Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К практическому занятию № 9




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТА

 

Специальность: «Общая медицина»

Дисциплина: микробиология

Кафедра: микробиологии, вирусологии, иммунологии

Курс: второй

Тема №9: «Генетика бактерий. Модификация. Мутации.

Генетические рекомбинации. Плазмиды».

ВН. СРС: «Генетическое картирование микроорганизмов. Внехромосомные факторы

наследственности: плазмиды, транспозоны, Is - последовательности» (таблицы, схемы).

 

 

Составитель: к.м.н., доцент

____________ Жарасов М.Ж..

 

Актобе, 2012 г.

 

Методические рекомендации для преподавателей 2 курса факультета общей медицины

 

Тема: «Генетика бактерий. Модификация. Мутации.

Генетические рекомбинации. Плазмиды».

ВН. СРС: «Генетическое картирование микроорганизмов. Внехромосомные факторы

наследственности: плазмиды, транспозоны, Is - последовательности» (таблицы, схемы).

 

П Л А Н

практического занятия и ориентировочный расчет времени

Учебные вопросы Вре мя Содержание и общие методические указания
                              Организационные вопросы.   Вступительное слово преподавателя.   Контроль ИУ знаний.   Практическая работа студентов.     Обсуждение основных вопросов темы.   П Е Р Е Р Ы В Продолжение обсуждения основных вопросов темы   Контроль КУ знаний.   Перерыв Демонстрация.   Практическая работа студентов.   Подведение итогов.   Задание по самоподготовке.                         3-5   3-5     Проверить и отметить посещаемость, наличие альбомов, тетрадей.   Обратить внимание студентов на цель занятия, актуальность темы.   Тесты прилагаются.   Опыт по трансформации фага в бак. клетку (1 этап): 1.Чашку Петри со ср.Эндо (Левина) разделить на 2 части: 1 половину засеять реципиентным штаммом E.coli lac-. 2. В пробирку с 1 мл физ.р-ра добавить 1 петлю реципиентной культуры и трансдуцирующий фаг d gal. 3. Поставить в термостат на 1 час. 4. Учет по демонстрации   1. Модификационная изменчивость у бактерий, методика выявления. 2. Мутации и их классификация. Мутагены. 3. Репарации, значение. Генетические рекомбинации, виды, значение. 4. Трансформация, механизм. Трансдукция, механизм, виды. 5. Конъюгация, механизм. 6. Способы селекции рекомбинантов. 7. Плазмиды бактерий и методы их выявления. 8. Генетика вирусов. 9. Генная инженерия. 10. Практическое значение учения о генетике микроорганизмов.     Тесты прилагаются.     1. Результат опыта по трансдукции фага – рост E.coli lac- lac+ на среде Эндо. 2. Результат определения колициногенных факторов у различных штаммов киш.палочки. Чашка Петри с пит.агаром засеять 4 штаммами киш.палочки: колициногенные факторы обнаружены у штаммов 2, 3 – прозрачная зона подавления роста индикаторного штамма. 3. Результат определения колициногенотипа у киш.палочки (чашка Петри с пит.агаром, засеянная эталонными штаммами киш.палочки с известными колициногенотипами А,В,С,Д). Колициногенотип киш.палочки А (Col A) наблюдается рост к-ры. 4. Результат выявления R-плазмиды к стрептомицину у 2-х штаммов киш.палочки (опытная и контрольная чашки Петри с пит.агаром, 2 штаммами киш.палочки, R- плазмиду несущую устойчивость к тетрациклину Str³ имеет штамм киш.палочки 1, т.к. он растет в опытной чашке, где добавлен тетрациклин. 5. Результат опыта по конъюгации с целью передачи фрагмента хромосомы, содержащей ген leu контролирующий синтез лейкина (чашка Петри с селективной пит.средой, засеянная культурами донора, реципиента, рекомбинанта).   1. Сделать посев на вторую половину чашки Петри из пробирки. 2. Учесть результат 2 дня (по демонстрации). Оформление. Подвести итоги занятия, выставить баллы.   Подвести итоги занятия, выставить баллы.   Тема следующего занятия: «Экология микроорганизмов. Нормальная микрофлора тела человека. Дисбактериоз» ВН. СРС: «Основы микроэкологии» (реферат).

 

ИТОГО: 150 мин. (3,0 ч.)

 

Приложение к методической разработке

ПРОТОКОЛ № 9

Опыт по трансдукции фага

День иссл Материал для исследования Ход исследования Результат
       
1.     3. Реципиент-штамм E coli lac-   Трансдуцирующий фаг- λ d gal   Рост на среде Эндо/Левина 1. На ½ среды Эндо /Левина/ в чашке Петри засеять петлей реципиентный штамм. 2. В пробирку с 1 мл. физ. р-ра внести петлю реципиентного штамма и трансдуцирующего фага. 3. Поставить термостат на 60 мин. 4. На вторую половину среды Эндо/ Левина/ засеять петлей трансдуктанты. 5. Поместить чашку в термостат на сутки. 1. Учет результатов роста колоний. 2. Оформление протокола. 3. Заключение.  

 

Литература:

1. Борисов Л.Б. «Руководство к лабораторным занятием по микробиологии» М. 1984.

2. Зыков М.П. «руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / для педфака/» М. 1977, с. 66-70.

3. Тимаков В.Д. и др. «Микробиология» М. 1983.

4. Пяткин К.Д., Кривошеин Ю.С. «Микробиология» М. 1980, с. 109-134.

5. Лекции

Дополнительная

1. Стенг К., И. Кэлиндер, «Молекулярная генетика», 1983г.

2. «Медицинская микробиология» под ред. В.И. Покровского, 2002г.

3. Коротяев А.И., Бабичев С.А. «Медицинская микробиология, иммунология,

вирусология» 1998г.

4. Борисов Л.Б. «Медицинская микробиология, вирусология, иммунология»

Изд. 4-е доп. и перераб. Учебник/ Л.Б.Борисов. М.: ООО «Мед. инф. агентство»,

2005. – 736с.

5. Поздеев О.К. Медицинская микробиология: Под ред.акад. Покровского В.И./

О.К. Поздеев. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -768.

6. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии,

вирусологии и иммунологии. Ред.Тец В.В.: учебное пособие. – Медицина,

 

РГКП «ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ университет ИМЕНИ МАРАТА ОСПАНОВА»

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.