Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контакт — это общность психического состояния оратора и аудитории, взаимопонимание между выступающими и слушателями. _




Произнесение речи

Работа оратора в аудитории. Проблема контакта. Приемы управления аудиторией. Интонация. Темп. Пауза.

Заслуженный профессор Николай Степанович, чеховский герой рассказа «Скучная история», вспоминая о своей лекторской деятельности, пишет:

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя - победить эту много-головую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разуме-ния, то она в моей власти.

Общность между оратором и аудиторией возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельнос­ти, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы - оратор, из-лагая тему своего выступления, а слушатели, следя за раз-витием мысли. Если оратор говорит об одном, а слушате­ли думают о другом, контакта нет. Совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории ученые назы-вают интеллектуальным сопереживанием»

Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во вре­мя выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и одинаково реагируют по поводу сказанного.

Психологи подчеркивают, что необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению.

Внешне контакт проявляется прежде всего в поведении аудитории. Некоторые считают, что главный признак кон­такта - это тишина в зале. Однако это не так. Тишина бывает разной. Одних ораторов слушают, затаив дыха-ние, боясь пропустить хоть одно слово. Эта тишина регулируется самим оратором. Шутки выступающего, его юмористические замечания вызывают движение в зале, улыбки, смех слушателей, но все прекращается сразу же, как только оратор вновь начнет излагать свои мысли. Во вре мя выступления других ораторов тоже сидят молча, но ш потому, что ловят каждое его слово, а потому, что не хотят мешать выступающему. Это так называемая «вежливая» тишина. Сидеть-то сидят, не нарушая порядка, не разговаривая, но не слушают, не работают вместе с ора-тором, мысленно занимаются другими делами. Поэтому сама по себе тишина еще не говорит о контакте оратора с аудиторией.

Главные показатели взаимопонимания между говоря-щим и слушателями — положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобре-ния, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисмен-ты), «рабочая» тишина в зале.

О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить кон­такт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, не видит своих слушателей, никак не реаги-рует на их поведение.

Контакт может быть полным и неполным, т. е. охватывать всю аудиторию или только часть слушателей, а также устойчивым от начала до конца выступления или неустойчивым, меняться в процессе выступления.

Какие факторы влияют на установление контакта? На первое место можно поставить актуалъностъ обсуждаемого вопроса, новизну в освещении данной про-блемы, интересное содержание выступления. Именно они в значительной степени определяют успех ораторской речи. Учет психологии слушателей — также существенный фактор установления контакта с аудиторией. Слушатели предъявляют оратору особые требования: они предоставили ему в процессе общения главную роль и хотят, чтобы он оправдал ее. Поэтому важно, чтобы слушатели почувство-вали уверенность в поведении оратора, увидели спокойствие и достоинство на его лице, услышали твердость и решительность в голосе. Вот что рассказывает о своем выступлении на международном конгрессе Олег Антоно­вич Юдин, доктор биологических наук, герой романа Д. Крона «Бессонница»:

Выступавшего передо мной оратора я слушал почти внимательно. Я бы солгал, сказав, будто совсем не волновался, но это было волнение хирурга перед операцией, что бы ни происходило у него на душе, руки дрожать не должны. По­этому, когда председатель с некоторым затруднением произнес мою всю жизнь казавшуюся мне очень простой фами-лию, я встал и подошел к председательскому столу так же, как привык входить в операционную, не спеша, со спокойной уверенностью в каждом движении, чтоб ни у помощников, ни у сторонних наблюдателей, спаси боже, не возникло даже тени сомнения в успехе.

Не правда ли, интересное сравнение: оратор выходит на трибуну с той же уверенностью, с какой привык вхо­дить в операционную. Даже само появление оратора оказывает психологическое воздействие на аудиторию — оно должно настроить слушателей на успех ораторской речи, ни у кого не должно возникнуть даже тени сомнения в удаче. Но оратор - такой же человек, как и все остальные. Перед выступлением у него могут возникнуть неприятности, непредвиденные осложнения, наконец, он может вдруг почувствовать недомогание. Однако аудитории нет дела до личных переживании оратора. Значит, ему надо уметь скрыть свое настроение, на время отключиться от всего, что не связано с выступлением в аудитории. А.С. Макаренко учил педагогов-воспитателей:

Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет... Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными.

Рекомендации А.С. Макаренко, несомненно, полезны и для ораторов.

Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели - это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями. Что же привлекает в ораторе зрительное внимание слуша-телей? Конечно, в первую очередь его внешний вид.

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам:

Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Иные ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей, не способ-ствует установлению контакта с оратором.

Слушателям далеко не безразлично, куда смотрит ора­тор. Нередко можно наблюдать такую картину: делает человек доклад или выступает на собрании и время от времени посматривает в окно, окидывает взглядом стены, опускает глаза на пол, поднимает их к потолку, рассматривает свои руки, т. е. смотрит куда угодно, только не на слушателей.

Бывает еще хуже: выступающий смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, смотрит отсутствующим взглядом. Можно ли в таком случае говорить о подлинном взаимопонимании между оратором и аудиторией? Конеч­но, нет! Правда, зрительный контакт со слушателями вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Но если во время речи медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую, то можно создать впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Факторы, влияющие на установление контакта:

■актуальность обсуждаемого вопроса;

■авторитет личности оратора;

■учет особенностей аудитория;

■понимание пеихологии слушателей;

■ форма преподнесения материала.

Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невоз-можно все предусмотреть заранее и дать советы и реко-мендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивиду-альные возможности, умело применял приобретенные ри-торические навыки и умения.

Приемы управления аудиторией.

Поддержание внимания аудитории на протяжении всей речи - важная задача оратора.Следует иметь в виду, что только интересные, содержательные речи слушают с большим вниманием. «Никогда, никакими словами вы не заставите читателей познавать мир через скуку», — писал Алексей Толстой. Эти слова в полной мере можно отнести и к публичному выступлению. Однако как бы ни интересна была речь, внимание со временем притупляется, и человек перестает слушать. В зале начинается шум, движения, разговоры и т. д. Поэтому выступающему необходимо знать приемы управления аудиториёи"и умело пользоваться ими в процессе речи. Эти приемы описаны теоретиками ораторского искусства, учеными-методистами, опытными практиками красноречия.

Приемы управления аудиторией:

■обращение;

■тайна занимательности;

■вопросно-ответный ход;

■юмор;

■апелляция к событиям, погодным условиям, к речи предыдущего оратора, к интересам аудитории, к лич­ности оратора;

■ссылка на авторитеты.

Например, известный судебный деятель XIX в. П.С. Пороховщиков (П. Сергеич) в своей книге «Искусство речи на суде» такими приемами считает прямое требование внимания от слушателей, обращение к слушателям с неожиданным вопросом.

Одним из интересных ораторских приемов является так называемая тайна занимательности. Для того чтобы заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не обозна-чается. Вот что пишет об этом приеме П. Сергеич: «...Вни­мание слушателей получает толчок, когда оратор неожи-данно для них прерывает начатую мысль, - и новый тол­чок, когда, поговорив о другом, возвращается к недогово-ренному ранее».

К специальным ораторским приемам привлечения вни-мания аудитории относят вопросно-ответный ход. Ора­тор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, высказывает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, так как он обостряет внимание слушате-лей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

Нередко в серьезную по содержанию речь вводят шутки, каламбуры, анекдоты и т. п. Юмор является очень действенным средством разрядки, оживления внимания аудитория. Один из чеховских героев рассказа «Скучная история» вспоминает: «Читаешь четверть, полчаса, и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям... Это значит внимание утомлено. Нужно принять меры. Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится недолго гул моря... я тоже смеюсь. Внимание оживилось. Я могу продолжать».

Чтобы достичь взаимопонимания со слушателями, в публичном выступлении используются также следующие приемы: прием сопереживания (оратор выражает свое сочув-ствие слушателям по поводу каких-либо событий, пере-живает вместе с ними), прием соучастия (оратор ссылается на совместное участие со слушателями в каких-то мероприятиях, вспоминает о тех или иных эпизодах), апел­ляция кречи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего орато­ра по обсуждаемому вопросу, цитирует его, обыгрывает его слова и выражения и т.п.); апелляция к ссбытиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, значимым для аудитории, помогающим осмыслить суть рассматриваемой проблемы); апелляция к погодным условиям (оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, вётреную или тихую погоду и т. п., усиливая эффект своей речи; ссылка на авторитеты или известные источники (оратор, что­бы подкрепить свою позицию, сделать ее более убедительной, приводит слова крупных ученых, видных государственных, политических и общественных деятелей, ссылается на известные научные труды, популярные газеты и журналы, мнения авторитетных деятелей литературы и искусства и др.); апелляция к интересам аудитории (оратор, рассматривая тот или иной вопрос, подчеркивает актуальность, значимость данной проблемы для слушателей» говорит о практической направленности принимаемых решений, о важности приобретения соответствующих знаний, навыков и умений и т. п.); апелляция к лично-ти оратора (оратор при обсуждении каких-либо вопросов обращается к своему собственному опыту, приводит случаи из своей жизни, говорит о своем восприятии тех или иных событий).

Оживляют выступление и примеры из художественной литературы, пословицы и поговорки, крылатые слова и фразеологические выражения.

Переключению и удержанию внимания аудитории помогает обращение к ней. Важно продумать слова обращения. В зависимости от ситуации общения, характера ауди­тории, ее состава, количества слушателей используются самые разнообразные обращения: «Дамы и господа!», «Уважаемые (глубокоуважаемые, дорогие) товарищи!», «Друзья!», «Уважаемые (глубокоуважаемые, дорогие, юные) друзья!», «Уважаемые (глубокоуважаемые) дамы и госпо­да!», «Коллеги!» и т. п. Целесообразно время от времени повторять эти обращения, использовать их разные фор-мулировки. Удачно найденные слова обращения позволяют оратору расположить к себе аудиторию.

Важную роль в управлении аудиторией играют голосовые приемы, т.е. повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темп речи и др. Действенным средством управления аудиторией может быть и пауза, которая придает значимость сказанному или тому, что будет сказано.

Интонация. Известный публицист, исследователь, прекрасный рассказчик, актер И.Л. Андроников в одной из своих статей писал, что «простое слово здравствуйте можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов».

Что же позволяет так разнообразить устную речь? Ответ один - интонация. Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придаеа ей неповторимый, индивидуальный характер.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Акустические компоненты интонации:

■ тон голоса;

■интенсивность, сила звучания;

■ темп речи;

■тембр голоса..

Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по зна-кам препинания.

Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустичееких компонента: тон голоса, интенсив­ность, или силу звучания, темп речи и тембр голоса.

Что же представляют собой слагаемые интонации? Тер­мин тон восходит к греческому слову тонос (буквально «натянутая веревка, натяжение, напряжение»). Используется этот термин в разных науках. В физике он означает «звук, порождаемый периодическим колебанием воздуха»; в музыке — «музыкальный звук определенной высоты»; в живописи - «оттенок цвета или светотени»; в медицине - «звук работающего сердца, его клапанов». Слово это употребляется в устойчивых сочетаниях: задаватъ тон — «показывать пример, влиять собственным поступком, поведением»; попадатъ в тон — «говорить или делать что-либо уместное или приятное кому-либо».

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колеба-ния голосовых связок возникает основной тон звука -важнейший компонент речевой интонации.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85-200 Гц (герц), а женщины - 160-340 Гц. Это средний тон речи.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разйообра-зие.

Большим недостатком считается монотонность. Она воз­никает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя болынего напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ора­торы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в по-выщенном тоне. Так же поступают разгневанные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Задача оратора - определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Другой компонент интонации — и нтенсивность звучания. Она зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голосе), но чаще всего направление и характер интенсивности меняютея: увеличиваются или уменьшаются, и это может происходить резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсив­ности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, в каком тоне он будет вести речь. Так, в некоторых ситуациях позволительно говорить громко: на митинге, параде; на вокзале, когда один из говорящих находится в вагоне, а другой на перроне; если собеседники разделены расстоянием или их окружает беспрерывный шум, а необходимо сказать что-то важное и др. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или в другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной не-рвозности, возбужденном состоянии или наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

Темп речи (итал. 1етро, от лат. Ъетрив - время) -окорость произнесения речевых элементов.

Нормальный темп речи русских - около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за две-две с половиной минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Вообще, чувства воеторга, радоети, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье замедляют его. Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжелобольного, очень старого человека. В медленном тем-пе читается судебный приговор, произносится присяга.

Встречаются люди, которые при всех обстоятельствах говорят очень быстро. Именно о них сложены пословицы: Строчит, как из пулемета, Тысячу слов в минуту, Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнатъ.

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающего.

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными:

1. Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему вре­мя успеть все изложить.

2. Оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое выступление.

3. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией.

Нежелательна и замедленная речь. О ней народ говорит: У него слово слову костыль подает, Слово за словом на тараканъих ножках ползет, Говорит, как воду цедит.

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Говорящему важно уметь менять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ус-коряется.

Последний компонент интонации - тембр. Это дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит. В полости рта в результате большего или меньшего напряжения органов речи и изменений объема резонатора образуются обертоны, т. е. дополнительные тоны, придающие основному тону особый оттенок, особую ок-раску. Поэтому тембр называют еще «цветом» голоса.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. В Италии, например, в средние века в паспорте среди характерных для владельца примет указывался и тембр голоса.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмо­ционального состояния человека. Поэтому тембром назы­вают также специфическую окраску речи, которая придает еи те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие зрительное (светлый, темный, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый, скрипящии); осязательное (мягкий, острый, тяжелый, холодный, горячий, жес ткий, сухой, гладкий); ассоциативное (золотой, медный серебряный, металлический); эмоциональное (угрюмый хмурый, раздосадованный, веселый, радостный, ликующий резвый, восторженный, восхищенный, насмешливый, стра стный), восприятие.

Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска.

В мемуарах, различных воспоминаниях, в литерату роведческих статьях имеется немало описаний манеры чте ния своих произведений тем или иным автором, особенно стей его голоса.

Так, в октябре 1966 г., по свидетельству реставратор звукозаписи Л.А. Шилова, была получена первая магнит ная копия фонограммы одного из валиков с голосо А. Блока.

Через шипение, шелест, потрескивание, — пишет Л.А. Ши лов, — явственно слышался человеческий голос, голос Блок Он читал стихотворение «В ресторане». Мы слышали глухо-тый голос довольно высокого тембра. Голос звучал устало, ка бы равнодушно. Лишь постепенно, после десятка прослушив" ний раскрывалась его эмоциональная насыщенность. Сначала захватывала музыкальная ритмичность. Я поня что имел в виду один из современников поэта, говоривший том, как «мучительно-хорошо» выдерживал Блок в свое чтении паузу. Потом я услышал и те «вздрагивания» голоса, о которы знал из мемуарной литературы. На первый взгляд противоречивые свидетельства совр менников: «упоительноечтение», «бесстрастная ровность г лоса в самых, казалось бы, патетических местах» — тепер объединились в моем сознании [74, 46-47].

Восторженно принимали слушатели рассказы И.А. Бунина в его исполнении. У него был великолепный голос Он с удивительным мастерством, используя все разнообразие и богатство русской интонации, передавал тончайшие нюансы мысли, создавая звуковые портреты своих героев то замедляя, то убыстряя речь, повышая и понижая г о лос, рисовал картины природы. Он завораживал всех свм ими непередаваемыми интонациями.

А вот К.Г. Паустовский имел негромкий, хрипловатый, иногда даже скрипучий голос. И хотя читал он свои произведения «без выражения», неторопливо, ровным голосом, без усиления и уменыпения его звучания, слушате­ли сидели, затаив дыхание, старались не пропустить ни одного слова.

Кому довелось слышать выступление К.И. Чуковского, от никогда не забудет его молодой, высокий, удивительно звонкий голос. Чуковский имел свою манеру говорить — красивую, полную юмора и какого-то юношеского задора. Создавалось впечатление, что он не читает произведение, а ведет доверительную беседу. Высокий, стройный, удиви­тельно обаятельный, он умел с первых слов очаровать, покорить всех.

Пауза. Редко кто из говорящих задумывается над тем, что такое пауза, для чего она нужна, какие паузы бывают. Считается, что пауза особой роли в речи не играет, что ее никто не замечает, что она нужна исключительно для вдыхания воздуха в легкие.

Почему же тогда, если наш собеседник во время разговора вдруг сделает паузу, мы испытываем чувство волнения: что это с ним Произошло? Или он на что-то обиделся, или засомневался в правоте слов? И с нетерпением ждем, когда последует продолжение разговора. Действи­тельно, пауза (лат. раиза, от греч. рситз — прекращение, остановка) - временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза — это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Наука, изучающая паузы, называется паузологией. Первый паузолог США профессор 0'Коннор считает, что паузы могут сказать о человеке не меныпе, чем слова, что в разговоре на них уходит 40-50 процентов времени.

Не случайно, говоря о первом спектакле в Московском Художественном театре, о том, как играли актеры и как принимали их зрители, В.И. Немирович-Данченко вспо-минает и о... паузах. Он подчеркивает, что они в речи актеров были «не пустые, а заполненные дыханием этой жизни и этого вечера; паузы, в которых выражалось недо говоренное чувство, намеки на характер, полутона».

Среди пауз прежде всего выделяют так называемые пустые паузы, которые противопоставляются паузам значимым. Например, студент не подготовился к семинару, а его вызвали отвечать. Стоит он и мучается. Скажет несколько слов и... пауза, ждет подсказки. Бывают и другие ситуации. Есть люди очень ограниченные, их интеллект слабо развит, они почти ничего не читали, мало что знают. Когда они вступают в разговор, то речь их бывает «испещрена» паузами, ничего не значащими, не несущими никакой информации. Такие паузы не создают комфорта при общении, они затягивают разговор, а некоторых собеседников даже раздражают.

Длинные паузы в речи оратора скорее всего свидетельствуют не о раздумье, а о плохом знании текста, предмета речи. Они не только затрудняют восприятие, но и вызы-вают ощущение неловкости, дискомфорта у слушателей, чувство стыда за неумелого оратора.

С пустой паузой, порожденной отсутствием мысли, не следует смешивать паузы хезитации, то есть паузы обдумывания, размышления. Чаще всего паузы хезитации встречаются в речи людей, обсуждающих политические, социальные, научные проблемы, когда у выступающих еще не сформировалось окончательное мнение по обсуждаемой проблеме, они ищут решение вопроса, вслух обдумывают его. Паузы помогают говорящим оформлять свои мысли в предложения, находить лучшую, наиболее точную и ясную форму изложения. Паузы размышления возникают в любом месте высказывания и отражают колебания при выборе возможных речевых средств. Их могут заменять сочетания слов: пожалуй, точнее сказать; лучшв сформулировать так; правилънее будет..., не так надо сказатъ. После этих оговорок дается новая формулировка мысли. Паузы хезитации уместны и необходимы.

Важную роль в устной речи играют интонационно-синтаксические паузы, которые отражают синтаксическую природу предложений. Они соответствуют знакам препинания в письменной речи и различаются длительностью. Самая короткая пауза — на месте запятой, а самой длинной паузы требует точка. Интонационно-синтаксической паузой отделяются в звучащей речи однородные чле­ны предложения, вставные конструкции, обращения; пау­за заполняет то место в предложений, где подразумевается пропуск слова.

Есть пословица За твоим языком не поспеешъ босиком. Люди, которые быстро говорят, чаще всего неправильно распределяют паузы или вовсе их не делают, чем затрудняют восприятие речи. Чтобы речь была ясной и понятной, необходимо перед произнесением текста вслух навести порядок в предложений, правильно соединить слова в группы, то есть в речевые такты. Тогда будет ясно, какое слово к какому относится, как они объединяются, из каких отрезков, речевых тактов складывается фраза.

В теории публичной речи, кроме интонационно-логи­ческой, выделяют еще психологическую паузу. В чем ее суть? Чем она отличается от логической? К.С. Станислав­ский на эти вопросы отвечает так:

...в то время как логическая пауза механически формирует такты, целые фразы и тем помогает выяснить их смысл, психологическая пауза дает жизнь этой мысли, фразе и так-ту, стараясь передать их подтекст. Если без логической паузы речь безграмотна, то без психологической она безжизненна. Логическая пауза пассивна, формальна, бездейственна; пси­хологическая — непременно всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая — чувству. <...> Знаете ли вы, как высоко ценится психологическая пауза? Она не подчиняется никаким законам, а ей подчиняготся все без исключения законы речи. Там, где, казалось бы, логически и грамматически невоз-можно сделать остановки, там ее смело вводит психологичес­кая пауза. Например: представьте себе, что наш театр едет за границу. Всех учеников берут в поездку, за исключением двух. — Кто они? — спрашиваете вы в волнении у Шустова. — Я и... (психологическая пауза, чтобы смягчить готовящийся удар или, напротив, чтобы усилить негодование)... и... ты! - отвечает вам Шустов.

Вам известно, что союз «и» не допускает после себя никаких остановок. Но психологическая пауза не стесняется нарушить этот закон и вводит незаконную остановку [70,102—103]. Особый интерес для говорящих и исследователей звучащей речи представляют паузы, сопровождающие эмоциональную речь. Они передают чувства, охватившие говорящего: волнение, обиду, любовь, восторг, счастье и т. п. Такие паузы называются эмоциональными. Они обозначаются на письме многоточием.

Есть еще две разновидности пауз. Представим себе картину: идут вступительные экзамены, абитуриенты пишут диктант. Преподаватель читает текст медленно, повторяет части предложения и, повторяя, делает паузы. Или на плацу маршируют новобранцы. Раздается команда: «На... ле... во! Шагом... марш!»

 

Чем в данном случае вызваны паузы? Ситуацией. Каковаих функция? Надо, чтобы абитуриенты успели написать текст диктанта, чтобы новобранцы успели приготовиться выполнить команду. Поскольку паузы вызваны той или иной ситуацией, называются ситуативными. И, наконец, паузы физиологические. Они появляются, когда не хватает воздуха в легких, особенно при одышке, или когда поражена центральная нервная система, и в результате забывается нужное слово, трудно выразить какую-нибудь мысль.

В заключение приведем слова К.С. Станиславского: «Пауза — важнейший элемент нашей речи и один из главных ее козырей».

Вот почему важно знать, какие разновидности пауз бывают, какова их функция, как следует ими пользоваться в речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.