Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несторий и его учение




Вопрос о соединении двух природ в Лице Иисуса Христа довольно долго интересовал умы людей науки, хотя в конце IV в. Церковь вполне раскрыла учение о Лице Иисусе Христа. Первой из ересей, возникших при научном разъяснении вопроса об образе соединения в Лице И.Христа Божественной и человеческой природ и их взаимном отношении, была ересь Нестория.

НЕСТОРИЙ, как и Арий, был воспитанником Антиохийского училища, не допускавшего таинственности в понимании догматов веры. Богословам Антиохийского училища казалось непонятным учение о соединении двух природ, Божественной и человеческой, ограниченной и неограниченной, в одном лице Богочеловека. Признавая православное учение о единосущии Христа Спасителя с Богом Отцом, эти богословы старались уяснить чисто рационалистическим путем учение о таинственном соединении Божественной и человеческой природ в Лице Иисуса Христа, вследствие чего уклонились далеко в сторону от церковного учения и впали в новую ересь.

Виновником новой церковной смуты является Несторий, патриарх Константинопольский. Однако первое появление такого рода еретических мыслей следует отнести к ДИОДОРУ, еп. Тарсийскому (+394 г.) и его ученику ФЕОДОРУ Мопсуетскому, видному преподавателю Антиохийского училища. Эти два епископа учили о двух природах в И.Христе и двух лицах: одно лицо земное — человека, другое — Божественное. Бог Слово воспринял в Себя человека. Человек носил в себе Бога. Тесного единства между ними не было, разве только моральное.

Несторий был учеником Феодора Мопсуетского. Развивая учение своих предшественников, Несторий не стал признавать соединения двух естеств в И.Христе в одну Ипостась. От Девы Марии, учил Несторий, родился только человек Иисус естественным образом. Бог Слово соединился с ним Своею благодатью, которая освящала Иисуса-человека. За добродетельную жизнь человек Иисус во время крещения был удостоен усыновления от Бога. Человеческое естество представляло собою одежду, или храм, в котором обитало Божество. Страдало человечество, так как Божество страдать не может. Богородица называется у Нестория Христородицей, так как она родила человека Христа, а не Бога Слова.

Выводом из этого учения является отрицание таинства воплощения и искупления, отрицание христианства.

Третий Вселенский Собор (431 г.)

Пока учение Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского не выходило за пределы школы, Церковь не выносила ему осуждения, хотя оно было явно еретическим. Но когда Несторий в 428 г. замыслил сделать это учение общецерковным, Церковь выступила против новой ереси.

Началось с того, что пресвитер Нестория АНАСТАСИЙ в 428 г. в своих проповедях доказывал, что Деву Марию следует называть человекородицей (Несторий пока не выступал со своим мнением). В связи с этим в Константинополе поднялось сильное волнение. Несторий, желая прекратить волнения, сам стал проповедовать. Он стал доказывать, что название Богородица непримиримое с разумом, но не допускал названия человекородица, а называл Пресвятую Деву Христородицею. Но волнения и после этого объяснения не утихли. Верующие поняли, что дело идет не о названии Пресвятой Девы Богородицей, а о Лице Иисуса Христа. Спор Нестория распространился и на другие церкви, Нестория поддерживали и некоторые епископы, окончившие Антиохийскую школу.

Александрийский епископ Кирилл (см. “Ж.М.П.”, 1955, 6) опроверг учение Нестория, о чем написал и другим епископам. Однако, когда Несторий не обратил внимания на доводы Кирилла, последний донес о лжеучении имп. Феодосию II Младшему и папе Целестину, а затем на соборе в Александрии (430 г.) осудил ересь и издал против Нестория 12 анафематизмов. Несторий, со своей стороны, ответил также 12-ю анафематизмами. Против анафематизмов Кирилла Александрийского сирский епископ блаж. Феодорит Кирский тоже написал опровержение.

Для прекращения волнений император Феодосий Младший назначил собор в Ефесе в 431 г., известный под именем Третьего Вселенского собора. На собор долгое время не являлись епископы Церкви Антиохийской и представители папы. Кирилл начал заседание без них. Несторий с десятью епископами не принял участия в заседаниях ввиду неполного их состава. Между тем, в Ефес прибыл Иоанн Антиохийский со своими 33 епископами, а также явились и легаты папы.

Иоанн, недовольный действиями Кирилла, не признал постановлений собора и, объединившись с епископами Нестория, составил свой собор, на котором низложил и осудил Кирилла. Оба собора послали свои решения императору, который не знал, что делать. Кирилл в это время продолжал заседания собора, так как прибыли римские легаты, которое тоже осудили Нестория. На соборе Кирилла запрещено было на будущее время изменять в чем-нибудь Никео-Цареградский символ или вместо него составлять другой. Под соборным вероопределением подписались 200 епископов. Кирилл написал о положении дела настоятелю Константинопольского монастыря авве Далматию, который при поддержке монахов и народа прибыл к императору и просил об осуждении ереси Нестория. Император предложил епископам согласиться, но на стороне Нестория все-таки стояли Иоанн Антиохийский и Феодорит Кирский. Тогда император указом повелел епископам возвратиться на свои кафедры. Нестория удалил в антиохийский монастырь, а преемником Нестория православные избрали МАКСИМИАНА.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.