Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории психодиагностики




Злоба.

Существует общий фундамент всех проблем.

Четыре краеугольных камня его:

Страх,

Зависть,

Критика,

Лекция 1

 

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

 

Понятие «психодиагностика» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству.

Обсуждаемый термин не однозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к специальной области психологи­ческих знаний, касающейся разработки и использования на практике различных психодиагностических средств. Психодиагностика в этом её понимании является наукой, в русле которой ставятся следующие общие вопросы:

1. Какова природа психологических явлений и принципиальная возможность их научной оценки?

2. Каковы сложившиеся на данный момент времени общие на­учные основания для прин-ципиальной познаваемости и количес­твенной оценки психологических явлений?

3. В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответст-вуют принятым общенаучным, методоло­гическим требованиям?

4. Каковы основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики?

5. Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, вклю-чая требования, предъявляемые к услови­ям проведения психодиагностики, средствам обра-ботки получен­ных результатов и способам их интерпретации?

6. Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психо-диагностики, включая тесты?

Второе определение термина «психодиагностика» указывает на специфическую сферу деятельности психолога, связанную с прак­тической постановкой психологического диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практические вопросы, относящиеся к организации и проведению психодиагностики. Она включает в себя:

1. Определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как к психо-диагносту.

2. Установление перечня знаний, умений и навыков, которыми он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работай.

3. Выяснение минимума практических условий, соблюдение ко­торых является гарантией того, что психолог действительно успеш­но и профессионально овладел тем или иным методом психодиаг­ностики.

4. Разработка программ, средств и методов практической под­готовки психолога в облас-ти психодиагностики, а также оценки его компетентности в этой области.

Оба комплекса вопросов – теоретические и практические – тесным образом взаимосвяза-ны в подготовке и работе психолога-диагноста. Для того чтобы быть специалистом высокой квалифика­ции в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практическими основами психодиагностики. То и другое в отдельности, т.е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания её научного обоснова-ния, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой области. По этой причине оба комплекса вопросов, теоретические и практические, нами обсуждаются совместно, без уточ-нения всякий раз того, к какой области они от­носятся.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого-педагогических экспери­ментов; и тогда, когда он занят психологическим консультировани­ем или психологической коррекцией. Но чаще всего, по крайней мере в работе практического психолога, психодиагностика выступа­ет как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т. е. оценка наличного психологического состояния человека.

Точная психодиагностика в любом психолого-педагогическом научном эксперименте предполагает оценивание психологических свойств.

Как правило, это те свойства, закономерные изменения кото­рых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперимен­те. К примеру, проблемой научного психологического исследова­ния могут быть некоторые особенности мышления человека – та­кие, относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом за­висят от различных переменных. В любом из этих случаев требует­ся точная психодиагностика соответствующих интеллектуальных свойств, ориентированная, во-первых, на прямое доказательство их существования, во-вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в-третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных, которые фигурируют в гипотезе.

Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности.

Специалист, занимающийся психологическим консультирова­нием, прежде чем давать какие-либо советы клиенту, должен по­ставить правильный диагноз, оценить суть психологической проб­лемы, волнующей клиента. При этом он опирается на результаты индивидуальных бесед с клиентом и наблюдения за ним. Если психологическое консультирование представляет собой не разовый акт, а серию встреч и бесед психолога с клиентом, в ходе которых психолог не ограничивается советами, а практически работает с клиентом помогая ему решать свои проблемы и одновременно контролируя результаты своей работы, то дополнительно возникает задача осуществления «входной» и «выходной» психодиагностики, т. е. констатации положения дел в начале консультирования и по завершении работы с клиентом.

Еще более настоятельной, чем в процессе консультирования, психодиагностика является в практической психокоррекционной работе. Дело в том, что убедиться в эффективности предпринятых психокоррекционных мер в данном случае должен не только пси­холог или экспериментатор, но и сам клиент. Последнему нужно иметь доказательства того, что в итоге проведенной совместно с психологом работы в его собственной психологии и поведении действительно произошли важные позитивные перемены. Зачастую это необходимо делать не только для того, чтобы заверить клиента в том, что он не зря потратил время (и деньги, если работа плат­ная), но и для того, чтобы усилить психокоррекционный эффект психологического воздействия. Известно, что вера в успех – один из важнейших факторов эффективности любого терапевтического воздействия. С точной психодиагностики наличного состояния дел должен начинаться и ею же заканчиваться любой психокоррекци­онный сеанс.

Кроме названных областей научной и практической психоло­гии, психодиагностика применяется и в других, прикладных ее отраслях, например в медицинской психологии, в патопсихологии, в инженерной психологии, в психологии труда – словом, везде, где требуется точное знание о степени развития тех или иных психологических свойств человека.

Во всех описанных случаях научная и практическая психодиаг­ностика решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие:

1. Установление наличия у человека того или иного психологи­ческого свойства или осо-бенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выра­жение в определенных ко-личественных и качественных показате­лях.

3. Описание диагностируемых психологических и поведенчес­ких особенностей человека в тех случаях, когда это необходимо.

4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей.

Все четыре перечисленные задачи в практической психодиаг­ностике решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практи­чески во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анали­за, математической статистикой.

Итак, психодиагностика есть особая, достаточно сложная об­ласть профессиональной дея-тельности психолога, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, уме-ний и навыков, которыми должен владеть психолог диагност, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что психодиагностика рассматривается, как осо-бая специализация в работе профессионального психолога. И действительно, там, где подго-товка практических психологов ведется давно и успешно, в США, принято, что специалистов в этой области готовят из числа лиц с высшим психологическим, в исключительных случаях – пе­дагогическим, образованием на двухгодичных спецфакультетах практических психоло-гов при университетах. Выпускники этих факультетов получают одну из следующих специа-лизаций: психодиаг­ностика, психологическое консультирование и психокоррекция. Только наличие диплома о высшем специальном образовании дает им юридическое право занимать-ся практической психодиагностикой.

Заметим, что в этом перечне специализаций психодиагностика не случайно находится на первом месте. Без нее не может обой­тись ни один специалист-психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией.

Разделение специализаций в профессиональной подготовке со­ответствует сложившемуся разделению труда между практическими психологами. Одни из них по преимуществу зани-маются психодиаг­ностикой, другие – психологическим консультированием, третьи – психо-логической коррекцией. Только такое, достаточно четкое раз­деление труда и последующая глубокая специализация в своей об­ласти, включающая как дополнительные теоретические знания, так и практику, позволяет достичь высокого уровня профессионализма, в том числе в области психодиагностики, где он особенно необхо­дим. Из-за ошибок в психодиагностике, чаще всего связанных с отсутствием профессионализма, сводятся на нет результаты как экспериментальной, так и консультативной психокоррекционной работы.

В этой связи к работе психодиагноста и к используемым им методам психодиагностики предъявляется ряд довольно строгих требований. Они будут подробнее рассмотрены далее, а сейчас ос­тановимся на необходимости овладения теоретическими и практи­ческими знаниями. Научные знания психодиагноста включают в себя основательное знакомство с теми психологическими теория­ми, на которых основываются используемые им психодиагности­ческие методы и с позиций которых производятся анализ и интер­претация полученных результатов. Если, к примеру, такими мето­дами являются проективно-личностные тесты, то для компетен­тного и профессионального их использования необхо-димо быть хорошо знакомым с основами психоаналитической теории личнос­ти. Если же это тесты, измеряющие или оценивающие черты лич­ности человека, то для их профессионального использования необ­ходимо знать общепсихологическую теорию черт личности. Знание только частной методики недостаточно для профессиональной работы в области психодиагностики, так как может привести к серьёзным психодиагностическим ошибкам.

Обратимся к иллюстрации. Известный Минесотский Многофакторный Личностный Опросник (сокращенно – ММРI) был со­здан, валидизирован и нормирован на выборках людей, имеющих различные психологические нарушения. На практике он чаще все­го с успехом используется именно для клинической диагностики личности, т. е. для установления того, насколько изучаемый чело­век отличается от нормы в медицинском значении этого слова – нормален он или ненормален в психологическом отношении, здо­ров или болен. Однако эти особенности и тонкости в описаниях данного теста чаще всего отсутствуют. Профессионально не подго­товленный человек может решить, что тест представляет собой общепсихологический личностный тест и позволяет оценивать у человека уровень развития любых качеств, в том числе необходи­мых для занятий различными видами деятельности. Возникает за­манчивая идея использования этого теста в целях определения профессиональной пригодности человека, скажем, к занятию руко­водящей должности. Группа работающих руководителей или пре­тендентов на эти места исследуется с помощью теста MMPI, полу­ченные показатели сравниваются с нормами, и если они находятся на уровне этих норм или превосходят их, то делается вывод о профессиональной пригодности тестируемого человека.

Все было бы хорошо, если бы не одна незаметная для непро­фессионала, но очень существенная для специалиста деталь: норма здесь отражает состояние здоровья человека, а не профпригодность, тем более к руководящей работе. И получается казус: любого пси­хически здорового человека признают профессионально пригод­ным к руководящей работе, а остальное будто бы не в счет.

Пожалуй, основное требование, которому должен соответство­вать профессионал-психодиагност, – это умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности в отве­тах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, прак­тическая психодиагностика на высоком уровне неосуществима. Во-первых, потому, что большинство психодиагностических тестов представляет собой бланковые методики, включающие перечень вопросов, обращенных к сознанию человека. И если испытуемый не будет психологически открыт и не будет доверять психологу, то не станет искренне отвечать на соответствующие вопросы. Если же, кроме того, он почувствует недоброжелательное к себе отно­шение, то вообще не станет отвечать на соответствующие вопросы или предложит такие ответы, чтобы со своей стороны досадить экспериментатору.

Следующее, не менее важное требование – доскональное зна­ние самих психодиагности-ческих методик и условий их правильного применения. Этим требованием нередко пренеб-регают, не придавая серьёзного значения глубокому знакомству с методиками и их апроба-ции. Нередко профессиональные психологи, начинающие пользоваться новыми тестами, не представляют, что для овладения ими на профессиональном уровне требуются недели, иног-да месяцы напряжённой и непрерывной работы. Среди основных требований, которым долж-ны отвечать научно обоснованные методы психодиагностики, следует назвать валидность, надежность, однозначность и точность. Обращаясь к практическому ис­пользованию той или иной методики в психодиагностических целях психолог должен иметь четкое представление о том, в какой мере избранная им методика отвечает перечисленным критериям. Без такого представления он будет не в состоянии определить, в какой мере можно доверять получае-мым с её помощью результатам.

Кроме основных, есть и ряд дополнительных требований, предъявляемых к выбору пси-ходиагностических методик.

Во-первых, избираемая методика должна быть наиболее про­стой из всех возможных и наименее трудоемкой из тех, которые позволяют получить требуемый результат. В этой связи простая опросная методика может быть предпочтительнее сложного теста.

Во-вторых, избираемая методика должна быть понятной и до­ступной не только для психолога, но и для испытуемого, требую­щей минимума физических и психологических усилий на проведе­ние психодиагностики.

В-третьих, инструкция к методике должна быть простой, ко­роткой и достаточно понятной без дополнительных разъяснений. Инструкция должна настраивать испытуемого на добросо-вестную доверительную работу, исключающую возникновение у него по­бочных мотивов, способных отрицательно повлиять на результаты, сделать их сомнительными. В ней, напри-мер, не должно быть слов, настраивающих испытуемого на определенные ответы или наме-ка­ющих на ту или иную оценку этих ответов.

В-четвертых, обстановка и другие условия проведения психоди­агностики не должны со-держать в себе посторонних раздражите­лей, отвлекающих внимание испытуемого от дела, изменяющих его отношение к психодиагностике и превращающих его из нейтраль­ного и объективного в пристрастное и субъективное Не допуска­ется, как правило, чтобы во время проведения психодиагностики присутствовал еще кто-либо кроме психодиагноста и испытуемого, звучала музыка, слышались посторонние голоса и т. п.

 

 

Лекция 2

 

История современной психодиагностики начинается с первой четверти XIX в., т. е. с начала так называемого клинического пе­риода в развитии психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались в основном философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит еще нестро-гий, произвольный характер, что проявляется в различ­ных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, на­блюдая за одними и теми же больными и изучая, их с помощью одних и тех же методов. Это, в частности, происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят еще качественный ха­рактер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX в. – то время, когда под руководством выдающегося немецкого психолога В. Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лабо­ратория, где в целях психодиагностики стали применять техничес­кие устройства и приборы. К этому же времени относится откры­тие основного психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явления­ми, ускорил созда-ние средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соот­ветствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX в., прак­тическая психодиагностика ограничивалась измерением ощуще­ний.

Начальным периодом становления основной массы современ­ных методов психодиагнос-тики, касающихся основных психологи­ческих процессов, свойств и состояний человека, сле-дует считать конец XIX – начало XX в. В это время весьма активно и не без участия профес-сиональных психологов развиваются те области те­ории вероятностей и математической ста-тистики, на которые впоследствии стали опираться научные методы количественной психо-диагностики. Большая часть тех методов первичной и вто­ричной статистической обработки экспериментальных данных, ко­торые были описаны в четвертой главе книги, появилась как раз в эти годы. Однако вначале математическую статистику стали при­менять не в психоло-гии, а в других науках: в биологии, экономике, медицине и т. д.

Несколько позднее началось создание специальных средств для количественной психодиагностики психологических явлений, например, факторного анализа. Впервые он был использован для психодиагностики черт личности и уровня интеллектуального развития.

Первое специальное психометрическое учреждение, не связанное с проведением психологических экспериментов, было создано в Англии выдающимся английским психологом Гальтоном. В 1884 г. он основал Антропометрическую лабораторию, одной из задач ко­торой стало получение статистических данных о человеческих спо­собностях. Посетители этой лаборатории имели возможность изме­рить свои способности, и через этот психометрический экспери­мент прошло около 10 000 человек. Гальтон явился инициатором применения статистики в психологии, и ему принадлежит заслуга в разработке самих статистических методов. Именно Гальтон в 1877 г. предложил использовать в психологии метод корреляций. Гальтон привлек к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Пирсон и Фишер, и они прославились в математической статистике не в последнюю очередь благодаря совместным работам с психологами. Фишер изобрел дисперсионный анализ, а другой английский уче­ный – современник Гальтона Спирмен – факторный анализ. Оба проявили себя и в психологии в не меньшей степени, чем в матема­тике. Спирмен, в частности, вошел в историю психологии благодаря своей классической работе «Общий интеллект, объективно опреде­ленный и измеренный», опубликованной в 1904 г. Г. Айзенк и Р. Кеттел впоследствии применили факторный анализ для психоди­агностики черт личности.

Один из первых статистических обоснованных тестов интеллек­та разработал и опубликовал в 1905–1907 гг. французский ученый А. Вине. Позже с другим французским ученым Т. Симоном он усовершенствовал этот тест, который вошел в историю психодиаг­ностики как тест Бине-Симона.

Во второй половине 20-х годов текущего столетия стали появ­ляться новые психологичес-кие, в том числе интеллектуальные и личностные, тесты, позволяющие производить психо-диагностику различных процессов и свойств человека. Исторически последни­ми среди пси-ходиагностических средств количественного характе­ра возникли и вошли в практику те, ко-торые связаны с социально-психологическими исследованиями. Это, во-первых, социометри-ческий тест, созданный американским психологом Я. Морено, и множество измерительных методик, разработанных группой амери­канских социальных психологов – учеников и после-дователей К. Левина, немецкого психолога, эмигрировавшего в годы фашиз­ма в США.

На 50 – 60-е годы XX в. приходится основное количество раз­нообразных психодиагности-ческих методик. Это были годы наибольшей психометрической активности ученых-психоло-гов.

Заметим, что в немалой степени созданию и разработке психо­диагностики способствовал общий кризис психологической науки, возникший как раз на рубеже XIX и XX столетий. Он отчётливо выявил недостатки старой, интроспективной психологии, связанные в первую оче-редь с отсутствием научно обоснованных средств точной психодиагностики, особенно таких сложных явлений, как способности, интеллект и личность. Разработка соответствующих ме-тодов явилась началом выхода психологии из состояния кризиса, так как вновь созданные методы позволяли получать не умо­зрительные и субъективные, а точные и объективные зна-ния о психологических процессах, свойствах и состояниях человека. Та­кие знания были го-раздо более надежным основанием для теорети­ческих обобщений и практических рекомен-даций, чем умозритель­ные заключения, почти полностью базирующиеся на интроспек­ции. В результате довольно быстро психология обогатилась новы­ми, более надежными теориями и стала не только достойной ака­демической, но и практически полезной наукой. Открылись широ­кие возможности для развития базирующихся на психодиагностике прикладных облас-тей знаний, в том числе психологии труда, психофизиологии, инженерной и медицинской психологии, педагоги­ческой психологии.

Современная психодиагностика выделилась в отдельную об­ласть научных и практичес-ких психологических знаний. Создано великое множество психодиагностических методик, число которых продолжает быстрыми темпами увеличиваться. Все более широкое примене-ние в психодиагностике находят современные методы ма­тематики и физики, а также средст-ва электронной психодиагнос­тики, например ЭВМ.

В некоторых странах мира, например в США, в Германии, предпринимались попытки ко-мплексной систематизации и изло­жения психодиагностических методов в ряде многотомных науч­ных и практических изданий. Аналогичные попытки в последние годы появились и в Ро-ссии, однако, без единой концепции и долж­ной научной основы. Под концепцией в данном случае понимается наличие достаточно обоснованной, детально продуманной систе­мы, кото-рую можно было бы положить в основу классификации психодиагностических методик. Под научным обоснованием пони­мается наличие большого, теоретически обобщенного опыта ква­лификации психодиагностических методик, оценки их состоятель­ности, сильных и сла-бых сторон. Публикуемые в настоящее время методики, как правило, не сопровождаются данными, указываю­щими на то, каким образом они проверялись и в какой степени соответ-ствуют принятым критериям научности.

Это не формальное требование. К сожалению, ситуация такова, что многие психодиагно-стические методики, в том числе те, кото­рые публикуются под авторством психологов и от имени известных психологических учреждений в России и ближнем зарубежье, не всегда по-лностью соответствуют указанным требованиям. В этой связи достаточно сослаться всего лишь на два примера.

Пример 1. Опубликованный многократно размноженный через печать и широко при-меняемый на практике детский вариант интеллектуального теста Векслера на поверку оказы-вается недостаточно валидным, и это произошло из-за утраченного за последние годы про-фессионального контроля со стороны общества психологов и государства за качеством пуб-ликуемых материалов.

Пример 2. Не менее известный специалистам личностный тест Кеттелла, оказывает-ся, существует и распространяется в печатном виде в нескольких различных вариантах (что само по себе уже вызывает недоумение), большая часть которых не отвечает требо­ваниям, предъявляемым к тестам. В силу этого данный тест в той его форме, которая представлена в большинстве подобных публи­каций, оказывается недостаточно валидным и надежным из-мери­тельным инструментом.

Правда, с возрождением Российского общества психологов и других общественных ор-ганизаций профессиональных психологов, которые добровольно берут на себя функцию кон-троля за качест­вом публикуемой методической продукции, положение дел начи­нает улучша-ться.

 

 

Лекция 3

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.