Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие политической коммуникации




Основные подходы и научные школы в теории коммуникации

Понятие «коммуникация» (от лат. communicatio) определяется как сообщение, передача, беседа, разговор, общность индивидов3. В словаре Владимира Даля приводится одно из первых русских значений ком-

1 См. например, Gamson W. A Constructionist Approach to Mass Media and Public Opinion // Symbolic Interaction. 1988. Vol. 1 l.No2. P. 161-74; Newman W. Just A., Crigler A. Common Knowledge. News and the Construction of Political Meaning. Chicago: The University of Chicago Press, 1992; Bruner J. Acts of Meaning. Cambridge: Harvard University Press, 1990.

2 См., например, Шестакова Л. А. СМИ в системе общества. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2000; Гундарин М. В. Теоретико-методологические основания анализа роли массово-коммуникационных процессов в современном социокультурном развитии. Автореф. дис. на соиск. учен. стен. канд. филос. наук. Барнаул, 2000; Морозова Е. Г. Политический маркетинг: концепции развития, модели функционирования (компаративный анализ). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра полит. наук. М., 2000; Медведева С. М. Воздействие политических стереотипов на массовое сознание. (Опыт России, 90-е годы). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук. М., 2000; Харитонов Е. М. Кратическое поведение: социальный анализ. Автореф. дис. на соиск. учен. стен. канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 1995.

3 Латинско-русский словарь/Под ред. И. X. Дворецкого. М., 1986 С. 164.

386 Глава 20, Политические коммуникации

390 Глава 20, Политические коммуникации

Политические коммуникации можно рассматривать как дальнейшее развитие массовой, социальной, культурной, кибернетической коммуникации. Их уникальность состоит в том, что они не сводятся ни к одному из вышеперечисленных направлений или подходов, а, заимствуя отдельные структурные элементы, формируют специфически иной тип коммуникации. Как элемент общетеоретических построении понятие «политические коммуникации» используется в ряде социологических школ, бихевиористских науках, символическом интеракционизме и др. Например, Ю. Хабермас кладет это понятие в основу своей социально-философской концепции, где оно используется для объяснения сущности межчеловеческого взаимодействия и противопоставления отношениям людей с природой. Абсолютизация роли коммуникации наблюдается в ряде теорий технологического детерминизма, например, «информационного общества», «компьютерной демократии» (Белл, Бжезинский, Мур), где коммуникация рассматривается как социокультурный источник власти, как сущность человеко-машинного диалога и политического развития.

Коммуникационное пространство или среда, в которой протекают коммуникации, оказывает значительное влияние на сам процесс коммуникации и его последствия. Хабермас в «Московских лекциях и интервью...» пишет, что политическая коммуникация, берущая начало в «понимающих» ресурсах (Verstandigungsressourcen) жизненного мира, а не созданная партиями, вовлеченными в государственные дела, должна защищать границы жизненного мира и его императивы, т. е. упорно добиваться выражения требований, ориентированных на потребительную стоимость1.

Политическая система не может существовать в изоляции, вне социальной и экономической системы общества, поскольку она в значительной степени определяется ими. Система, среда, процесс переноса — обязательные, необходимые моменты любой коммуникации, в том числе и политической. В зависимости от конкретной ситуации, предметной области, смыслового контекста, целей анализа и т. д. эти моменты приобретают более определенное содержание2.

1 Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АО «KAM1», издательский центр «ACADEMIA», 1996. С. 95.

2 Казаринов М. Ю. Информационное пространство как условие социальных коммуникаций //Социальные коммуникации и информация: исследования, образование, практика. Тезисы межвузовской научно-практической конференции 11-12 ноября 1999 г. СПб.: ООО «Петрополис», 1999. С. 5.

20.3. Понятие политической коммуникации 391

398 Глава 20. Политические коммуникации

Рис. 20.1. Политические коммуникации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.