Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и подготовка кадров




2.1. Борьба за попышение грамотности. Обучение грамотности рассматривалось как часть общей культурно-просветительная работы в СССР. В 1928 г. был объявлен всесоюзный культпоход за грамотностью (численность культармии составляла около 1млн. человек). Лозунгом кампании стали слова: Грамотный, обучи неграмотного!. Учителя-добровольцы бесплатно обучили грамоте более 34 млн. человек. Всего к 1940г. грамоте было обучено 50-60 млн. человек. К 1939 г. процент грамотности среди городского населения достиг около 90%. В то же время в сельской местности оставались еще много неграмотных (23%).

Борьба за грамотность велась и в национальных районах. За 15-20 лет в СССР более 40 народов впервые получили свою письменность.

2.2. Начальное и среднее образование. Политику в области просвещения и образования в 30-е гг. проводил новый нарком просвещения А.С. Бубнов.

В течение 1932-1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. школ (число учителей при этом составило 1230 тыс. против 260 тыс. в дореволюционной России). С 1930 г. в стране вводилось всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилетки было введено всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В 1939 г. была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке).

С 1938 г. во всех национальных школах было введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. - преподавание иностранных языков в средних школах.

2.3. Высшая школа. В годы первых пятилеток происходил бурный рост количества вузов. Их деятельность направлялась Комитетом по высшей технической школе (1932). Однако в дальнейшем руководство техническими вузами было передано промышленным наркоматам, сельскохозяйственными - Наркомзему.

В 1934 г. в целях повышения роли преподавателей и научных работников вновь были введены ученые степени и звания. В 1939 г. было утверждено положение об аспирантуре, которое стало основной формой подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров.

С начала первой пятилетки численность вузов возросла с 94 до 498 (т.е. в пять раз). Расширилась георгафия высшей школы (более 100 городов СССР имели свои университеты и институты). В высшей школе были сняты классовые ограничения при поступлении, что позволило расширить базу поступавших. В 1933 - 1937 гг. вузы выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно (в 1918-1928 - 31 тыс.). Накануне войны в СССР студентов было больше, чем в 22 странах Европы вместе взятых (в 1940-1941 гг. - 812 тыс. человек, из них - более 50% женщины).

2.4. Подготовка кадров. Начавшийся процесс индустриализации потребовал ускоренной подготовки кадров. В 30-е гг. И.В. Сталиным была выдвинута идея обновления экономических кадров на всех уровнях. Это повлекло за собой создание по стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулировавших трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов без отрыва от производства. Одновременно на местах создавались кружки, курсы, школы для преодоления технической неграмотности среди рабочих.

В течение 1930-1932 гг. старшие классы общеобразовательных школ были преобразованы в техникумы. Разивалась система школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школ крестьянской молодежи. В целях подготовки в сжатые сроки специалистов узкого профиля происходило активное социальное продвижение рабочей и крестьянской молодежи.

В 1939 г. умственным трудом занималось 11 млн. человек (в 1926 г. - 3 млн.), но лишь 2 млн. из них имели высшее и среднее специальное образование.

2.5. Внешкольное просвещение в условиях социалистического строительства решало задачу повышения культурного и образовательного уровня рабочих и крестьян, воспитания трудящихся в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма.

2.5.1.Культурно-просветительная работа. Эта работа осуществлялась при помощи системы культурно-просветительных учреждений (клубов, Домов культуры, библиотек, музеев), а также печати, радио, кино, театра. В начале 30-х гг. появился еще один вид городских политпросветучреждений парки культуры и отдыха (Сокольники, Измайлово). Накануне войны получили распространение университеты культуры ( с факультетами науки и техники, искусства и литературы и т. д.). Система партийных знаний распространялась через сеть партийных школ и университетов марксизма-ленинизма. Для подготовки и переподготовки партийных кадров осенью 1939 г. была создана Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б). Важное место занимала атеистическая пропаганда (одна из форм громкие читки научно-атеистической и художественной литературы). Под руководством Союза воинствующих безбожников работало свыше 50 антирелигиозных музеев и выставок.

2.5.2.Оборонно-массовая и физкультурная работа. В условиях постоянного ожидания внешней опасности в стране развернулась работа по распространению оборонных знаний и овладению техникой военного дела. Этим занимались Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР, Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) СССР. В стране проводились военизированные игры, организовывались занятия в аэроклубах и на планерных станциях, велась подготовка к противовоздушной (ПВО), противохимической (ПХО), санитарной обороне (СО). Были утверждены нормативы комплексов Готов к труду и обороне, Готов к ПВХО, ГСО. После овладения вонным делом вручался значок вороршиловский стрелок, ворошиловский всадник, ворошиловский снайпер и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.