Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая доктрина ислама




Протестантские политические теории

Протестантизм родился в XVI в. как социально-идеологическое движение, направленное против католической церкви и феодальных порядков. С самого начала протестантизм был разнородным движением, не имевшим единой организации. В наши дни существуют несколько десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций. Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости церковной иерархии, посредников между Богом и человеком в виде церковной организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают собственные политические требования. Протестантский религиозный идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой мог проповедовать каждый. Не удивительно отсюда, что протестанты в политике тяготели к демократии. Действительно, именно протестантские страны и стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.

Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры (как папство для католицизма), приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий. Даже христианско-демократические партии в протестантских странах являются светскими консервативными партиями.

Самая молодая из мировых религий ислам на сегодняшний день может считаться и самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские страны переживают всеохватывающий кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман вопросы. В самом деле, за последние полвека страны традиционного ислама уже перепробовали попытки введения у себя демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления, пережили период националистических

380 Глава 19. Религия и политика

диктатур. Однако все это оказалось не в состоянии решить стоящие перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение» ислама.

Во многом это возрождение было связано с особенностями исламской религии.

В основе политической системы ислама лежат три основных принципа:

1. Таухид (единобожие).

2. Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда).

3. Хиляфа (наместничество).

Принцип единства Аллаха всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально. Ни один индивид, семья, класс общества или раса не имеет права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем, и Его предписания — закон. Таким образом, никакая конституция не может ничего предписывать религии и ее служителям.

«Хиляфа» с арабского языка переводится как «представительство». Поскольку человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником, он призван, используя добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом. В действительности это означает, что управлять мусульманской общиной после пророка Мухаммеда могут наиболее благочестивые мусульмане.

Борьба за власть между преемниками пророка уже в VII в. породила раскол ислама на существующие и поныне направления — суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм. Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что править мусульманами могут только потомки Али, а все остальные правители не могут считаться истинными. Шииты неоднократно поднимали восстания и создавали недолговечные государства, которыми правили имамы — духовные лидеры. В X в. один из таких шиитских имамов пропал без вести. Однако шииты считают, что имам не погиб, а скрылся и со временем вернется в этот мир и установит царство справедливости.

В силу исторических обстоятельств шиизм утвердился только в одной мусульманской стране — Иране. В 1979 г. иранское духовенство под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свергнув прозападный режим шаха

19.4. Политические доктрины христианства 381

и установив весьма своеобразный политический режим — исламскую республику. В Иране существуют парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства может отменить духовный законоучитель — факих, или рахбар. В конституции Ирана записано, что она действует временно, до тех пор, пока не вернется «сокрытый имам». Пример Ирана вдохновляюще действует на шиитов в других странах исламского мира.

Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны — сборника рассказов о жизни и изречениях пророка Мухаммеда). После ликвидации халифата в 1924 г. у суннитов отсутствует единое духовное руководство. Это приводит к раздробленности мусульманских политических идеологий и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка.

Итак, религизация политики и политизация религии являются одними из наиболее ярких феноменов политического развития мира в новом веке.

Контрольные вопросы

1. Что такое вера и чем она отличается от религии?

2. Какие факторы способствуют политизации религии в XXI в.?

3. Каковы важнейшие компоненты религиозно-политических идеологий?

4. Что стимулирует религизацию политики в наше время?

5. Что такое религия, каковы ее важнейшие компоненты?

6. Как можно охарактеризовать ранние формы религии?

7. Какие религии относятся к национальным и мировым?

8. Что такое догмат, обряд, культ?

9. Что такое фундаментализм, традиционализм, модернизм в религии?

10. Охарактеризуйте понятие клерикализма.

11. Что такое секуляризация, политическая и культурная?

12. Какова была политическая доктрина первых христиан?

13. Православие и католицизм — в чем политические, теологические и философские различия между ними?

14. Каковы особенности идеологии и политики протестантизма?

15. Христианско-демократические партии в Западной Европе — в чем их интерконфессиональность?

16. Какова политическая доктрина православия?

382 Глава 19. Религия и политика

17. В чем заключаются особенности православной политической теории (V-XX вв.)?

18. Охарактеризуйте исламскую политическую теорию. В чем состоят различия между суннизмом и шиизмом?

Литература

Библия (любое издание).

Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1990.

Коран / Перевод И. Ю. Крачковского. М., 1963.

Коран / Перевод М. О. Османова. М., 1995.

Буддизм: Словарь. М., 1992.

Протестантизм: Словарь. М., 1990.

Беленький М. С. Иудаизм. М., 1974.

Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1983.

Вебер М. Работы по социологии религии и идеологии. М., 1985.

Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 1981.

Маркевич С. Современная христианская демократия. М., 1982.

Митрополит Иоанн. Голос вечности. СПб., 1995.

Митрополит Иоанн. Одоление смуты. СПб., 1995.

Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб., 1995.

Мориак Ф. Жизнь Иисуса. М., 1991.

Мчедлов М. П. Католицизм. М., 1984.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

Хопко Ф. Основы православия. Вильнюс, 1991.

Щипков А. Во что верит Россия? СПб., 1998.

Яблоков И. Н. Социология религии. М., 1979.

 


 

Глава 20. Политические коммуникации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.