Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники вероучения новозаветной Церкви




УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ И БОРЬБА ЕЕ С ЕРЕСЯМИ И РАСКОЛАМИ

Господь Иисус Христос во время общественного служения спасению людей Свое Божественное учение, на котором имела быть основана Его Церковь, преподал устно. Охранителями его учения были св. апостолы. Они тоже распространяли учение Христа устно. Но, заботясь о чистоте и неповрежденности Христовой истины, они оставили письменные памятники своего учения, т.к. каждая истина, которая передается устно, подвержена опасности искажения.

Таким образом, в первое же время существования Христианской Церкви ее Божественное учение было прочно ограждено от примеси сторонних учений. Сущность христианского вероучения заключили в себе: четыре Евангелия — Матфея, Марка, Луки и Иоанна; Деяния апостолов, семь соборных апостольских посланий, 14 посланий ап. Павла и Откровение Иоанна Богослова. Все эти книги составили Св. Писание Нового Завета; оно сделалось первым источником христианского вероучения.

Что касается Св. Писания Ветхого Завета, то и оно, как Богодухновенное и полезное для научения, обличения, исправления и наставления в праведности (2 Тим. 3, 16), также было источником христианского вероучения в подлежащих пунктах учения о домостроительстве спасения рода человеческого.

Но в Св. Писании христианское вероучение изложено лишь в основных пунктах. Частности учения были переданы устно, и это составляет Апостольское предание. Оно является вторым источником вероучения.

Канон священных книг;
изложение церковного учения в символах

Первой заботой Церкви было стремление сохранить на все времена неизменным христианское вероучение. Для этого нужно было составить сборник всех писаний, написанных или апостолами, или с их ведома и одобрения. Церковь строго исследовала каждую книгу и, только удостоверившись в ее общеизвестности и принадлежности апостолам, принимала в сборник Священного Писания Нового Завета. Так возник канон священных книг Нового Завета.

Этот канон священных книг упоминали в своих трудах такие видные деятели Церкви, как Ириней Лионский, Климент Александрийский, Тертуллиан и др.

Окончательно составился канон св. книг в IV в. в том виде, в каком он известен нам и теперь.

Многие не апостольские книги, так называемые апокрифические, т.е. подложные, как, например, “Евангелие от евреев”, “Евангелие от Фомы”, “Деяния Павла”, “Апокалипсис Петра” и проч. не были внесены в канон.

Точно так же Церковь заботливо охраняла Свящ. Предание. Только то предание она признавала апостольским, которое несомненно шло от апостолов и притом не противоречило их писаниям. Хранителями апостольского предания были предстоятели церквей, непосредственные ученики апостолов, которое передавали его своим преемникам. О таком способе хранения св. Предания есть замечательное свидетельство св. Иринея Лионского — ученика св. Поликарпа Смирнского. “Быв еще отроком, — писал он к Флорину, впавшему в ересь, — я видел тебя в Нижней Азии у Поликарпа. Тогдашнее я помню тверже, чем недавнее, потому что познания детского возраста, укрепляясь вместе с душею, укореняются в ней. Так, я могу наименовать даже место, где сидел и разговаривал блаженный Поликарп; могу указать все входы и исходы его; начертать образ его жизни и внешний вид; изложить его беседы с народом: описать его обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа; изобразить, как он сам припоминал слова их, как я что слышал от них о Господе, как он пересказывал о Его чудесах и учении, о чем получил предание от людей, которые сами видели Слово жизни. Я записывал слова его не на бумаге, а в сердце, и благодать Божия помогает мне всегда сохранить их в свежей памяти”. Предание имело весьма важное значение в Церкви. Нередко, когда возникали в частных церквах недоразумения и споры относительно того или другого пункта вероучения, на который на было указания Св. Писания, или было, но краткое, — предстоятели церквей, сохранявшие апостольское предание, на основании его, разъясняли недоразумения. Всякое учение, несогласное с преданием, Церковь отвергала как неправильное.

О важности значения предания особенно ясно говорит Тертуллиан. В своей книге “О давности против еретиков” он пишет: “учение сообразное с учением церквей апостольских, надо признавать за истинное, т.к. оно заключает в себе то, что приняли церкви от апостолов, апостолы от Христа, Христос от Бога”.

С течением времени, благодаря общению всех церквей, постепенно составилось единое предание всей Вселенской Церкви, которое стало сохраняться не устно только, но и письменно, в творениях отцов Церкви, постановлениях Вселенских и Поместных соборов, списках древних литургий, богослужебных книгах.

Во время апостолов положено было также начало краткому изложению основных истин веры о Едином Боге, о Св. Троице, о Лице Иисусе Христа и т.п. В Евангелии от Матфея записано, что Сам Иисус Христос повелел всех принимать в Его Церковь после предварительного научения истинам веры (Мф. 28, 19). Свв. апостолы так и поступали (проповеди: в день сошествия Св. Духа, при крещении Корнилия сотника, евнуха диаконом Филиппом и др.). Эти краткие изложения истин веры после апостолов были во всеобщем употреблении в Церкви и получили название символов, т.е. образцов веры. Таких символов вначале было несколько, а именно, были символы церквей: Иерусалимской, Римской, Антиохийской, Кесарийской и др.

В IV в. на Первом Вселенском соборе был определен общий символ веры для всей Церкви.

В настоящее время, кроме Никео-Цареградского символа веры, при раскрытии догмата о Св. Троице, в науке Догматического Богословия, обращаются к символам: Апостольскому, св. Григория Чудотворца, св. Афанасия Великого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.