Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовая крестьянская колонизация и экономическое развитие Кубани. Земледелие и землепользование. Развитие промышленности




В 60-х гг Х1Х века Кубань и Черноморье стали на путь капиталистического развития. Бурному росту предпринимательства в регионе способствовала быстрая колонизация края. Население Кубанской области увеличилось с 1861 по 1904 на 1855 тыс. человек, причем основной прирост – 1237,5 тысяч пришелся на переселенческое население.

Следует подчеркнуть, что в предшествующий период свободному поселению переселенцев на Кубани мешали не только отношения во внутренних губерниях России, но и причины чисто местного характера. До начала 60-х гг. Х1Х века постоянная оседлость невойскового населения натерритории Черноморского казачьего войска запрещалось. Замкнутоесословное казачье землевладение и неотчуждаемость войсковых земель не позволяли переселенцам поселиться с правом получения земельных наделов.

Военно-казачья колонизация не могла дать большого эффекта в сельскохозяйственном и промышленном освоении региона. Роль казачьего населения ограничивалась тяготами военной службы и порядком пользования землей.

К условиям, задерживавшим свободную колонизацию Кубани, следует отнести и политику местной администрации, направленную на сокращение прилива переселенцев. Начало этой политики относится к 80-х годам ХIХ века, когда кавказское и местное войсковое правление объявило виновниками социальной напряженности иногороднее население.

Несмотря на трудности в колонизационном процессе, заселение Кубани в пореформенный период проходило высокими темпами. Среди условий этого можно выделить:

· отмену крепостного права в России (1861 г.),

· окончание Кавказской войны (1864 г.),

· отсутствие крепостнических традиций на Кубани,

· постройка железных дорог,

· сравнительно низкие цены на землю и ее аренду,

· более высокая заработная плата сельскохозяйственных рабочих.

Если в 1863 г. переселенцы составляли 2,7 % всего населения Кубани, то в 1904 – более половины всех жителей Кубани.

В первые десятилетия пореформенного периода ведущей отраслью сельскохозяйственного производства Кубани было скотоводство, однако, наряду с ним стали больше внимания уделять земледелию, особенно после 80-х гг. ХIХ века, когда в край хлынул поток крестьян из Европейской России. Ведущей системой земледелия была переложная. Естественно, урожайность зерна была невысокой. По сбору зерна на душу населения Кубань в 1860-х гг. стояла на одном из последних мест в стране.

С быстрым ростом населения и увеличением распашки земель определенные изменения претерпевали и способы сохранения плодородного слоя. Уже в последней четверти ХIХ века на Кубани можно было встретить хозяйства с паровой системой земледелия, с трехпольным, четырехпольным и многопольным севооборотами, с искусственным травосеянием, применяющими удобрения и поливку полей. Но таких хозяйств было немного, например, имение барона Штейнгеля.

Хлебная нива Кубани в это время стремительно росла: в начале 1870-х под злаками было занято 0,5 млн. десятин, к концу 1890-х – около 2 млн.

Включение Кубани в единый общероссийский рынок настоятельно требовало расширения транспортных возможностей для доставки урожая в морские порты. В 1869 г. одобрен проект строительства железной дороги Ростов-Владикавказ. Движение поездов открылось 2 июля 1875 г. В 1877 г. построена ветка Тихорецк – Екатеринодар. В 1896 г. вошла в эксплуатацию линия Кавказская – Ставрополь. В 1899 г. построена дорога Тихорецк – Царицын.

По-прежнему пользовался спросом и гужевой транспорт. В эти годы закончено строительство грунтовой дороги Новороссийск –Сухуми и дороги Майкоп –Туапсе.

Развивался и речной транспорт. В 1858 г. проведено обследование русла реки Кубань, а на следующий год появился первый пароход.

Важное место в перерабатывающем производстве заняло маслобойное. В 1899 г. фирма «Торговый дом братья Аведовы» в Екатеринодаре построила масложирзавод. На его базе позднее возник масложиркомбинат.

Широкое распространение получило винокурение. В 1871 г. темрюкский купец Якунин построил в Екатеринодаре винокуренный завод, производительностью 120 тыс. ведер спирта в год.

Интенсивно развивалась строительная индустрия, в том числе кирпичные заводы.

В декабре 1882 г. пущен первый цементный завод в г. Новороссийске.

С 60-х гг. началось освоение нефти Кубани. Первоначально буровые работы развернулись около станицы Титаровской. Позднее начались разработки в станице Ильской и других местах.

Интенсивно, в указанный период шло градостроительство в Новороссийске, Армавире, Майкопе, Ейске, Анапе и других городах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.