Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: Процесс управления в таможенных органах




 

1. Важным компонентом управления социально-экономической системой является процесс управления. Процесс управления - это деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления (линейные, функциональные руководители и др. управленческий персонал) направленная на достижение целей организации путем реализации определенных функций, с использованием соответствующих методов и принципов управления. Это деятельность всех звеньев по достижению целей управления, это практически смена качественных состояний управляемого объекта, происходящая под воздействием последовательной реализации основных функций управления.

Сущность процесса управления заключается в приложении служебных усилий человека для согласования совместного труда, т.е. процесс управления - это деятельность руководителя в подчиненном ему коллективе, направленная на соединение индивидуального труда каждого сотрудника в коллективный труд. Такое соединение достигается не единичными актами, а непрерывным процессом управленческой деятельности, включающей не только текущие распоряжения руководителя, но и постоянно действующие регламенты и нормативы.

Процесс управления, как и любой другой процесс, отличается специфическим содержанием, в котором выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что он реализуется по этапам в определенной последовательности, а именно: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

Цель - это представление руководителя таможенного органа о том, какой должна быть управляемая система, т.е. это желаемое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.

Включает наряду с управленческой ситуацией неудовлетворительное положение дел, нерешенные вопросы и условия их разрешения.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия автоматически влечет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку управленческого решения.

Выработка управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.

Функциональный аспект заключается в том, что функции управления - анализ, планирование, организация, регулирование, учет и контроль реализуются в строго определенной последовательности (см. рис. 2).

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности ресурсов управляемой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляющую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех его этапах. Поскольку управленческие процессы, как правило, в той или иной степени автоматизированы, этот аспект управления можно представить последовательностью человеческих и человеко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательности выполнения операций по преобразованию информации в процессе управления, а именно: поиск и сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации.

Специфическое содержание процесса управления определяет его специфические свойства. Для процесса управления в таможенных органах такими свойствами являются: динамичность, устойчивость, непрерывность, последовательность, цикличность.

Динамичность проявляется главным образом во взаимодействии различных иерархических уровней, а также этапов и операций системы управления. Она имеет определенные границы.

Устойчивость проявляется в наличии определенных схем осуществления процесса управления, которые образуют структурную основу системы управления. Последняя закреплена в организационных документах (положение о подразделении и др.).

Непрерывность определяется непрерывностью процесса оперативно-служебной деятельности. Это свойство имеет различное конкретное проявление в зависимости от уровня управления, особенностей самого процесса таможенной деятельности.

Дискретность отражает специфику управленческой деятельности и проявляется в том, что в начале при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы как бы накапливается потенциал воздействия, а затем проводится активная организационная работа, связанная с принятием и реализацией решения. Эта неравномерность протекания процесса управления и определяет свойство дискретности.

Последовательность характеризует определенную очередность выполнения этапов процесса управления, а именно: цель ситуация проблема решение.

Каждый из этих этапов обязателен и обязательна последовательность их выполнения.

Цикличность определяется тем, что при переходе управляемой системы в новое состояние появляется необходимость либо постановки новой цели управления, либо корректировки и дополнения прежней цели. А это связано с новым актом воздействия, т.е. осуществляется новый цикл процесса управления.

Специфические свойства процесса управления тесно связаны с различными его типами. Выделение наиболее типичных видов процесса управления позволяет наиболее рационально его построить и тем самым добиться высокого качества управленческого решения. Выделяются следующие типы процесса управления: линейный, корректируемый, разветвленный, ситуационный и поисковый.

Линейный тип применяется, когда имеется определенность относительно состава и выполнения операций на каждом из этапов процесса управления. Ему присуща строгая последовательность выполнения этапов и соответственно выполнение полного объема управленческих операций на каждом из этапов. Этот тип процесса управления используется преимущественно в случае типовых ситуаций и решений, а также в случае возникновения элементарных ситуаций и использования соответствующих типовых решений.

Корректируемый тип применяется, когда имеется некоторая неопределенность (существует ситуация риска) относительно состава и выполнения операций на каждом из этапов процесса управления. Предполагается дополнительная корректировка каждого из этапов процесса управления после выполнения операций (прохождения) последующего этапа. Собственно этим достигается устранение отмеченной неопределенности.

Разветвленный тип применяется, когда из-за сложности ситуации невозможно по ней принять единственное решение. В этом случае ситуация разделяется на ряд более простых. По каждой такой упрощенной ситуации выделяется отдельная проблема, а затем либо отыскивается соответствующее количество решений, либо принимается одно комплексное решение.

Ситуационный тип применяется, когда имеется полная неопределенность относительно цели воздействия, а также состава и выполнения операций на том или ином этапе процесса управления. Для устранения неопределенности сначала формулируется предварительная цель воздействия, а затем она уточняется путем возврата к оценке ситуации, определения проблемы или разработки решения.

Поисковый тип применяется, когда невозможно достаточно хорошо оценить сложившуюся ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать проблему и принять соответствующее решение. В этом случае формулируется проблема и принимается решение, насколько это возможно, на основе цели и общей оценки ситуации. Затем уточняется ситуация на основе ранее принятого решения, и в итоге корректируется решение по уточненной ситуации.

Таким образом, каждый тип процесса управления имеет свои специфические особенности и применяется при вполне определенных условиях.

При построении эффективного управления большое значение имеет распределение операций (управленческих работ) в процессе управления в рамках каждого выше охарактеризованного типа.

Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы (операции по реализации выбранных вариантов решения).

Изложенная последовательность групп соответствует в целом последовательности выполнения операций в процессе управления. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено на рис. 3.

Целеполагание в таможенных органах.

Общая цель управления таможенными органами определяется законами управления.

Кроме того, цель должна быть теоретически обоснованной и системно выражать требования объективных законов развития. Она должна быть определенной, количественно измеримой, ясной, значимой и достижимой. Содержательной основой цели определенной ситуации управления должна быть цель более высокой ступени управления, т.е. цель более высокого уровня управления.

Так цель управления таможней у нас, соответствует цели управления РТУ, а последнего - ФТС России, а все они соответствуют цели таможенной политики страны.

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, т.е. целью стратегического управления - является обеспечение экономической политики РФ. Это тот желаемый результат целесообразной деятельности таможенной службы, который должен быть достигнут в переходный период.

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач, связанных с:

- выполнением заданий, как фискального органа по формированию доходов федерального бюджета;

- повышение роли таможенной службы как правоохранительного органа;

- работой по упрочнению международной интеграции таможенных служб других государств;

- дальнейшим удовлетворением социальных вопросов сотрудников таможенной службы.

Выбор цели есть определение будущего состояния управляемой и управляющей систем среди возможного, случайного и желаемого. Взаимосвязь этих факторов развития системы определяет реальное содержание цели.

Анализ показывает, что формирование цели в таможенных органах обычно осуществляется по следующим этапам:

- выделяются необходимые обстоятельства, закономерные состояния и включаются в цель управления;

- определяются возможные, но не желательные обстоятельства и состояния, которых следует избегать и от которых надо ограничить цель управления;

- определяются возможные и желательные обстоятельства и состояния и включаются в цель управления;

- ограничиваются цели от желаемых, но объективно невозможных обстоятельств и состояний системы.

В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе управления, выделяют несколько типов процесса управления. В таможенных органах наиболее часто применяется “управление по отклонениям” и “программное управление”.

“Управление по отклонениям” имеет место на всех уровнях иерархии управления таможенными органами, т.к. строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.

Программное управление основано на тщательной разработке заданой программы с расчленением ее по уровням системы управления с указанием последовательности ее выполнения.

Этот тип управления, наряду с вышеизложенным, является наиболее часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов. Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходов федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети авто переходов через таможенную границу и др.

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.

Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления, предельно строгое и четкое формулирование цели управления; структуризация проблемы управления; построение дерева целей; строгое согласование дерева целей с деревом задач; достаточно высокая корреляция между деревом целей, деревом задач и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.

В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.

В практике управления его типы применяются нередко в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время имеет исключительно важное значение.

Таким образом, из двух рассматриваемых компонентов системы управления – структуры (см. главу 3) и процесса – более динамичным является процесс управления. Поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре осуществляться должны тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становится тормозом развития управления, а следовательно и всей системы управления в целом.

В настоящее время в таможенной системе наблюдается совершенствование динамических характеристик управления, прежде всего, за счет внедрения АСУ, и информационной технологии управления.

В заключение необходимо подчеркнуть, что, совершенствуя те или иные характеристики процесса управления, необходимо постоянно вести учет взаимосвязи процесса и структуры системы управления и находить моменты перестройки структуры. Поэтому, в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов, значительное внимание уделяется совершенствованию процесса управления.

2. Организация процесса управления - это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и допустимые границы его осуществления. Это его целесообразное построение во времени и пространстве в соответствии с потребностями согласования совместного труда в социально-экономической системе и задачами неуклонного повышения эффективности управления. Организация процесса управления, как и любая другая организация, предполагает распределение работ в пространстве и во времени.

Организация управления, процесс управления - первичны, а структура управления - вторична.

Организация процесса управления является важнейшим фактором в обеспечении единства системы управления. Она позволяет компенсировать отдельные недостатки организационной структуры системы управления.

Организация процесса управления включает установление: необходимой последовательности выполнения различных циклов, этапов, стадий и операций (управленческих работ), а также возможной и необходимой в определенных условиях параллельности выполнения различных работ; временных границ выполнения управленческих работ определенного вида и их группировку по факторам интенсификации управления; четкого поступления достаточной и необходимой информации для нормального и своевременного осуществления каждого из этапов процесса управления и всех его операций; порядка участия различных звеньев системы управления по этапам процесса управления; процедур процесса управления как обязательных видов управленческих работ (согласование, обсуждение, визирование, утверждение, информирование и др.)

Любой процесс управления по своему содержанию состоит из циклов, этапов, стадий и фаз.

Под циклом управления понимается отрезок времени, необходимый для полной реализации основных функций управления (анализа, планирования, организации, регулирования, учета и контроля).

Для реализации циклов управления необходимо иметь нормативную базу, систему планирования, систему учетов, системы оценки и стимулирования деятельности сотрудников, информационное кадровое обеспечение и др.

Цикл включает этапы, под которыми понимаются промежутки времени в течении которых, в одном случае создается система предстоящей деятельности, а в другом осуществляется управление ходом ее функционирования.

Каждый этап содержит стадии. Под стадией следует понимать время, необходимое для полной реализации какой-либо одной функции управления. В соответствии с этим, стадии процесса управления называются: стадией анализа, стадией планирования, стадией организации, стадией регулирования, стадией учета, стадией контроля.

Каждая стадия состоит из различного количества фаз управления, под которыми необходимо понимать время, требуемое для выполнения одной операции (управленческой работы).

Таким образом, мы видим, что по своему содержанию процесс управления является достаточно сложным. Он идентичен для любого управления, любыми социально-экономическими системами. Кроме того, он остается неизменным и применительно к любым условиям.

На организацию процесса управления распространяются общие принципы управления. Однако кроме этих общих принципов, существуют и некоторые специфические принципы организации процесса управления, которые практически являются правилами построения организации процесса управления.

Организация процесса управления таможенными органами должна обеспечить: максимальную управляемость подразделениями; ориентацию на достижение заданной цели; всесторонний учет как внутритаможенных условий, так и внешней среды функционирования системы управления с одновременной интерпретацией общего и особенного, типичного и конкретного; равномерное распределение работ по этапам и звеньям системы управления таможенными органами, чем достигается ритмичность процесса управления; надлежащую организацию информации так, чтобы было достигнуто своевременное поступление необходимого и достаточного количества информации по определенным проблемам управления; предельно возможное упрощение его процедурной части, при этом с соблюдением принципа обоснованной необходимости соответствующих процедур; сведение к минимуму возвратно поступательных путей процесса управления, особенно в межуровневом взаимодействии звеньев системы управления; максимальное исключение влияния субъективных факторов; согласование процесса управления как в пространстве, так и во времени; рациональное сочетание регламентов, нормативов, инструкций, а также учет неформальных факторов управления; использование современных технических средств управления и их полное соответствие организации системы управления в целом.

В управлении таможенной деятельностью, основные функции в процессе управления реализуются через: оценку таможенной оперативно-служебной обстановки; выработку и принятие управленческих решений и планирование таможенной деятельности; организацию исполнения решений и планов; регулирование; учет и контроль таможенной деятельности.

Последовательная реализация этих функций и образует цикл управления таможенной деятельностью.

Оценка таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связана с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Под таможенной оперативно-служебной обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность.

Основными элементами таможенной оперативно-служебной обстановки являются:

- обслуживаемые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

- тактика и устремления участников ВЭД, злостно нарушающих таможенное законодательство и их пособников; контрабандистов и их пособников; около таможенных криминальных структур, пытающихся осуществить отрицательное воздействие на таможенные органы и их сотрудников;

- свои силы и средства и их возможности;

- возможности других правоохранительных органов, ведомств и организаций по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями;

- общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов РФ;

- среда, в которой осуществляется таможенная деятельность.

Выработка и принятие управленческих решений и планирование таможенной деятельности являются центральной функцией управления. Су намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и срока достижения поставленных в плане задач.

Управленческая деятельность по реализации этой функции требует глубокого знания обстановки, ее объективной оценки, опыта, навыков и творческого отношения к делу.

Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Важное место в процессе управления занимает организация исполнения решений.

Сущность этой функции состоит в создании системы сил и средств, установление необходимых связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности.

В процессе реализации данной функции Су создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений и утвержденных планов.

Контроль за реализацией принятых решений направлен на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное внесение в зависимости от изменений обстановки необходимых коррективов в ранее применяемые решения и утвержденные планы.

Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом.

Все эти функции управления находятся в неразрывной связи друг с другом и представляют собой единое целое.

Особое место в системе управления занимает руководитель. Он выступает не только как организатор оперативно-служебной деятельности, выразитель интересов возглавляемого коллектива, его воспитатель, но и как представитель государственной власти, отвечающий за безусловное соблюдение общегосударственных, общенародных интересов.

Руководитель обязан обеспечить оптимальное сочетание централизованного и демократического начала в системе управления, что еще раз подчеркивает его роль.

Под авторитетом понимается степень доверия, которое заслужил руководитель своей практической деятельностью. Различают официальный и реальный авторитет. Официальный - определяется его должностным положением, а реальный - степенью его влияния на коллектив. Он обусловлен эффективностью практической деятельности руководителя, его личными деловыми качествами, опытом и знаниями.

Понятие “руководство” в теории управления не однозначно. С одной стороны под ним понимается деятельность по определению основных целей социальных систем и институтов, а также путей их достижения и стратегии развития. Так например в ст. 7 Таможенного кодекса РФ указывается: “Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Центральным органом федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации”.

С другой стороны “руководство” - это процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем таможенного органа (организации) на основе вверенной ему власти от имени государства. “Руководство” является наиболее эффективной формой управления отдельными сотрудниками и коллективами при котором Су и Оу взаимодействуют в сознательном стремлении к единой цели, т.е. это работа руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. Воздействие руководителя на подчиненных имеет цель побудить их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями таможенной организации, так и согласно собственным представлениям.

Общими компонентами, составляющими внутреннюю логику деятельности руководителя, являются: объект руководства, его условия (внешняя и внутренняя среда), его целевая направленность; социальная роль деятельности руководителя, его функции, принципы и методы руководства

Управленческие функции реализуются через управленческую деятельность. Управленческая деятельность по реализации функций руководителя называются функциями руководства.

Функциями руководителя являются: руководящие, общественного деятеля, организатора, администратора, воспитателя и специалиста таможенного дела.

Руководящие функции включают: проведение в жизнь государственной политики; определение конкретных целей, основных направлений деятельности и перспектив развития коллектива (оргсистемы); совершенствование структуры коллектива (оргсистемы) и методов управления; распределение функций, обязанностей, сил и средств между подразделениями и задачами; совершенствование условий, организации и обеспечения труда подчиненных, повышение производительности труда, качества продукции.

Руководитель - как общественный деятель: совместно с общественными организациями намечает и разрабатывает важнейшие мероприятия, которые касаются всего коллектива; участвует в работе местных и центральных органов управления.

Руководитель - как организатор: координирует работу всех членов трудового коллектива при выполнении конкретных служебных (любых) задач; обеспечивает непрерывное функционирование организационной системы, ее готовности к достижению поставленных целей.

Руководитель - как администратор: нормирует труд, подбирает, расставляет, обучает кадры, оценивает труд, поддерживает служебную дисциплину.

Руководитель - как воспитатель: прививает подчиненным высокие гражданские морально-этические качества, развивает в коллективе чувство товарищеской взаимопомощи, сознательности, активности, принципиальности, нетерпимости к недостаткам, показывая в решении этих вопросов личный пример.

Руководитель - как специалист: ставит задачи со знанием дела. Определяет конкретно, что надо сделать, как методически выполнить работу, сколько потребуется на это времени, какой способ использовать, проверять, верно ли поняли его задание подчиненные, инструктировать их; должен уметь воспользоваться специальными знаниями своих подчиненных, советоваться с ними при решении специальных вопросов, по которым не имеет достаточного уровня квалификации.

Оценить работу конкретного руководителя объективно очень трудно, т.к. в настоящее время отсутствуют критерии такой оценки. В большинстве случаев основным и единственным критерием является выполнение плана, что часто вынуждает его бороться за выполнение плана любой ценой.

Свои функции руководитель таможенного органа осуществляет в тесном контакте с заместителями, главными специалистами, руководителями отделов, составляющими руководящее ядро системы управления таможенным органом.

Стиль руководства - это совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых задач и проблем возникающих в процессе реализации функций руководства.

Различают авторитарный, демократический и либеральный стили руководства.

Авторитарный (автократический). (Чрезмерная централизация власти, администрирование, недооценка социально-психологических методов управления, слабое использование специалистов в процессе разработки управленческих решений, нетерпимое отношение к критике свои действий и резкая критика подчиненных и как результат, часто допускаются ошибки в решениях. Гасится инициатива подчиненных. Неблагоприятный психологический климат).

Демократический. (Централизм руководства сочетается с широким привлечением подчиненных к решению проблем. Руководитель информирует подчиненных о положении дел, советуется с ними, ставит вопросы на обсуждение, прислушивается к их мнению, стремится к общению с подчиненными, правильно реагирует на критику, и как результат, развивает инициативу, творчество, коллективизм, чуткость и внимание).

Либеральный. (Руководитель не вмешивается в дела подчиненных, уклоняется от решения проблем. Невнимательное отношение к нарушителям дисциплины, панибратство с подчиненными. Слабая активность на работе, попадание под постороннее влияние. Отсутствие системы и порядка, а также согласованности в действиях подчиненных. Нет критики и, как следствие, порождает безответственность, дезорганизацию и приводит к развалу дисциплины).

Черты стиля руководства современного руководителя представляют собой систему, в которой можно выделить наиболее важные группы: профессионально-организаторскую (деловую) и нравственно-психологическую (личностную).

Профессионально-организаторские черты включают: научный, комплексный, системный подход, умение видеть перспективу, деловитость, личную организованность, высокую культуру труда, действенный контроль и проверку исполнения.

Нравственно-психологические черты включают: правдивость, самостоятельность, решительность, требовательность, чуткость, скромность и др.

Принципы руководства подразделяются на шесть групп: социальные, социально-психологические, педагогические, организационные, экономичес-кие и административно-правовые.

В основе этих принципов лежат общие принципы управления и основаны они, прежде всего, на принципах властного отношения, распорядительства, социального контроля и применения дисциплинарной практики вплоть до принуждения.

Методы руководства - это совокупность приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью обеспечить их активную и организационную деятельность при решении конкретных оперативно-служебных задач.

Методы руководства подразделяются на группы: организационного воздействия; морального и материального стимулирования; социального воздействия и логического убеждения (подробно эти методы изложены в первой лекции). При этом руководитель использует два вида воздействия: прямой (в форме приказа, распоряжения, указания, задания и др.) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы).

Таким образом, деятельность руководителя представляет собой сложный динамический процесс, состоящий из многих элементов, структур и подструктур.

Роль современного руководителя таможенного органа сложна. Чтобы успешно управлять таможенным органом в современных условиях, надо хорошо знать таможенное дело, понимать причинно-следственные связи между конечными результатами, технологическим процессом, настроением и поведением сотрудников. В настоящее время в связи с бурным развитием таможенных органов проблема повышения профессиональной компетентности их руководителей стала одной из актуальных управленческих проблем. Эта проблема видна и самим начальникам таможен. Так результаты проведенных исследований говорят о том, что 50% начальников таможен видят наибольшую трудность в организации подчиненных. Только 5% из всех анонимно опрошенных начальников таможен считают себя достаточно компетентными в вопросах таможенной службы, 11% признаются в некомпетентности, а остальные считают себя частично компетентными. Кроме того, современный руководитель обязан в совершенстве владеть методологией анализа.

Анализ как познавательная деятельность руководителя имеет свои отличительные черты по сравнению с анализом, проводимым функциональными службами и отдельными специалистами. К ним можно отнести: рассмотрение организации в целом как системы, состоящей из обособленных элементов; систематическое проведение сравнений и сопоставление конечных результатов и государственной установкой: системная оценка эффективности технологических процессов деятельности организации; факторный подход при оценке конечных результатов, позволяющий “заглянуть” внутрь социально-экономических процессов, выявить причины успеха и срывов.

Таким образом, если сравнительно недавно управление могло осуществляться кадрами с любым высшим образованием, то сегодня для управления необходимы кадры со специальной подготовкой, т.к. управление становится профессией, которой необходимо обучать.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 13590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.