КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды и методы контроля
Контроль в зависимости от задачи и времени его проведения подразделяется на три вида: (см. рис. 2) предварительный, текущий и итоговый. Предварительный контроль осуществляется в отношении нижестоящих Оу на стадии выработки и принятия ими решений. Основной задачей предварительного контроля является определение оперативно-таможенной целесообразности, обоснованности и законности осуществления тех или иных намечаемых мероприятий и действий. В ходе контроля определяется необходимость и возможность намеченной в проекте решения цели, проверяется достоверность информационной базы, на которой формируется решение, устанавливается реальность намечаемых мероприятий и наличие для них исполнения соответствующих сил и средств. Предварительный контроль способствует предотвращению принятия неверных или недостаточно подготовленных решений, а следовательно, устраняет предпосылки для наступления неблагоприятных последствий. Текущий контроль осуществляется в процессе исполнения принятых управленческих решений и направлен на сопоставление фактически достигнутого уровня исполнения с уровнем, установленным законодательством, плановым и другими решениями. Текущий контроль дает возможность Су: следить за ходом реализации приказов, указаний, намеченных планов и др. решений, быть в курсе изменений в оперативно-таможенной обстановки; выявить главное, на чем необходимо сконцентрировать усилия в данный момент; корректировать обнаруженные и прогнозируемые отклонения от планов, других решений; обеспечивать благоприятные условия для исполнения решения; своевременно оказывать помощь исполнителям; оценивать добросовестность исполнителей в выполнении решений и повышать их ответственность; получать необходимую информацию для принятия новых решений.
Виды контроля Предварительный. Контроль на стадии выработки и принятия решения.
Текущий. Контроль в процессе реализации решения.
Итоговый. Контроль результата реализации решения.
Рис. 2. Виды контроля.
Итоговый контроль служит для определения состояния Оу после исполнения им намеченных планами и решениями действий или же за конкретный, сравнительно длительный период времени (квартал, полугодие, год). В ходе контроля изучается деятельность Оу по исполнению управленческих решений, выявляются сильные и слабые стороны конкретных исполнителей, дается объективная всесторонняя оценка сделанному и намечаются пути по устранению недостатков и дальнейшему совершенствованию таможенной деятельности. Итоговый контроль сосредоточивает внимание на фактическом состоянии управляемой системы и позволяет мобилизовать коллектив на дальнейшее совершенствование управленческой и непосредственно таможенной деятельности. Результаты итогового контроля играют важную роль в формировании информационной базы для принятия новых управленческих решений, выработки планов последующей деятельности. Контроль в управлении осуществляется различными методами и в определенных организационных формах. Под методами контроля следует понимать совокупность способов и приемов, дающих возможность Су наиболее полно и своевременно знать фактическое положение дел на том или ином участке таможенной деятельности и осуществлять действенную проверку исполнения требований руководящих документов, планов и других решений. В таможенных органах применяются три основных метода контроля: наблюдение, обследование, эксперимент.
Метод наблюдения означает постоянное личное слежение субъекта управления за состоянием дел на соответствующих участках таможенной деятельности, за ходом выработки, принятия и исполнения управленческих решений. Под контроль берутся все наиболее важные вопросы организации таможенной деятельности, ход выполнения приказов и указаний, распоряжений и планов, наиболее ответственных мероприятий. Главное отличие наблюдения от остальных методов контроля состоит в том, что если другие методы применяются в разовом порядке, то наблюдение осуществляется длительное время, до завершения мероприятия или истечения срока действия приказа, указания, плана, другого решения. Метод обследования - это проводимая Су единовременная (разовая), четко ограниченная по задачам и срокам проверка положения дел у объекта контроля. Это метод может применяться как для изучения отдельных вопросов и направлений положенной деятельности, так и для проверки общего положения в том или ином подразделении, у того или иного сотрудника. Обследование предполагает сочетание изучения соответствующих документов с проведением бесед с лицами, ответственными за участок, направление или работу подразделения, а также с представителями других правоохранительных органов, участников ВЭД. Метод эксперимента - это создание искусственных условий, ситуаций, моделирующих некоторые стороны оперативно-таможенной обстановки, которые проверяемым звеньям подаются как реально существующие, чтобы проверить, насколько они подготовлены, способны принимать верные и своевременные управленческие решения и осуществлять необходимые практические действия. На основе результатов эксперимента делаются выводы о готовности и способности данного звена таможенной системы решать служебные задачи в реальной обстановке. Своеобразие эксперимента как метода контроля состоит в том, что его применение создает возможность не только контролировать, но и обучать исполнителей более рациональным, эффективным правилам; способам и формам решения служебных задач в служебно-таможенных ситуациях, а также вести поиск путей совершенствования работы на данном участке.
Вместе с тем, следует учитывать, что никакой эксперимент не может полностью соответствовать реальным жизненным ситуациям. Поэтому при оценке правильности принятых решений и их исполнения, в ходе эксперимента всегда следует вносить соответствующие поправки, отражающие организационные и другие особенности его проведения. Контроль осуществляется в различных формах. Применение той или иной формы контроля зависит от Су и Оу, целей и задач контроля, методов и сроков его проведения. К основным формам контроля относятся: проверка, рассмотрение отчетности, заслушивание (на коллегии, совете, устного доклада лично руководителю или на созываемом им совещании), изучение и оценка поступающей к Су текущей оперативной информации, изучение дел, отражающих состояние и динамику управленческой и таможенной деятельности. Проверка - одна из основных форм контроля. Она подразделяется на инспекторскую, комплексную и тематическую (целевую). Инспекторская проверка осуществляется периодически ФТС России в подчиненных ему таможенных органах и подразделениях и охватывает, как правило, все стороны деятельности этих органов. Основной целью такой проверки является выяснение соответствия деятельности таможенного органа задачам и особенностям таможенной оперативно-служебной обстановки, в которой они решаются, требованиям законности и выработки мер по дальнейшему совершенствованию таможенного дела. Комплексная проверка осуществляется Су (или по его поручению другими сотрудниками) в подчиненных ему органах и подразделениях по всему объему их деятельности. Тематическая проверка осуществляется Су по отдельным вопросам таможенной деятельности или по одному какому-либо конкретному вопросу. Результаты любой проверки используются Су для совершенствования управленческой деятельности. Рассмотрение отчетности - это систематизированный сбор сведений о состоянии и развитии (изменении) управляемого объекта и сопоставление их с намеченным уровнем таможенной деятельности. Она обеспечивает Су информацией об итогах выполнения планов, других решений или о результатах таможенной деятельности, органа, подразделения или отдельного сотрудника за определенный календарный период времени.
Система отчетности, ее содержание, сроки и порядок представления определяются нормативными актами ФТС России. По срокам отчетность подразделяется: на регулярную (отчет представляется в заранее установленные сроки), эпизодическую (отчет представляется в сроки, устанавливаемые Су или инициативно исполнителем), внеочередную (информация по чрезвычайным событиям и происшествиям, указанным в нормативных актах ФТС России, представляется в строго установленные сроки). По содержанию отчетность делится на статистическую (количественные показатели) и описательную (качественные показатели). ФТС России в соответствии с предъявляемыми требованиями ведет планомерную работу по совершенствованию отчетности, исключению громоздкой, многочисленной работы, ненужной для оценки положения дел и принятия решений статистической и иной отчетности.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 3652; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |