Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Странствия по пустыне. Завет на г. Синай




Исход из Египта еврейская традиция считает героическим и возвышенным моментом. Но вслед за этим начался продолжительный этап, когда евреям пришлось столкнуться с многочисленными трудностями – странствиями по пустыне, длившимися 40 лет. Перед Моисеем и Аароном стояла очень трудная задача. Нужно было не только физически вывести евреев из Египта. Нужно было еще и превратить рабов в свободных людей. Ученые увидели в поведении евреев в период египетского рабства общие закономерности, характерные для любого человека, поставленного в тяжелые и унизительные условия. В таком состоянии человек не может ни мечтать, ни надеяться на какие-либо изменения к лучшему. Более того, освободившись, раб не может распоряжаться полученной свободой. Вот почему евреи постоянно жаловались и хотели вернуться в Египет, где у них были крыши над головой и горшки с мясом. Во время странствий обнаружилась неприспособленность евреев к жизни в пустыне, их неготовность терпеть невзгоды. А за обетованную землю нужно было еще и воевать. Вполне возможно, что многие евреи предпочли бы вернуться к рабской, но стабильной жизни в Египте вместо того, чтобы преодолевать все эти трудности. Сама Библия рассказывает, что от каждого из колен были направлены разведчики в Ханаанскую землю, которые подтвердили, что там в действительности течет молоко и мед, но она населена исполинами, победить которых израильтяне не смогут. В успех верил только Иисус Навин и Халев. Тогда Господь решил водить евреев по пустыне 40 лет, пока не умрет старое поколение (за исключением Иисуса и Халева) и не родится новое, не знавшее рабства.

Сначала евреи роптали, найдя в пустыне источник с горькой водой. Господь же показал дерево Моисею, он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. В следующий раз в ответ на ропот народа господь послал хлеб с неба. Этого хлеба нужно было собирать ровно столько, сколько нужно на день (лишний хлеб портился), а в шестой день нужно было заготавливать вдвое больше. Этот хлеб получил название манна небесная. После, когда евреи запросили пить, Моисей с Божьего благословения ударил посохом по скале, и пошла из нее вода.

Во время странствий по пустыне евреям приходилось воевать с окружающими народами, но и тогда им помогал Бог. Так в битве с Амаликитянами пока Моисей поднимал руки к небу, выигрывали Израильтяне. Когда же он устал, то Аарон поддерживал его руки. Благодаря этому удалось одержать вверх над потомками Амалика.

Наконец, настало время, когда Господь сошел на г. Синай, чтобы дать не человечеству 10 заповедей (комментаторы подчеркивают, что поскольку действие происходило в пустыне, оно имело интернациональный характер). Все это сопровождалось громами, молниями и дымом. Моисей отправился на гору, остальной же народ должен был ждать, «чтобы не пали многие из него». Дело в том, что далеко не каждый мог разговаривать с Богом, а для большинства людей, энергия, излучаемая Им, была убийственна: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Да и сам Моисей не встречался с Богом лицом к лицу, он лишь слышал Его голос и Его заповеди. Вот они:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20:1-17)

Помимо знаменитых 10 заповедей, Бог дает и другие установления, касающиеся разных сторон жизни. Большинство этих заповедей сводится к статьям уголовного кодекса, как мы бы сейчас сказали. Здесь Библия продолжает законотворческую традицию народов Месопотамии: главным принципом является принцип талиона – «а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25). Моисей, пересказав все повеления Господа народу, вновь отправился на г. Синай на 40 дней. В эти дни Бог рассказывал Моисею, как сделать скинию завета – святилище, которое можно будет носить с собой по пустыне. В этой скинии самым главным был ящичек (кочег), где хранились скрижали (две таблички с 10 заповедями по 5 в каждой). Позже скиния завета займет главное место в Святая Святых Иерусалимского Храма. Поскольку появился протохрам, то появились и первые священнослужители. Первосвященником Бог назвал Аарона, которому должны были помогать его сыновья.

Пока Бог давал подробные наставления Моисею, народ испугался и приказал Аарону сделать жертвенник. Из золотых украшений Аарон отлил тельца, которому принесли обильные жертвоприношения, сопровождавшиеся плясками. Таким образом, евреи вернулись к языческим культам. Этот сюжет еще раз показывает, как тяжело и практически невозможно было перевоспитать старое поколение евреев, родившихся в Египте и воспринявших языческое мировоззрение. Это еще одна общечеловеческая черта, подмеченная в Библии. Позже в Евангелии Иисус Христос скажет об этом: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лк. 5:37-38). Другими словами, для новой жизни и нового монотеистического мировоззрения нужны новые, юные умы.

Наказание последовало незамедлительно: Моисей разбил в злости скрижали, сжег золотого тельца и умертвил множество людей. В этом сюжете Бог впервые называет израильтян «жестоковыйными», т.е. упрямыми и мятежными. Эта характеристика закрепилась за евреями и по сей день. Бог вновь даровал скрижали с заповедями Моисею и еврейскому народу. После длительного общения с Богом лицо Моисея стало сиять. Слово луч на иврите обозначает еще и рог. При переводе Библии на латинский язык (Вульгата) закралась ошибка, и Моисей получился с рожками. Эта ошибка долгое время бытовала в католическом мире. Даже на знаменитой статуе Микеланджело великий пророк изображен с рогами.

Скиния завета была построена, и теперь оттуда раздавался голос Бога. На этом заканчивается книга Исход и начинается Левит (Левиты – колено священнослужителей). Эта книга в большинстве своем посвящена вопросам богослужения. В этой же книге даны правила гигиены, которые не раз в истории спасали евреев от массовых эпидемий. Поскольку телесная чистота была заповедана Богом наравне с чистотой духовной, эти правила неукоснительно соблюдались. В средние века даже чума распространялась среди иудеев не так стремительно, как среди окружающего их христианского мира. Это привело к обвинениям евреев в распространении черной смерти и волне еврейских погромов в XIV в.

Вопросы:

1) Каково значение заповедей, данных Богом на г. Синай?

2) Почему евреи часто возвращались к язычеству и роптали?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.