Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотворение мира




Учебно-методическое пособие

Основные сюжеты Ветхого Завета: коллоквиум для историков

Томск, 2013

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Перед вами краткое изложение основных сюжетов Ветхого Завета, которое поможет начать знакомство с таким древним и объемным памятником как Библия. Библия является не только важным источником по истории Древнего Востока, но и лежит в основе современной иудеохристианской цивилизации. Библейские сюжеты и образы являются основными для трех монотеистических религий – иудаизма, христианства и ислама; 10 заповедей, данных Богом на г. Синай, представляют собой фундамент современной этики; многочисленные библейские истории не раз становились источником вдохновения для писателей, художников, скульпторов, сценаристов и иных представителей искусства; высказанные в библейских книгах идеи и мысли остаются актуальными для философов, теологов и даже психологов в наши дни. Вот почему студентам, обучающимся на гуманитарных факультетах, просто необходимо знать и разбираться в основных библейских сюжетах.

Методическое пособие не может и не должно охватывать весь объем информации, связанной с библейскими исследованиями. Мы попытались познакомить студентов с ключевыми сюжетами Библии, а также важными ее идеями. Помимо этого, в некоторых главах были отражены важные проблемы сосуществования и взаимопонимания иудаизма и христианства, науки и религии. Пособие составлено таким образом, чтобы заинтересовать студента, показать нетривиальность библейских историй и идей и важное их значение для понимания древней и современной истории.

Имена библейских героев, а также цитаты приведены по Синодальному переводу.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Сотворение мира. 4

Сотворение человека. 6

Потерянный рай. 7

Каин и Авель. 8

Всемирный потоп. Сыновья Ноя. 9

Вавилонская башня. 11

Авраам. 11

Сара и Агарь. 12

Содом и Гоморра. Дочери Лота. 13

Исаак и Ревека. 14

Иаков и Исав. 15

Дети Иакова. 17

История Иосифа. 19

Египетское рабство. Исход. 22

Странствия по пустыне. Завет на г. Синай. 24

Завоевание Палестины.. 27

Судьи. 28

Самсон. 29

Самуил и Саул. 30

Давид. 30

Соломон. 32

Разделение на 2 царства и их падение. 33

Книга Иова. 34

Книга Экклезиаста (Коэлета) 35

Книга Руфи (Рут) 36

Книга Есфирь (Эстер) 37

Книга пророка Даниила. 38

 

Вопреки расхожему заблуждению, что Библия начинается со слов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1), Книга книг открывается фразой «В начале сотворил Бог небо и землю». Иудейская традиция, придающая значение каждой букве Пятикнижия, за несколько тысяч лет своего существования накопила огромное количество смыслов этого маленького предложения. Приведем лишь небольшой пример, чтобы было ясно, о чем идет речь. Книга «Бытия» на древнееврейском языке начинается с буквы «бейт» - ב (от нее произошла греческая «β» и русская «Б»). По преданию, буква «бейт» имеет такое начертание, потому что она как бы отгораживает «то, что наверху», «то, что внизу» и то, что было «до» мироздания. Человечеству, таким образом, открыто лишь «написанное далее» - в Книге и во Вселенной. Кроме того, «бейт» на древнееврейском означает еще и «дом», что символизирует наш мир. Заметим, что Библия, описывая космогонию (сотворение мира), никак не описывает теогонию (сотворение богов). Таким образом, библейский Бог не имеет начала и конца, т.е. Он вечен.

Далее Библия приводит последовательность творения:

1 день – создание света и отделение его от тьмы;

2 день – создание неба;

3 день – создание суши, морей растений;

4 день – создание светил;

5 день – создание птиц небесных и морских тварей;

6 день – создание животных и человека.

Обратите внимание, что мир был создан «по слову», а каждый день творения завершался фразой «И увидел Бог, что это хорошо». Из хаоса и тьмы Бог создал гармоничный мир, а 7 день благословил и посвятил отдыху. Однако предписания об освящении 7 дня не сводятся лишь к физическому отдыху, они предполагают отвлечение от всего физического ради духовного. Вот почему, например, в шаббат нельзя работать, но можно учиться (изучать Тору). Завершив творение, Бог дал всему живому первую библейскую заповедь - «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:22, 1:28). Таким образом, изначально Библия не только не запрещает сексуальные отношения между мужчиной и женщиной (и других тварных существ), но и подчеркивает их необходимость – ради поддержания того мира, который создал Бог. Вопреки расхожему мнению, «декалог» - 10 заповедей, важнейшие, но далеко не единственные заповеди Библии, всего в Ветхом Завете содержится 613 заповедей, касающихся различных сторон жизни еврейского народа.

В еврейском календаре седьмым днем недели является шаббат, именно от этого слова происходит русское слово суббота. Однако у христианских народов суббота является шестым днем, а выходным и святым днем считается воскресенье. Почему так произошло? Все дело в разных системах счета суток. В Библии дни творения считаются следующим образом: «и был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:5). Т.е. сутки начинаются с заходом солнца. Следовательно, переводя на европейскую неделю, Бог начал творить мир в воскресенье вечером, а закончил вечером пятницы. И по сей день у евреев шаббат начинается в пятницу после захода солнца и заканчивается вечером субботы. Воскресенье же значимо только для христианской (европейской) традиции, т.к. считается, что в этот день воскрес Иисус.

Еще один важный вопрос, который нельзя обойти стороной, это употребление множественного числа по отношению к Богу, которое в Библии встречается несколько раз. Причем впервые подобную «несогласованность» мы можем найти уже в 1 главе книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Исследователи, рассматривающие Библию как исторический источник, созданный людьми, объясняют это пережитками политеизма: сначала еврейские племена были язычниками, а потом пришли к идее монотеизма, часть своих верований и фольклора они изменили в соответствии с идеей единого Бога, но в некоторых местах остались грубые швы, например, в виде использования глаголов во мн. числе по отношению к единому Богу. Звучит правдоподобно, если не брать во внимание, что первая такая «описка» встречается уже на первой странице книги. Другие объяснения носят религиозный характер. Возможно, подразумевается Бог и ангелы. Христианская традиция видит в этом доказательство троичности божества (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух). Еще одно объяснение приходит уже из области лингвистики: в различных языках мира, чтобы подчеркнуть иерархию, лицо на вершине властной пирамиды всегда использовало мн. число. Например, российский царь так говорил и писал о себе: «Мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский…». Вспомните, что к незнакомому или старшему человеку мы всегда обращаемся «на Вы».

Итак, Библия начинается с рассказа о том, что было в начале Вселенной. Наука также пытается объяснить, что происходило в самом начале? Сегодня наиболее распространенным ответом на этот вопрос является гипотеза большого взрыва. Конечно же, ученые не могут согласиться с тем, что мироздание возникло за 6 дней. Грубой ошибкой библейских авторов многие считают появление растений на 3 день, а уже после – светил. На первый взгляд может показаться, что у религиозной и научной картин мира не может быть ничего общего. Но как же они тогда умещаются в одной голове? Истории известны многие верующие ученые (взять хотя бы выдающихся физиков XX в, нобелевских лауреатов А. Эйнштейна и М. Планка). Может быть, все дело в том, что научные гипотезы и библейский рассказ служат разным целям, как физика и метафизика.

Вопросы:

1) Что было создано Богом в каждый из дней творений? Как библейский рассказ о сотворении мира соотносится с научными представлениями?

2) Рассказ о сотворении мира заканчивается словами: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Согласны ли вы с такой оценкой? Как это соотносится с сегодняшним состоянием мира? Обоснуйте свою точку зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.