Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типология политических процессов




Анализ политических процессов

Существуют различные типы оценок эффективности политического процесса. Один из них связан с тем, что политические деятели и государственные служащие, как правило, руководствуются критериями результативности конкретных программ и проектов. Разброс критериев достаточно велик и зависит от субъективных факторов, идеологических и партийных интересов. В результате может возникать целый спектр оценок принятого политического решения либо принятой программы.

Второй тип оценки возникает при инструментировании конкретных программ и направлений политики. В данном случае критерии оценок возникают тогда, когда программа подвергается анализу с точки зрения ее пригодности для реализации, а также с учетом затрат и выгод. При этом актуальным является вопрос: «Кто получит наибольшую выгоду от реализации решения или программы и в каком виде?»

Третий тип оценки носит название «систематической оценки» для измерения социальной значимости политического решения или программы. Систематическая оценка отвечает на вопрос: насколько объективна политика и каковы возможные последствия невыполнения принятых решений? Результаты такой оценки позволяют корректировать текущую политику и определять ее перспективы.

Достаточно распространенным является выявление статических и динамических характеристик политического процесса. Статические характеристики обобщаются в понятии «политическая ситуация», под которой подразумевается политический процесс в определенный момент времени. В ходе анализа выявляется система связей и отношений между основными элементами, сложившаяся на данный момент. Таким образом, появляется возможность для сравнения нескольких политических ситуаций, различных во времени, т. е. выявление динамики политического процесса.

Одним из элементов изучения статических и динамических характеристик политического процесса является анализ внешней среды, которая включает в себя экономические, социальные, культурные, конфессиональные и другие факторы, влияющие на политический процесс.

14.7. Типология политических процессов 287

Существует достаточно много критериев классификации политических процессов, зависящих от степени динамики, направленности, характера и других параметров.

По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические процессы регулируют отношения государства с другими субъектами международной деятельности. Внутриполитические в значительной степени зависят от формы правления государства, политического режима, качества правящей элиты и других факторов.

В зависимости от соответствия двум типам политической культуры — этатистскому (технократическому, элитарному) и неэтатистскому (демократическому) — различают вертикально организованный и горизонтально организованный политические процессы. Сущность первого заключается в стихийном проявлении интересов, потребностей иррациональных масс, которым противостоят государственная власть и организованная система ценностей. Вертикально организованный политический процесс сводится к определению взаимоотношений управляющих и управляемых. Управляющие должны согласовывать интересы различных социальных групп, а управляемые должны разделять этатистские ценности: признавать авторитет власти, уважать закон, уметь подчиняться.

Горизонтально организованный политический процесс исходит из признания формального равенства и автономности основных субъектов, которые взаимодействуют (сотрудничают или соперничают) друг с другом, соблюдая определенные правила игры. В таком процессе доминируют ценности свободы, прав, консенсуса. Субъекты политического процесса готовы пожертвовать чем-либо ради достижения поставленной цели либо согласовывают свои позиции со всеми участниками, используя практику круглых столов, многосторонних консультаций, посредством которых принимаются политические решения.

В качестве критерия классификации может выступать характер преобразования власти, в зависимости от которого различают революционный и эволюционный политические процессы. При революционном процессе используются как мирные, так и насильственные средства, происходит быстрое качественное изменение власти, преобладают стихийные формы массовых политических движений, возрастает роль политических лидеров, при этом далеко не всегда достигаются результаты, на которые рассчитывали участники политического процесса.

288 Глава 14. Политический процесс

14.7. Типология политических процессов 289

тическое развитие западных и незападных стран в зависимости от цивилизационных особенностей. Л. Пай создал некий идеальный тип, выражающий своеобразие Запада, и противопоставил его «не-Западу». Это противопоставление, основанное на различии культур, позволяет понять причину неприятия демократических ценностей незападным обществом. В своей статье «Незападный политический процесс» американский политолог формулирует положения, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах. Так, в качестве основных следует выделить такие характерные особенности незападных политических процессов, как отсутствие четкой границы между политикой и сферой общественных отношений, отсутствие интеграции среди участников политического процесса, незначительность консенсуса политических сил, высокую роль харизматических лидеров и т. д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.