Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Ощущение и восприятие




Ощущение – психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Ощущение является основным условием психического развития человека и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор (схема 4).

 

 
 

 

 


Схема 4

 

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. Этот процесс от рецептора по нервным окончаниям (центростремительным и центробежным) достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение, человек ощущает звук, свет, вкус и другие качества раздражителей.

Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания. Ощущения человека – это продукт его исторического развития. Ощущения являются не только источником знаний человека о мире, но и его чувств и эмоций.

Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы стимул достиг определенной величины, называемой пороговой.

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность – способность ощущать слабые раздражителии чувствительность к различению – способность ощущать слабые различия между раздражителями (схема 5).

 

 
 

 


[Sнп; Sвп] – зона адекватного

отражения организмом

воздействующих раздражителей.

 

 

Схема 5

Sнп – стимул нижнего порога чувствительности – значение стимула, при котором происходит переход от не воспринимаемых стимулов к воспринимаемым, т.е.минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение;

Sвп – стимул верхнего порога чувствительности – значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно, болевой порог.

Для каждого вида ощущений существуют свои абсолютные пороги. Порог чувствительности можно формировать.

Абсолютный порог – это такое значение величины стимула, который разделяет между собой стимулы на: в основном не воспринимаемые и в основном воспринимаемые.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, то классификации ощущениймогутисходить из свойств как раздражителей, которые их вызывают, так и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители.

Классификация ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов (систематическая классификация ощущений Ч. Шеррингтона):

1. Экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела, которые в свою очередь делятся на: контактные, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами (например, вкусовые, тактильные, температурные); дистантные, в которых рецепторы реагируют на раздражения, исходящие из удаленного от них объекта (например, зрительные, слуховые).

2. Интероцептивные ощущения, возникающие при воздействии на рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные ощущения, передающие информацию о положении тела человека в пространстве, обеспечивающие регуляцию его движений; рецепторы находятся в мышцах и суставах.

Классификация ощущений по характеру отражения адекватных раздражителей:

1. Зрительные ощущения, адекватным возбудителем которых является электромагнитное излучение, имеющее значение в диапазоне от 380 до 770 микрон, которое трансформируется в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительные ощущения.

2. Слуховые ощущения, являющиеся отражением воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебания от 16 до 20 000 Гц, воспринимаемые человеком как звуки.

3. Тактильные ощущения (осязание), вызываемые действием механических раздражителей на поверхность кожи (могут быть вкусовые, обонятельные, вибрационные).

Ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Качественные свойства ощущений:

1. Качество – это информационная характеристика ощущений, характеризующая основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

2. Интенсивность – энергетическая или количественная характеристика ощущений, определяемая силой действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.

3. Длительность – временная характеристика, определяемая временем действия раздражителя.

4. Пространственная локализация раздражителя – характеристика, позволяющая сделать анализ о локализации раздражителя в пространстве, например, ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Специфические свойства ощущений:

1. Сенсибилизация – повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (возможность расширения или изменение порогов); к сенсибилизации приводят: необходимость компенсации сенсорных дефектов, содержание деятельности и специфические требования профессии, употребление наркотиков, алкоголь.

2. Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора, например, под воздействием звуковых раздражителей у человека возникают зрительные ощущения (галлюцинации).

3. Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Например, при воздействии сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей чувствительность увеличивается.

Реальные процессы отражения внешнего мира – ощущения – всегда выходят за пределы элементарных форм. Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Основным отличием восприятия от ощущения является возможность отображения объекта реального мира в совокупности всех его свойств. В результате восприятия складывается образ, включающий синтез различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу. Формирование образа предполагает взаимодействие и скоординированную, целостную работу нескольких анализаторов одновременно.

Восприятие это психический процесс осмысленного отражения предметов, явлений, ситуаций в виде конкретного целостного образа, возникающий при непосредственном воздействии множества физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

В физиологической основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. Различают процесс и результат восприятия. Процесс восприятия – это воспринимание, результат – восприятие.

С практической точки зрения, главная функция восприятия заключается в обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесении их к той или иной категории. Образы объектов могут быть познавательными и опознавательными. Каждый предмет (целое) распознается по только ему присущим опознавательным признакам (частям), и для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его отдельные части.

Любое плоскостное (двухмерное) изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. Соотношение фигуры и фона – динамическое, т.е. при длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, богаче и ярче по содержанию относительно фона. Человек мысленно работает всегда с фигурой.

В зависимости от того, какой из анализаторов (или какая модальность) работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки о свойствах соответствующего предмета, разделяют следующие виды восприятия:

1) зрительное;

2) слуховое;

3) осязательное;

4) кинестетическое;

5) обонятельное;

6) вкусовое.

Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятия. Существенным компонентом восприятия являются моторные процессы.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют:

1) восприятие пространства;

2) восприятие времени;

3) восприятие движения.

Существует множество феноменов, связанных с восприятием пространства, времени и движения. Явление ошибочного или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Например, восприятие времени зависит от его заполненности и незаполненности. Субъективное восприятие времени зависит от возраста.

ΔQ х T = const – с увеличением возраста субъективное время уменьшается,

ΔQ – субъективное время;

T – возраст.

К основным свойствам восприятия относят:

1. Предметность – способность отражать объекты и явления реального мира в форме конкретных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений. Решающую роль здесь играют осязание и движение. Обычно человек определяет предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как он их употребляет и использует. С предметностью восприятия связано выделение фигуры из фона.

2. Целостность – способность обобщать информацию, получаемую в виде различных ощущений, об отдельных свойствах и качествах предмета. Восприятие целого зависит от восприятия его отдельных частей (трансформация изображения «Портрет молодой женщины и старухи»). При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета. На целостность восприятия влияют индивидуальные особенности человека, предшествующий опыт и установка.

3. Структурность (осмысленность) – способность восприятия доводить до сознания человека структуру предмета или явления реального мира. Свойство характеризует личностный уровень воспринятого и позволяет человеку осуществлять динамический поиск наилучшей интерпретации имеющихся данных. На уровне ощущений получаемая информация конкретна, тогда как на уровне интерпретации она, как правило, абстрактна. Существует дихотомия между сенсорным опытом и его когнитивной интерпретацией (иллюзия Мюллера).

4. Константность – возможность сохранять неизменными свойства предмета независимо от условий его восприятия. Данное свойство выражается в относительном постоянстве видимой величины предметов при их различной удаленности, неизменности видимого цвета при изменении освещения, неизменности восприятия формы при изменении положения по отношению к линии взора.

5. Аккомодация (лат. akkomodatio – приспособление) – перестройка механизмов восприятия таким образом, чтобы новая информация, недостаточно согласованная с органами чувств, была усвоена, т.е. изменение органов чувств.

6. Апперцепция (лат. apрerceptio – восприятие) – зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека. Предшествующие знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия, установки и эмоции могут изменять содержание восприятия. Содержание восприятия определяется поставленной перед человеком задачей, мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

 

Тема 4. Внимание

 

Проблема определения понятия «внимание» порождает наибольшее количество дискуссий в современной психологии. Один из наиболее важных моментов обсуждения: является ли внимание самостоятельным процессом или стороной любой психической деятельности.

Внимание можно определить:

– как динамическую характеристику протекания познавательной деятельности (С. Л. Рубинштейн);

– как фильтрацию или селекцию информации (Д. Бродбент, Э. Трейсман);

– как концентрацию умственного усилия на сенсорных или мыслительных событиях (Р. Л. Солсо).

Внимание – это избирательная направленность сознания субъекта на объект, ее сохранение и поддержание в течение определенного периода времени; это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой; это ограничение поля восприятия.

Внимание обусловлено активностью целой системы иерархически связанных между собой мозговых структур и включено во все психические процессы, выступая как их необходимый момент. Внимание необходимо рассматривать как компонент сознания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет различные функции:

1) активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы;

2) способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями;

3) сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности;

4) обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности);

5) позволяет быстро ориентироваться в окружающей действительности (обеспечивает ориентировочный рефлекс).

В современной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания.

Виды внимания по характеру участия воли в данном процессе:

1. Непроизвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается независимо от сознания человека (деятельность захватывает человека сама по себе).

Причины непроизвольного внимания:

а) характер раздражителя: его сила и интенсивность;

б) качество раздражителя: его занимательность, увлекательность, новизна;

в) длительность раздражителя: его прерывистость (прекращение);

г) соответствие внешних раздражителей внутреннему состоянию (потребностям) человека;

д) направленность личности и влияние прежнего опыта (знаний и представлений о реальности, навыков и привычек).

2. Произвольное внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека возникает и поддерживается под влиянием принятых решений и поставленных сознательных целей. Это внимание есть проявление воли человека. Произвольное внимание возникает в процессе сознательной деятельности. В случае произвольного внимания человек осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из мотивов, направляя свое внимание на удовлетворение другого.

3. Послепроизвольное внимание – это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Послепроизвольное внимание связано, с одной стороны, с сознательными усилиями и поддерживается сознательными интересами, с другой стороны, оно не имеет волевых усилий.

Внимание обладает рядом свойств, которые характеризуют его как самостоятельный процесс:

1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека; численная характеристика среднего объема внимания человека выражается законом «7±2».

2. Устойчивость внимания – способность в течение длительного времени удерживать внимание на каком-либо объекте или предмете деятельности.

Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность придать предмету (явлению) реальное значение или обнаружить его новое содержание; устойчивость внимания может определяться различными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями личности, психическим состоянием, внешними обстоятельствами, качеством изучаемого предмета.

3. Концентрация внимания – степень или интенсивность сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлеченности от других.

4. Переключаемость внимания – способность быстро сознательно переходить от одной деятельности к другой или с одного объекта на другой (произвольно, непроизвольно); переключаемость означает способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации.

5. Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью, способствует временному отдыху организма (анализатора), сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

6. Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, выполняя параллельно несколько видов деятельности или несколько различных действий. Распределение внимания осуществляется за счет переключаемости внимания и выполнимо при условии, если выполняемые действия уже знакомы человеку и хотя бы одно из них автоматизировано.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.