Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление, правовое и экономическое регулирование водных ресурсов




Воды, являясь важнейшими компонентами природной среды, используются и охраняются мировым сообществом как основа жизнедеятельности человека и функционирования экологических систем. Мировые водные системы, разделенные национальными границами, требуют справедливого и устойчивого управления, которое в состоянии отвечать как на происходящие процессы в гидросфере, так и на изменение социально-экономических потребностей, политической ситуации и общественных ценностей. На смену традиционному, фрагментарному (разделенному на части) управлению водными ресурсами приходит интегрированное управление.

В научной литературе интегрированное управление водными ресурсами определяется как процесс, который способствует согласованному использованию и управлению водой во взаимосвязи с земельными и другими ресурсами приемлемыми для всех водопользователей способами с целью достижения экономического и социального благосостояния и при этом не ставит под угрозу устойчивость жизненно важных экосистем. Сторонники данной концепции в качестве единицы управления рассматривают бассейн реки, в пределах которого поверхностные и подземные воды количественно и качественно находятся в тесной взаимосвязи между собой и территорией. Каждой такой единице управления требуется приемлемая структура управления, ясное и устойчивое распределение воды, четкие критерии оценки качества и справедливое распределение всех благ.

Управление водными ресурсами обусловливается проводимой государственной политикой в области использования и охраны вод. В странах СНГ она ориентирована на:

- обеспечение безопасного и бесперебойного снабжения водой населения, промышленности и сельского хозяйства при соблюдении интересов других водопользователей с сохранением водноресурсного потенциала и биоразнообразия;

- совершенствование организационных, правовых и экономических механизмов управления использованием и охраной вод;

- проведение мероприятий по более глубокой очистке сточных вод, снижению выноса загрязняющих веществ, внедрению безводных и малоотходных технологий.

Разработка и реализация водохозяйственых и водоохранных мероприятий координируется государственными органами управления водными ресурсами, функции которых в большинстве стран СНГ осуществляют министерства природных ресурсов (охраны окружающей среды), жилищно-коммунального хозяйства и др. Основным государственным предприятием, отвечающим за водоснабжение и установки по очистке сточных вод, является организация «Водоканал». Важную основу управления водными ресурсами составляют разрешения на специальное водопользование, которое регламентируют объемы забора свежей воды и сброса сточных вод, а также концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых промышленными, коммунальными и сельскохозяйственными предприятиями.

Правовую основу управления водными ресурсами в странах СНГ составляет действующий водный кодекс и другие нормативно-правовые акты. Задачами водного законодательства является регулирование отношений в сфере использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах, охраны вод от загрязнения, засорения и исчерпания, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.

При размещении, проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов должны предусматриваться мероприятия, обеспечивающие рациональное использование вод, учет и контроль количества и качества забираемых и отводимых вод, охрану вод от загрязнения. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых предприятий и других объектов, не обеспеченных приборами учета забора и отведения воды, сооружениями и устройствами, которые предотвращают вредное воздействие на водные объекты.

Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворения питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и других потребностей населения, а также для нужд сельского хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, рыбного хозяйства и других видов деятельности. Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей (допускается многоцелевое использование водных объектов).

Водный кодекс устанавливает права и обязанности водопользователей. Среди основных обязанностей следующие: использование водных объектов в целях, для которых они предоставлены, и сохранение установленных условий водопользования; рациональное использование водных ресурсов, проведение необходимых работ по сохранению и улучшению качества вод, восстановлению водных объектов; ведение учета количества забираемых и используемых вод; осуществление контроля за качеством забираемой воды и отводимых сточных вод; поддержание в надлежащем состоянии очистных и других сооружений и устройств, сохранение установленных правил их эксплуатации.

Все воды подлежат охране от загрязнения, засорения и других вредных воздействий, которые могут ухудшить условия водообеспечения, привести к уменьшению рыбных и иных продуктов водного промысла, ухудшению условий существования диких животных, снижению урожайности земель и других неблагоприятных явлений по причине изменения физических, химических и биологических показателей качества вод, снижения их способности к естественному очищению.

Для предотвращения загрязнения водных объектов, а также сохранения среды обитания животных и растительных организмов на землях, прилегающих к речным руслам или акваториям водоемов, устанавливаются водоохранные зоны, а в их пределах выделяются прибрежные полосы строго охраняемого режима. В целях охраны водных объектов, которые используются для хозяйственно-питьевого водообеспечения, в местах водозабора устанавливается зона санитарной охраны.

Прибрежные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности. В них запрещается: распашка земель, садоводство и овощеводство; выпас скота; хранение и использование ядохимикатов и минеральных удобрений; размещение садоводческих товариществ, баз отдыха, палаточных городков, стоянок автотранспорта и сельскохозяйственной техники; строительство зданий и сооружений, мойка и техническое обслуживание транспортных средств и техники.

В ближайшей перспективе необходимо завершить создание водоохранных зон рек, озер и искусственных водоемов на расстоянии до 500 м от уреза воды на всех малых, средних и крупных водных объектах (в частности, рек длиной более 10 км). Все это должно сопровождаться установлением в защитных зонах жесткого регламента земле- и водопользования, запретом строительства производственных объектов, имеющих выбросы и стоки, благоустройством территории и т.п.

Водный кодекс определяет систему контроля за использованием и охраной вод, государственного учета вод, составления водохозяйственных балансов и схем комплексного использования и охраны вод. Государственному учету подлежат все виды вод, которые составляют водный фонд страны, а также их использование для питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, оздоровительных и других целей. Систематизированные данные о количестве и качестве вод, их использовании содержатся в государственном водном кадастре. Сопоставление потребностей в воде с наличными на данной территории водными ресурсами проводится на основе водохозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы и используются для целей планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны вод. Этим же целям служат и схемы комплексного использования и охраны вод, среди них различают генеральные, бассейновые и территориальные. Генеральная схема использования и охраны вод разрабатывается для определения основных направлений развития водного хозяйства страны; бассейновая схема — для бассейнов рек и других водных объектов на основе генеральной схемы, региональная — для отдельных регионов страны на основе генеральной и бассейновой схем.

Законодательством устанавливается административная, уголовная или иная ответственность за нарушения в области использования и охраны вод. К числу таких нарушений относятся: самовольный захват водного объекта и самовольное водопользование; реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы; загрязнение вод или нарушение режима использования водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов; ввод в эксплуатацию промышленных, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предупреждающих загрязнение вод; заборы воды с превышением установленных лимитов; самовольное проведение гидротехнических работ; использование водных объектов не по целевому назначению и некоторые другие.

Экономическое регулирование рационального использования и охраны вод включает:

­ планирование и финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране вод;

­ установление лимитов водопользования;

­ установление нормативов платы за водопользование и водопотребление;

­ установление нормативов платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

­ предоставление налоговых, кредитных и других льгот при использовании малоотходных и безотходных технологий, проведении других мероприятий, когда они дают значительный эффект в области рационального использования и охраны вод;

­ покрытие ущерба, нанесенного водным объектам и здоровью людей по причине нарушения требований водного законодательства.

В экономическом механизме, обеспечивающем рациональное использование и охрану вод, особое место отводится платности водопользования. Причем внесение платы за воду не освобождает водопользователей от выполнения мероприятий по рациональному использованию и покрытию ущерба, нанесенного окружающей среде.

При установлении лимитов водопользования и определении прогнозных показателей (объемов водопотребления и водоотведения) целесообразно ориентироваться как на технико-экономические параметры производственных мощностей и фактический объем производства, так и на удельные экологические показатели. В качестве нормативов по определению объемов водопользования в целом для страны должны выступать следующие:

­ водоемкость валового внутреннего продукта;

­ интенсивность (коэффициент) водоотведения (отношение объема сброса сточных вод к стоимости ВВП);

­ интенсивность оборотного и повторно-последовательного водопользования (отношение объема оборотного и повторно-последовательного водопользования воды к стоимости ВВП).

Обобщенным показателем эффективности использования водных ресурсов, который позволяет сопоставить объем затраченной воды с результатами хозяйственной деятельности, является водоемкость ВВП. В масштабах экономики страны в целом она может рассчитываться следующим образом:

3/руб.), (6.6)

где W — водоемкость валового внутреннего продукта, R 1 — годовое потребление свежей воды, R 2 — годовой объем оборотного водоснабжения, V — стоимость годового валового внутреннего продукта.

Водоемкость показывает, сколько водных ресурсов нужно затратить для получения единицы ВВП (ВНП), динамика этого показателя может служить индикатором эффективности использования водных ресурсов (в таблице 6.4 приведены расчеты затрат свежей воды на производство единицы ВНП по Беларуси и России). Аналогичные показатели можно рассчитывать также по межотраслевым комплексам и по отдельным отраслям и предприятиям.

Основным резервом повышения эффективности использования водных ресурсов является сокращение потребления в крупнейших водопотребляющих отраслях экономики, это относится, прежде всего, к потреблению свежей воды. Второе направление — ликвидация многочисленных потерь воды на всех этапах ее использования, особенно непосредственно у водопотребителей. К этому следует добавить потери воды в коммунальном хозяйстве из-за состояния водопроводных систем (всевозможных испарений, утечек, протечек и т.п.) и в быту — отсутствие водомеров и низкие тарифы на воду для населения стимулируют расточительное использование дорогостоящей (с учетом затрат на ее подготовку) питьевой воды.

 

Контрольные вопросы

1. Определите эколого-экономическую роль водных ресурсов.

2. Дайте оценку водным ресурсам мира и стран СНГ.

3. Как используются водные ресурсы?

4. Изложите определение следующих понятий: водное хозяйство, водопотребление, водопользование.

5. Проанализируйте процессы загрязнения гидросферы, источники и виды загрязнений, их последствия.

6. Как осуществляется оценка состояния и нормирование качества воды?

7. Назовите методы и средства защиты водных объектов от загрязнения сточными водами.

8. Сформулируйте основные направления охраны и рационального использования водных ресурсов.

Глава 7. Эколого-экономические проблемы
землепользования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.