тел отдельных членов семьи).

 

3. Анализ процесса рисования (последовательность процесса рисования членов семьи, вербальные комментарии и реплики, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).

 

Основания для интерпретации рисунка:

 

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех,с которыминаходится в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотношения. Например, расстояние между членами семьи на рисунке – важный показатель психологической близости. Иногда ребенок рисует между ними различные объекты, которые служат преградой. Общая деятельность всех членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных семейных отношениях. Некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может свидетельствовать о чувстве неполноценности в семейной ситуации. На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка.

 

2. Считается, что ребенок чаще всего детализирует, дольше всего рисует и тщательнее всего раскрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И

 

наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда межличностные отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены или хотя бы неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него сложились конфликтные отношения. О том же могут свидетельствовать стирание и перерисовка фигур некоторых членов семьи.

 

3. В рисунках, особенно детей дошкольного и младшего школьного возраста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так,часто одним стилем рисуются отец ибратья, а другим – мать и отец. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он больше идентифицирует себя (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка.

 

4. Чаще всего дети начинают свой рисунок с изображения того члена семьи, к кому он действительно хорошо относится. Могут возникнуть паузы перед тем,как

 

ребенок начинает рисовать одну фигуру. В отдельных случаях это может свидетельствовать об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка.

Система оценки:

Для теста КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомокомплексов:

 

1) благоприятная семейная ситуация;

 

2) тревожность;

 

3) конфликтность в семье;


 


 

4) чувство неполноценности в семейной ситуации;

 

5) враждебность в семейной ситуации (табл. 1)

 

    Оценка рисунка по симптомокомплексам Таблица 1  
         
           
Симптомокомплекс   Симптом Балл  
         
I. Благоприятная 1. Общая деятельность всех членов семьи 0,2    
семейная ситуация 2. Преобладание людей на рисунке 0,1    
  3. Изображение всех членов семьи 0,2    
  4.Отсутствие изолированных членов семьи 0,2    
  5. Отсутствие штриховки 0,1    
  6. Хорошее качество линий 0,1    
  7.Отсутсвие показателей враждебности 0,2    
  8.Адекватное распределение людей на листе 0,1    
  9.Другие возможные признаки 0,1    
II.Тревожность 1. Штриховка 0,1    
  2. Линия основания – пол 0,1    
  3. Линия над рисунком 0,1    
  4. Линия с сильным нажимом 0,1    
  5. Стирание 0,1    
  6. Преувеличенное внимание к детям 0,1    
  7. Преобладание вещей 0,1    
  8. Двойные или прерывистые линии 0,1    
  9. Подчеркивание отдельных деталей 0,1    
  10. Другие возможные признаки 0,1    
III. Конфликтность в 1. Барьеры между фигурами 0,2    
семье 2. Стирание отдельных фигур 0,1    
  3. Отсутствие основных частей тела у отдельных 0,2    
  фигур      
  4. Выделение отдельных фигур 0,2    
  5. Изоляция отдельных фигур 0,2    
  6. Неадекватная величина отдельных фигур 0,2    
  7. Несоответствие вербального описания рисунка 0,1    
  8. Преобладание вещей 0,1    
  9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2    
  10. Член семьи, стоящий спиной 0,1    
  11. Другие возможные признаки 0,1    
IV.Чувство 1. Автор рисунка непропорционально маленький 0,2    
неполноценности в 2. Расположение фигур в нижней части листа 0,2    
семейной ситуации 3. Линия слабая, прерывистая 0,1    
  4. Изоляция автора от других 0,1    
  5. Маленькие фигуры 0,1    

 


 

  6. Неподвижная по сравнению с другими фигура 0,1
  автора  
  7. Отстутвие автора 0,2
  8. Автор стоит спиной 0,1
  9. Другие возможные признаки 0,1
V. Враждебность в 1. Одна фигура на другом листе или другой стороне 0,2
семейной ситуации листа  
  2. Агрессивная позиция фигуры 0,1
  3. Зачеркнутая фигура 0,2
  4. Деформированная фигура 0,2
  5. Обратный профиль 0,1
  6. Руки раскинуты в стороны 0,1
  7. Пальцы длинные, подчеркнуты 0,1
  8. Другие возможные признаки 0,1

 

Таблица 2

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ КРС Ф.И.О. _____________________________________________________

Дата рождения ______________________________________________

Дата эксперимента __________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.