Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монархия




 
 


абсолютная неограниченная конституционная ограниченная

дуалистическая парламентская

РЕСПУБЛИКА

 
 


дуалистическая парламентская смешанная прочие виды (президентская) (полупрезидентская)

Студентам необходимо дать краткую характеристику этим формам правления, а также присущим им государственным режимам.

Следует иметь в виду, что демократические конституции последнего времени обычно содержат такие характеристики государства, как соци­альное, демократическое, правовое, светское. Например, конституция Ру­мынии 1991 года (абз.З ст. 1) называет свое государство правовым, соци­альным и демократическим, а конституция Французской Республики 1958 года (ст.2) характеризует Францию как светскую, социальную, демократи­ческую республику.

Характеристика социального государства означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Такая характеристика государства предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод и соответствующие государственные обязанности.

Характеристика правового государства, пожалуй, наиболее удачно отражена в абз.З. ст.20 германского основного закона, согласно которому "...законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом".

К основным признакам, по которым можно определить государство как правовое, принадлежат:

- закрепление в конституции и других законах основных прав человека, провозглашение этих прав со стороны государства нерушимыми;

- господство в обществе и государственной жизни законов, которые выражают волю большинства или всего населения страны;

- урегулирование отношений между личностью и государством на ос­нове принципа: "...личности дозволено делать все, что прямо не запреще­но законом":

- взаимоответственность личности и государства:

- наличие у всех граждан правовой культуры, в частности, жизненно необходимых правовых знаний, а также умений и навыков в их использовании в практической жизни;

- разделение государственной власти между законодательными, испол­нительными и судебными органами государства;

- установление основ механизма гарантий прав и свобод, юридической защищенности личности;

- высокое положение в обществе и государственной жизни суда, его независимость;

- неуклонное исполнение законов и подзаконных нормативных актов всеми участниками общественной жизни, прежде всего государственными органами;

- приоритет норм международного права перед нормами национального права.

Студент должен уметь самостоятельно раскрыть содержание данных признаков правового государства и привести примеры из конституций за­рубежных стран, закрепляющих эти признаки.

Демократическое государство. Данная характеристика также вытекает из содержания многих разделов конституций.

Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влия­ние на содержание управленческих государственных решений, добивать­ся реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это прежде всего демократический политический режим и политико-правовая культура.

Конституционная характеристика государства как светского означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их влияния. Так, например, ст.7 конституции Италии устанавливает, что государство и като­лическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере.

Далее студенты должны разобраться в содержании конституционных принципов внутренней и внешней политики государства в зарубежных странах, которые в концентрированном виде формулируются довольно редко в конституциях, но в отдельных все же содержатся. Например, в ст.З конституции Федеративной Республики Бразилия. Широкое распростра­нение конституционные принципы внешней политики государства полу­чили после первой, а особенно после второй мировой войны. Это прежде всего относится к конституциям побежденных государств, виновникам этой войны, население которых не желало никаких войн. Смотри например, конституции Японии, Германии.

Рассматривая первый вопрос, также необходимо уяснить сущность конституционных принципов организации государства в зарубежных стра­нах. Прежде всего следует определить понятия "государственный орган", "государственное учреждение", "государственный механизм", "государственный аппарат", уяснить конституционно-правовой статус государствен­ного органа.

Конституционно-правовое регулирование государственного механиз­ма в демократических странах основывается на ряде принципов, среди которых необходимо назвать следующие:

1) принцип народного суверенитета;

2) принцип разделения властей.

В первой теме уже рассматривались общие принципы конституцион­ного права как элемента его системы, здесь же необходимо конкретно раскрыть содержание названных выше принципов.

Принцип народного суверенитета заключается в том, что источником - власти считается народ, а власть народа - это и есть демократия в букваль­ном смысле этого слова. Она осуществляется в представительной и непосредственной формах, о которых речь будет идти в последующих темах.

Принцип разделения властей в своем практическом воплощении озна­чает структурно-функциональную определенность каждого из государ­ственных органов, компетенция которых зависит от правового статуса и фактического соотношения и размежевания полномочий с другими орга­нами. В условиях демократического режима каждая из властей обладает определенной самостоятельностью и уравновешивается другими властя­ми. Компетенция каждого органа определяется так, чтобы исключить его господство над другими органами. Это одна из важнейших гарантий про­тив произвола. Примером достаточно жесткого разделения властей дала конституция США. Студентам необходимо конкретно проанализировать данный конституционный принцип.

Важное место в политических системах зарубежных стран занимают политические партии. Во втором вопросе темы студентам необходимо дать определение политическим партиям, их сущности, классификации, конституционного закрепления их правового статуса, а также дать характе­ристику партийным системам в зарубежных странах.

Следует заметить, что политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни. С борьбой между ними связано решение вопроса о политической власти - ее принадлежно­сти, использовании, способах и формах осуществления. Партии принима­ют активное участие в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, формировании органов государства, принятии по-литических и государственных решений, в их реализации.

Конкретная роль тех или иных партий в политическом процессе будет рассматриваться при анализе конституционного права каждой отдельной страны (США, Великобритании и т.п.).

Необходимо также дать характеристику функциям политических партий, раскрыть их содержание, анализируя рекомендованную литерату­ру (См.; например. Конституционное (государственное) право зарубеж­ных стран. Т. 1., стр. 192-193).

Классификация партий в зарубежных странах может быть социально-политической и организационной. Социально-политический критерий для классификации партий показывает, какие социальные интересы партия выражает, какие цели ставит перед собой и обществом и какими политическими средствами их добивается.

В этом плане в научной литературе выделяют такие партии:

- либеральные и консервативные;

- социалистические и коммунистические;

- партии фашистского и национал-социалистического толка;

- реформистские;

- христианско-демократические и клерикальные;

- правые, левые, центристские; радикальные;

- национал-реформистские;

- революционно-демократические и др.

Необходимо иметь в виду, что название партии далеко не всегда гово­рит о ее социально-политическом характере.

По организационному критерию выделяются такие партии, как оформленные или кадровые партии и неоформленные.

Возрастание роли партий в общественно-политической жизни, услож­нение форм и методов их деятельности закономерно приводит к их юриди­ческой институализации. Институализация проявляется в двух взаимосвя­занных процессах: конституализации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса, и законодательной институализации, в результате которой правовое положение определяется законом достаточ­но детально.

Законодательная институализация партий обычно включает правовое регулирование следующих элементов статуса политических партий:

- понятия политической партии, определения места и роли партий в политической системе и государственном механизме;

- условий и порядка создания и прекращения политических партий;

- требований к идеологии и программным положениям;

- финансово-экономической базы партий;

- взаимоотношений с публичной властью, прежде всего участия в вы­борах и в деятельности представительных органов государства и местного самоуправления.

Студентам необходимо обратиться к конкретным примерам конституционно-правового регулирования статуса политических партий.

Рассматривая партийные системы в зарубежных странах, следует об-. ратить внимание на то, что этот политический институт связан с социаль­ной природой власти, методами ее осуществления, историко-национальными традициями, политической и правовой культурой той или иной страны, вследствие чего мы наблюдаем специфику и разнообразие партийных си­стем в разных странах. Партийная система характеризует политическую организацию общества и вместе с тем сама является выражением соотно­шения между различными партиями, а также взаимоотношения партий с другими элементами политической системы и гражданами того или иного государства.

В тех государствах, где существуют политические партийные системы., в литературе принято выделять их по следующим основным видам: многопартийные системы; системы фиксированного числа партий; двухпартийные и однопартийные системы.

Многопартийная система характеризуется тем, что в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий и все они имею шансы принять участие в формировании правительства. То есть, наличие множества партий еще не говорит о наличии многопартийной системы в стране.

Обратите внимание на то, что многопартийные системы также могут быть различными. В Италии, Дании, Нидерландах, Бельгии многопартий­ные системы существуют в полном смысле слова. В этих странах обычно формируются коалиционные правительства, хотя одна из партий может и преобладать (например, в Италии христианско-демократическая партия).

В некоторых странах, например, в Японии доминирует одна партия (либерально-демократическая). Это разновидность многопартийной сис­темы с одной доминирующей партией.

В развивающихся странах встречается система фиксированного зако­ном числа партий и имеет, как правило, временный переходный характер.

Классический пример двухпартийной системы даю США. Примеча­тельно, что политические различия между крайними фракциями внутри обеих партий - республиканской и демократической - порой значительнее, чем между самими этими партиями.

Специфика двухпартийной системы состоит в том, что при наличии множества партий реально претендуют на власть и попеременно формирую правительство лишь две из них. Одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее, после чего в результате выборов они время от времени меняются местами. Такая система затрудняет возможность воз­никновения третьей политической силы.

Однопартийные системы существуют в странах с авторитарным и тоталитарным режимом, где легальный статус и право формировать правительство предоставлены одной, практически государственной партии. Та­кие однопартийные системы существовали в фашистских Германии и Ита­лии, в социалистических странах.

В условиях однопартийной системы само понятие "партия" утрачива­ет смысл. Это уже не часть, а целое, не партия, а само государство.

При анализе третьего вопроса темы, необходимо раскрыть сущность, виды, задачи и функции неполитических общественных объединений, конституционно-правовое регулирование их статуса.

Через государственные органы и политические партии все интересы людей не могут быть реализованы. Поэтому большую роль в этом плане в зарубежных странах играют социально-экономические и социально-культурные объединения некоммерческого характера. К таким объединениям относятся: профсоюзы, общества, движения, гражданские инициативы, союзы предпринимателей, потребителей, экологические и пацифистские организации, культурные общества, ассоциации по национальному при­знаку, благотворительные фонды и т.п. Здесь следует вспомнить обще­ственные объединения, несмотря на их различия, они имеют общие суще­ственные черты, которые и позволяют объединить их в одну группу.

Общим и существенным для всех общественных объединений являет­ся следующее:

- они не ставят перед собой цели извлечения прибыли и некоммерческий характер им дает ряд организационно-технических преимуществ по сравнению с коммерческими организациями. Так, установление государ­ственной монополии на тот или иной вид хозяйственной деятельности не является препятствием для деятельности указанных общественных объе­динений в этой сфере, им не требуются лицензии и т.п.;

- политическое участие не является основной целью, хотя в политической жизни многие общественные объединения проявляют активность.

Как правило, данные общественные объединения стремятся воздей­ствовать на государство извне, а политические партии добиваются овладе­ния самой государственной властью. Главная декларируемая или реально выполняемая задача социально-экономических и социально-культурных объединений состоит в выявлении и реализации интересов их членов в сфере и рамках, которые провозглашены в их уставах и программных до

кументах. На это нередко прямо указывают конституционные нормы. Так, абз. 1. ст. 12 конституции Болгарии гласит: "Объединения граждан служат удовлетворению и защите их интересов".

В зависимости от политического режима и активности членов в каж­дой конкретной стране общественные объединения могут играть различ­ную роль.

1. Общественные объединения создают в политической системе альтернативные структуры.

2. Общественные объединения представляют собой необходимое ус­ловие оптимального функционирования социальных институтов. В стра­нах социально-политического и экономического плюрализма деятельность общественных объединений нередко выступает как творческое и необхо­димое продолжение социальной политики государства, восполняющее подчас ее недостатки. В этом случае государственные органы стремятся к сотрудничеству с общественными объединениями, порой даже создавая соответствующие государственные структуры. Например, во Франции в 1983 году был создан Национальный совет ассоциативной жизни, имею­щий функции посредника и консультанта в отношениях между обществен­ными объединениями и государством; этот орган наделен правом обра­щения к правительству с предложениями по вопросам развития и совер­шенствования ассоциативной жизни.

3. Общественные объединения своей деятельностью достраивают государственные структуры, не получившие достаточного развития.

4. Общественные объединения подчас выступают как орудие в руках государства.

Для обществ тоталитарного типа характерно соединение власти государства с властью руководящей партии и уничтожение всех других носите­лей политической власти.

Правовой статус общественных объединений основывается прежде всего на конституционном праве на объединение в союзы (ассоциации), которое мы рассматривали в предыдущей теме. Это право было осознано человеческим сообществом как фундаментальное еще в период буржуаз­ных революций, получило закрепление в подавляющем большинстве кон­ституций и входит в перечень традиционных прав и свобод.

В XX веке довольно широкое распространение в конституциях получи­ли нормы о правовом статусе отдельных видов общественных объедине­ний (профсоюзов, объединений предпринимателей, молодежных и т.п.) Иногда в конституции включаются статьи об отдельных видах обществен­ных объединений, что в условиях демократического государства является признанием их важной роли в политической системе.В конституциях зарубежных стран нередко указываются условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования. Студентам необходимо с этой точки зрения проанализировать на свой выбор какую-либо конституцию зарубежных стран.

Общественные объединения обычно должны быть зарегистрированы и внесены в соответствующий реестр. Так, абз.З ст.22 конституции Испа­нии гласит: "Ассоциации должны быть занесены в реестр с единственной целью - придать им гласность".

К общественным объединениям применимо также требование обязательной систематической финансовой отчетности перед государственны­ми органами; при этом необходимо указывать все источники доходов и все статьи расходов. В уставе объединения должны быть указаны лица (кроме членов данной организации), которым передаются его средства (после погашения долгов) в случае его роспуска или самороспуска. При отсутствии такого указания в уставе вопрос решается судом, а в некоторых латиноамериканских странах - президентом (ст.22 ГК Бразилии, ст. 649 ГК Колумбии).

Принудительный роспуск общественных объединений в условиях демократии возможен только при нарушении ими условий, указанных в кон­ституции и законе, и, как правило, на основании судебного решения.

Студентам необходимо дать краткую характеристику наиболее значимым видам общественных объединений социального характера (органи­зации предпринимателей, профессиональные союзы, союзы потребите­лей).

При изучении четвертого вопроса темы необходимо определить понятие и социальное назначение средств массовой информации (СМИ), их политическую роль и конституционно-правовой статус.

В современном общественном развитии средства массовой информации играют значительную и всевозрастающую роль, так как информиро­ванность общества - один из важнейших факторов его прогрессивного развития. Обеспечение граждан, общественных и государственных струк­тур информацией, необходимой для реализации ими своих функций, удов­летворения интересов, осуществляется, с одной стороны, путем постоян­ного совершенствования систем, технологий и средств информации, а с другой - путем правового регулирования условий и гарантий этого про­цесса. Особое значение принадлежит массовой информации, которая со­бирается распространяться специальными публичными и частными уч­реждениями - информационными агентствами, а также газетами, журна­лами и другими периодическими печатными изданиями, радио и телеви­дением, которые в совокупности своей именуются средствами массовой информации. Главная задача СМИ - отбор информации, способ ее подачи и исполь­зование для внесения в сознание читателей, зрителей и слушателей опре­деленных идей, для побуждения к определенной деятельности или опреде­ленному поведению. Эта задача СМИ может быть охарактеризована как идеологическая или политическая.

СМИ взаимодействуют с различными элементами политической сис­темы, прежде всего с государством и политическими партиями, особенно в ходе избирательных и подобных политических кампаний. Государство и политические партии весьма часто выступают учредителями СМИ и дово­дят через них до всеобщего сведения свои политические платформы, про­граммы, установки.

С государством и его органами СМИ связаны двояко: как объект уп­равления со стороны государства и как инструмент политического воздей­ствия на него. Государство регулирует статус СМИ, а будучи учредителем конкретных СМИ, определяет их политический курс. С другой стороны, СМИ могут способствовать или препятствовать принятию определенного законодательного акта, совершению правительством или его органами определенного политического действия, и даже отставка того или иного государственного деятеля может быть подготовлена или предопределена деятельностью СМИ.

Идеологическая функция СМИ проявляется и в их способности созда­вать, распространять, мотивировать и в известной мере охранять соци­альные ценности государства и общества. Они играют существенную роль в формировании личности, социальной группы определенных политичес­ких, правовых, нравственных позиций.

СМИ выступают по отношению к государству как некий социальный контролер, и в этом смысле оправдано условное определение их как "чет­вертой ветви власти".

Учитывая воздействие СМИ на сознание и поведение людей, имея в виду возможность и опасность злоупотребления таким воздействием, об­щество стремится оградить себя от такого злоупотребления, в частности посредством конституционных запретов. Например, абз. 1 ст. 14 конститу­ции Греции устанавливает ответственность за содержание публикаций, носящих непристойный характер, посягающих на общественную нравствен­ность.

Следует отметить, что правовая регламентация статуса СМИ - необхо­димое условие их функционирования в обществе. В зарубежных странах конституционное право регулирует статус СМИ, который призван, с од­ной стороны, обеспечить реализацию прав и свобод на информацию и другими правами и свободами, вытекающими из них, а с другой - гарантировать общество от злоупотребления столь мощным орудием воздействия на сознание, каким является СМИ. Этот статус лишь самым общим, ра­мочным образом, намечается в конституциях, а детально регулируется текущим законодательством. Студентам следует проанализировать консти­туции зарубежных стран с точки зрения конституционно-правового регу­лирования СМИ, а также некоторые текущие законы, например, закон о свободе информации 1966 года в США, закон о правовом положении прес­сы 1986 года Франции и др.

Одним из направлений законодательного регулирования СМИ являет­ся государственный контроль за их деятельностью. Этот контроль может быть трояким: прямое государственное управление, косвенное управле­ние и контроль через специальные государственные органы.

Когда объектом государственной собственности являются СМИ, то государство осуществляет прямое управление ими. В данном случае СМИ не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета. Например, согласно абз.З. ст.20 испанской конституции государ­ство регулирует организацию и парламентский контроль в отношении СМИ, которые принадлежат государству или публичным учреждениям.

Косвенное государственное управление СМИ осуществляется обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие на него лицензию. Имея определенные ры­чаги воздействия на эти корпорации, государство, однако, не ответственно за их политические ориентации. Корпорации автономны в финансовой сфере и являются юридическими лицами. Государство не вмешивается в их текущую деятельность, а держатели лицензий находятся под опекой специализированных органов.

Государственный контроль за деятельностью СМИ через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами.

Для подготовки докладов и рефератов по данной проблеме студентам необходимо обратиться к работам: Энтин В.Л. "Средства массовой информации в политической системе современного капитализма". М.:МО, 1988 г.; Власов Ю.М. "Средства массовой информации и современное буржуазное государство". М.: Изд-во МГУ, 1988.

Одним из важных направлений в регулировании деятельности СМИ является борьба с оноподлизмом в этой области. Так в США эта борьба велась первоначально посредством антитрестового, антимонопольного законодательства, а затем стали издаваться и специальные акты для воспрепятствования концентрации СМИ.

В США эта борьба вначале основывалась на известных антитрестовых законах Шермана 1890 года, Клейтона 1914года и др. В 1934 году законе коммуникациях наделил Федеральную комиссию связи правом ограничи­вать число передающих станций, принадлежащих одному владельцу, пу­тем отказа в выдаче или продлении разрешения на право вещания.

В Великобритании парламентским Актом о монополиях и слияниях 1965 года, а затем Актом о добросовестной коммерции 1973 года устанав­ливалось, что слияние газет или газетных активов, если разовый тираж "объединенных изданий" составит более 500 тыс. экземпляров, не может быть произведено без письменной санкции министра торговли и промыш­ленности.

В зарубежных странах предусматривается также ответственность за нарушение законодательства о СМИ, которое касается прежде всего злоупотребления свободной печати.

Так, французский закон о свободе печати карает такие злоупотребле­ния, выразившиеся, в частности, в подстрекательстве к совершению пре­ступных действий (краж, убийств, грабежей, поджогов и пр.), даже если сами деяния не были совершены, штрафами и (или) тюремным заключе­нием.

Законодательство многих стран предусматривает ответственность за диффамацию, то есть распространение порочащих сведений. В отличие от наказуемой клеветы, при диффамации они могут быть правдивы или лицо может их считать правдивыми.

Что касается санкций за нарушения, связанные со свободой печати, то, помимо упомянутых уже тюремного заключения и штрафа, применяют­ся и другие. Так, согласно §5-9 гл.9 шведского Акта о свободе печати до решения суда на выпуск печатного произведения может быть наложен арест. В соответствии с §7 гл.7 этого Акта, в случае установления преступ­ления против свободы печати, издание может быть конфисковано, что оз­начает уничтожение всех экземпляров, предназначенных к выпуску в свет, и приведение в негодность матриц, литографических камней, стереоти­пов, форм печатных и других подобных предметов, предназначенных ис­ключительно для печати данного материала.

Подводя итог рассмотрения вопросов темы, необходимо отметить, что в зависимости от назначения, роли и функций политических институтов в зарубежных странах, они в большей или меньшей степени регулируются на уровне конституционного права. Задания и вопросы для самоконтроля

1. В каких смыслах понятие "государство" употребляется в источниках конституционного права зарубежных стран?

2. В чем смысл конституционных характеристик государства как демократического, социального, правового, светского?

3. В чем различие между государственным механизмом и государствен­ным аппаратом?

4. Как отличить государственный орган от государственного учрежде­ния?

5. Посмотрите текст конституций зарубежных стран и попробуйте на их основании определить характер политического режима и форму прав­ления в соответствующих странах. В каких конституционно-правовых ин­ститутах они получили отражение?

6. Что такое правовой статус государственного органа и из каких эле­ментов он складывается? Проанализируйте конституционный статус лю­бого государственного органа, содержащийся в конституции какой-либо страны.

7. Что такое институализация политических партий? В чем она проявляется?

8. Что представляют собой неполитические общественные объедине­ния? Какова их политическая роль? Приведите примеры их институализации.

9. Какова политическая роль СМИ? Каков их конституционно-право­вой статус?

10. Почему ведется борьба с монополизмом на рынке СМИ? Какова роль в этом конституционного права?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.