Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Избрание и посвящение духовных лиц




Неиерархические церковные должности

Во II и III вв. появились в Церкви новые церковные должностные лица, которые, не принадлежа к иерархии, принадлежали к клиру, составляя низший разряд его.

Новые церковные должности вызваны общею потребностью в надлежащем благоустройстве Церкви, число членов которой постоянно увеличивалось.

Так, в III в. учреждена должность иподиаконов (прислужников). По образцу Церкви Иерусалимской, в других церквах первоначально тоже избирали по семь диаконов. Но с увеличением числа верующих обязанности диаконов усложнились, в облегчение их и назначены были иподиаконы, которые помогали диаконам и находились под их надзором.

Во II веке учреждена должность чтецов. С III века учреждена должность певцов.

В иных церквах были должности заклинателей, обязанностью которых было молитвами и крестным знамением изгонять нечистых духов. Эта должность существовала в то время, когда дар чудес принадлежал многим верующим.

Учреждена была вскоре особая должность аколуфов — епископских служителей, посыльных, прислуживающих епископу во время богослужения.

Появилась также должность пономарей — привратников, обязанностью которых было во время богослужений не впускать в собрание отлученных от Церкви еретиков, язычников, извещать верующих об угрожающей опасности во время нападения язычников.

В соответствие диаконской должности существовала должность диаконисс. На эту должность избирались пожилые девственницы или вдовицы. Во время богослужения они наблюдали за благочинием в женских отделениях, наставляя желающих принять крещение женщин, прислуживали во время самого крещения женщин, вообще их обязанности отождествлялись с обязанностями диаконов. Диакониссы не имели только права сослужить при совершении богослужения.

Установив степени иерархии, апостолы дали Церкви определенные указания на то, какие лица и с какими качествами должны быть избираемы на иерархические должности и как должно производиться самое избрание их.

Ап. Павел в своих пастырских посланиях разъясняет, какими качествами должен обладать епископ, пресвитер и диакон (прочитать 1 Тим, 3, 2-12; Тит. 1, 5-9). Апостольские правила к сим требованиям присоединяют, что на иерархические должности не может быть поставлен глухой, слепой, бесноватый, раб без согласия господ, всякий женатый на вдове, рабыне, актрисе, блуднице, отверженной от супружества.

Что касается способа избрания на иерархические степени, то апостолы сами установили тот порядок, чтобы в выборе принимали участие все члены общины. Апостолы, например, предложили иерусалимской общине избрать семь диаконов (рукополагали сами апостолы), ап. Павел, рукополагая пресвитеров разным церквам (Деян. 14, 23), сообразовался с желанием верующих этих церквей.

Все эти апостольские указания послужили для Церкви правилами, которыми она руководствовалась при избрании на иерархические должности. Так, в выборе лица на ту или иную иерархическую должность принимала участие вся церковная община, т.е. клир и миряне. Последние, по многочисленности своей, иногда назначали особых лиц, старейшин, которые участвовали в выборе кандидата.

После того, когда вся церковь признала избранное лицо достойным занять иерархическую должность, произносился общий возглас: “достоин” (аксиос), и следовало посвящение.

В пресвитера и диакона рукополагал епископ местной церкви, в епископа рукополагали епископы окрестных церквей. Последние принимали даже участие в избрании епископа или сами лично, или через своих уполномоченных, наблюдая, чтобы кандидат соответствовал требованиям Апостольских правил. При избрании епископа требовалось также согласие епископа главного города области.

На низшие церковные должности назначал один епископ, поскольку поставление на эти должности не имело такого важного значения для Церкви как поставление пресвитера или епископа.

Положение клира в первые века и его содержание

Клир христианской Церкви первых веков не составлял какого-либо наследственного сословия, как это было в церкви ветхозаветной. В клир мог вступать всякий желающий и удовлетворяющий условиям вступления в клир.

Школою для образования клириков являлся тот же клир, где под руководством епископа клирик, начиная с низших должностей, проходил свое служение. С течением времени явились христианские училища, например, в Александрии, где клирики получали образование.

Никакими общественными преимуществами клирики не пользовались, поскольку христианская религия была вне закона. Часто бывало, что клирики состояли на службе и в государственных учреждениях, что потом было Церковью запрещено, так как это было несовместимо с иерархическим званием и обязанностями.

Что касается брачной или безбрачной жизни клириков, то нужно заметить, что Церковь допустила брачное и безбрачное состоянии членов клира. Требовалось только, чтобы всё было благообразно, поэтому запрещалось состоящим в браке иерархическим лицам “изгонять своих жен под видом благоговения”, а безбрачным после рукоположения вступать в брак. Перемещение клириков, особенно епископов, не допускалось. Если и допускались перемещения, то лишь в исключительных случаях.

В первенствующей Церкви не было каких-либо определенных источников содержания клира. Каждый член клира, прежде всего сам заботился о своем содержании. Многие клирики, по примеру ап. Павла, по вступлении в клир продолжали заниматься теми ремеслами или промыслами, которыми они занимались до вступления в клир, и тем доставляли себе средства к содержанию.

Случалось и так, что в клир вступал какой-либо богатый земледелец и, продолжая получать доходы от земли, доставлял еще и другим средства к содержанию, каким был, например, св. Киприан Карфагенский (III в.). Кроме того, клир получал некоторые средства на содержание от церковной общины. Эти средства, состоящие из добровольных пожертвований членов общины, распределялись между клириками епископом. К таким пожертвованиям, кроме денежных, принадлежали и вещественные приношения, состоящие, по обычаю ветхозаветной церкви, из хлеба, вина, плодов, и разного рода припасов. Часть хлеба и вина отделялась для богослужения, часть отдавалась бедным, а остальное шло в пользу клира.

Кафедры епископов

Многочисленные христианские общины, основанные апостолами и их преемниками в разных городах и селах, постепенно начали группироваться в церковно-правительственные округи, центром которых были городские общины. Как в гражданском отношении известному городу подчинены были ближайшие села и деревни, так и церковные общины в селах и деревнях мало-помалу подчинились ближайшим городским общинам, тем более, что и самое христианство они часто получали из городских общин.

Во главе образовавшихся таким образом церковных округов стояли предстоятели городских общин — епископы, кафедры которых были в городах. Церковный округи первоначально назывались парикиями, а впоследствии епархиями. С образованием церковных округов постепенно образовались и приходы. Сельские общины образовали собою сельские приходы. В городах, вследствие увеличения числа верующих, епископ разделял паству на группы, в которые назначал пресвитеров и диаконов, сначала временно, а потом и навсегда, которые совершали там богослужение. Так образовались городские приходы. Городские и сельские приходы округа составляли местную церковь. Свои названия церкви получали от кафедральных городов (Иерусалимская, Антиохийская...) так как в каждой церкви была только одна епископская кафедра.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.