Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 14 страница




Категории у Аристотеля – это и общие определения бытия, и понятия об объективно различных общих родах бытия. "Из слов, высказываемых без какой либо связи, каждое означает или сущность, или качество, или количество, или отношение, или место, или время, или положение, или обладание, или действие, или страдание." В эти десять категорий, "высших родов высказывания", могут быть, по мнению Аристотеля, включены все возможные явления бытия.

Центральная категория – сущность. Всякое единичное имеет свою сущность, которая постигается умом, а не чувствами, и является предметом науки. Но что такое сущность? Категория сущности у Аристотеля отвечает на вопрос: "Что есть вещь?" Раскрывая сущность, мы даем определение, понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: "Каковы свойства вещи?" О сущности высказываются все категории, она же сама по себе ни о чем не высказывается, она – нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к другому.

Из сопоставления различных высказываний видно, что термин "сущность" употребляется Аристотелем в нескольких значениях. "О сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных во всяком случае: и суть бытия, и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в–четвертых, лежащий в основе вещи субстрат." Субстрат ("подлежащее") – "то, о чем высказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом."

Далее Аристотель характеризует содержание других категорий. Содержание категории качества раскрывается с помощью понятий свойства и состояния вещей. "Количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых, будет ли их две или несколько, является чем–то данным на лицо. То или иное количество есть множество, если его можно счесть, это – величина, если его можно измерить". И т.д. Особое внимание Аристотель уделяет категории места. Раз вещи существуют, они занимают место. Определяя место как "границу объемлющего тела", пространство как совокупность мест, он связывает границы пространства с границами мира, приходя к утверждению о конечности мира в пространстве.

Следующий аспект бытия – это бытие как субстанция. Субстанция, по Аристотелю, это материя, форма и их композиция. Материя (hyle –буквально лесоматериал, сырье для постройки) – "то, из чего вещь состоит", "из чего вещь возникает". Материя ("первая материя") – некоторое бесформенное вещество, потенция (возможность) стать определенными вещами, предметами. Вещи возникают благодаря форме.

Форм столько же, сколько низших видов вещей. Формы вечны и неизменны. "Форму никто не создает и не производит". Материя пассивна, неспособна сама из себя ничего производить; она бесконечно делима, лишена определенности. Форма – активное начало. Деятельный характер формы придает материи определенность; будучи внесены в материю, формы создают вещи. Таким образом, каждая вещь слагается из пассивной материи и активной формы.

Материя сама по себе лишь возможность вещей. Движение – это процесс превращения потенциального в актуальное в результате активности формы в момент ее соединения с материей.

Анализируя движение, Аристотель выделяет его четыре вида: увеличение и уменьшение, качественное изменение или превращение, возникновение и уничтожение, перемещение в пространстве. Основным видом движения является пространственное перемещение, оно – условие всех остальных видов движения. Так, если изменяется качество предмета, то причиной этому может быть только соединение изменяющего предмета с тем предметом, который производит в нем изменения, т.е. движение в пространстве.

Существование каждой вещи причинно обусловлено. Аристотель выделяет четыре вида причин: 1)материальная ("из чего?"), 2)формальная ("что это есть?"), 3) движущая ("откуда начало движения?") и 4) целевая ("ради чего?"). Каждая вещь состоит из материи, имеет форму, находится в движении и стремится к какой–то цели. Аристотель вводит понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.

В метафизике Аристотеля участвует бог. Во–первых, бог выступает в аспекте формы. Аристотель говорит, что существуют различные формы и среди них – наивысшая форма, чистая форма, т.е. бог. Во–вторых, бог в связи со временем и движением.

Благодаря какому условию существует время и движение? "Все движущееся должно необходимо приводится в движение чем–нибудь". Движение и время существуют благодаря Первоначалу. Это Первоначало должны быть вечным и неподвижным, т.к. только неподвижное может быть "абсолютной причиной" подвижного. Если предположить подвижное первоначало, то тогда нужно признать причину этого подвижного начала, а у последнего – свое начало и т.д. – получается регресс в бесконечность, что недопустимо.

Выступая как первоначало движения, бог является фактором, благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи. Но бог у Аристотеля участвует не только в аспекте формы и движения. Третий аспект – бог, как вечный двигатель в функции "causa finalis", целевой причины. Бог, в некотором смысле, "тянет", точнее "притягивает", приводит в движение к цели, к совершенству. Таким образом, в боге сходятся формальная, движущая и целевая причины. Отметим, между прочим, что, по Аристотелю, перводвигатель движет по круговой траектории.

Но, довольно парадоксально, говоря о перводвигаетеле, Аристотель вместе с тем принимает тезис о вечном движении. Он аргументирует здесь следующим образом. Движение предполагает наличие движущихся предметов. Если движение возникло, то или эти предметы возникли, или они были, не двигаясь. И то, и другое невозможно; для возникновения движущихся предметов нужно движение и тогда получается, что движение было раньше движения. Если же предметы покоились, то и покой должен иметь причину, ибо покой – отсутствие движения. Кроме того, если движение имело начало во времени, то неясно, почему оно началось именно в это время, а не в другое.

Аристотель считает, что мир, космос, не имел какого–то начального момента, до которого был хаос. Если признать это начало, то получается, что сначала была только возможность (материя), а потом появилась действительность (мир, космос). Но, по Аристотелю, это абсурдно. Бог вечен, он извечно обустраивал и притягивал мир как объект своей любви. Значит, мир был всегда.

Аристотель далее говорит, что одного вечного двигателя было бы недостаточно для движения в мире. Между сферой неподвижных звезд и Землей Аристотель предполагает еще иерархию сфер (их 55); каждая нижележащая приводится в движение вышележащими силами, аналогичными вечному двигателю.

Предметом "второй философии", физики является природа ("фюзис"). Укажем на некоторые идеи "второй философии" Аристотеля.

Аристотель отрицает существование актуальной бесконечности. Бесконечность существует потенциально; "бесконечное существует таким образом, что всегда берется иное, и взятое всегда будет конечным, но всегда и разным".

Аристотель не допускает существования пустоты. Для движения нет необходимости в пустоте; все движется в кругообороте, уступая друг другу место. Аристотель учит, что есть "естественные места" и движения " по природе". Так, все легкое и огонь стремятся вверх, а тяжелое – вниз, потому что там находятся их "естественные места". А есть насильственные движения,"против природы", когда тела выводятся из своего "естественного места".

Относительно времени Аристотель замечает, что время – таинственная реальность, момент, " какие–то части которого уже стали, какие–то готовятся быть". То, что время тесно связано с движением, приводит к тому, что мы не замечаем самого времени. "Время – это исчисление движения на "сначала" и "потом".

Аристотель размышляет о парадоксальности времени. "Что время или совсем не существует, или едва ли существует, будучи чем–то неясным, можно предположить на основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая – в будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из несуществующего, не может, как кажется, быть причастным к существованию". Реально существует "теперь" как граница прошлого и будущего.

Аристотель рисует картину мира. Земля находится в центре космоса. Весь мир, как и Земля, имеет форму шара. Перводвигатель находится вне шара. Вокруг Земли ряд сфер: сфера Луны, Солнца, сферы пяти планет и сфера неподвижных звезд. Все, что находится под Луной, представляет собой результат комбинации четырех начал: теплого и холодного, сухого и влажного. Четыре возможные комбинации этих начал (качеств) приводят к возникновению четырех стихий: вода (холодное и влажное), земля (сухое и холодное), воздух (теплое и влажное), огонь (теплое и сухое). Эти стихии (элементы) могут переходить друг в друга, поскольку они – проявления одной и той же первоматерии. Холод и тепло – активные качества, сухое и влажное – пассивные. В каждом элементе – активное и пассивное качество, поэтому каждый элемент может активно действовать и пассивно испытывать. В подлунном мире, поэтому постоянно происходят изменения; об этом свидетельствуют метеорологические и геологические явления.

Все, что под Луной, – было когда–то создано и когда–нибудь погибнет. Надлунный же мир состоит из пятого элемента – эфира. Небесные надлунные тела вечны и неизменны. В этом мире – совершенные, равномерные круговые движения. В подлунном мире есть и несовершенные (прямолинейные) движения.

Объекты подлунного мира – твердые тела, жидкости и газы – Аристотель рассматривал как три различные субстанции, наделенные различными фундаментальными качествами. Переход, например, жидкости в газ трактовался как утрата одного качества и приобретение другого. Различие между объектами объяснялось отличием их основных качеств. И, например, для превращения ртути в золото необходимо лишить ее качества текучести, заменив его качеством твердости.

Натурфилософия Аристотеля оказала большое влияние на философию и науку Средневековья. Многие века сохранялось представление о неких фундаментальных качествах. Даже на первых этапах современной химии считалось, например, что сера содержит субстанцию горючести, которая получила особое название – флогистон, соль – субстанцию растворимости, а металлы – основную субстанцию ртути. Тепло вплоть до XIXв. считалось проявлением особой калорической субстанции; при нагревании количество этой субстанции в теле увеличивается, при охлаждении – уменьшается. Аристотелианцы стремились классифицировать объекты по качествам или по содержащимся в них основным субстанциям.

Любопытно, что Аристотель считал физику умозрительной дисциплиной. Он анализирует сложившиеся представления о природе, движении, времени, пространстве, случайности и т.д. Он выявляет различные смыслы этих представлений, формулирует проблемы, предлагает их решения. Но он никогда не апеллирует к экспериментам.

В биологических работах Аристотеля упомянуто и описано более 500 видов животных. Аристотель анатомировал и изучал зародышей многих животных, вскрывал куриные яйца на разных стадиях развития, выяснил развитие сердца куриного зародыша, исследовал развитие акулы, каракатицы, обнаружил партогенетическое (без оплодотворения) развитие пчел, изучал человеческие зародыши.

В вопросе о происхождении жизни он придерживался концепции самопроизвольного зарождения – насекомые, рыбы, моллюски, черви и т.п. могут, по его мнению, возникать из морского ила и гниющего вещества.

Аристотель говорит о "лестнице живых существ". "Всегда одни имеют больше жизни и движения по сравнению с другими, на очень малую величину. И то же самое в отношении жизненных действий, ибо у растений, кажется, нет иного дела, кроме как производить другие, равным образом и у некоторых животных, кроме порождения, нельзя найти другого дела, поэтому такого рода действия общи всем. Когда же привходит ощущение, жизнь их получает различие и в отношении совокупления вследствие наслаждения, и в отношении родов и вскармливания детей. Одни просто, как растения, в известные времена года производят свойственное им размножение, другие заботятся и о пище для детей; когда же вскармливание закончено, они отделяются и не имеют уже с ними никакого общения; некоторые же, более разумные и обладающие памятью, больше и более общественным образом занимаются потомками". ("История животных")

Аристотель выделяет три момента жизни: вегетативный (рождение, питание, рост), чувственно–моторный (ощущение, вожделение и движение) и интеллектуальный (познание, выбор). Этим моментам жизни соответствуют три души – вегетативная, чувственная и интеллектуальная. У растений только первая, у животных – первая и вторая, у людей – все три. Бог обладает только разумной душой.

Первые две души неотделимы от тела. "В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например, при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. По–видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело". Но "ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела". Аристотель говорит, что ум и способность к умозрению суть "иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное – отдельно от происходящего".

Разумная душа не возникает и не подлежит гибели. "Интеллект есть субстанциальная реальность и не подлежит порче… Старостью мы обязаны не душе, но субъекту, телу, в котором она находится, как это имеет место в случае опьянения или другой болезни. Мыслительная активность ослабевает, когда какая–либо внутренняя часть тела ослабевает или разрушается, но сама по себе она бесстрастна ".

В гносеологии Аристотель исходит из того, что "все люди от природы стремятся к знанию". Любознательность – общее свойство людей с животными. Аристотель утверждает существование объектов, которые вызывают в нас чувственные восприятия. "Чтобы не существовали те, лежащие в основе предметы, которые вызывают чувственное восприятие, хотя бы самого восприятия не было, это невозможно… Есть и что–то другое помимо восприятия, что должно существовать раньше его."

Аристотель идет по линии концепции отражения. Он сравнивает сознание (душу) с воском, на котором остается знак золотого кольца с печатью. Сознание воспринимает формы ощущаемых предметов, но не их субстрат.

Аристотель видит трудность познания в том, что сущность вещей не лежит на их поверхности. Само по себе чувственное восприятие является лишь началом познания общего. Чувственные восприятия "составляют самые главные наши знания об индивидуальных вещах". Восприятия – результат движения тел, влияющих на органы чувств. Далее – опыт. Он возможен вследствие повторяемых чувственных восприятий и памяти. Опыт – это "ряд восприятий об одном и том же предмете", воспроизведение прежних восприятий.

Следующая ступень познания – "искусство" (техне). "Опыт создал искусство". Если опыт – знание индивидуальных вещей, то искусство появляется тогда, "когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы…Опыт есть знание единичного, а искусство – знание общего… Имеющие опыт знают, "что", но не знают "почему", владеющие же искусством знают "почему", т.е. знают причину". За искусством следует наука. Философия – высшая из наук.

Аристотель – основатель логики как науки о мышлении и его законах. Логика Аристотеля возникла как результат исследования тех форм и правил логического мышления, которые используются в науке. В работах "Категории", "Об истолковании", "Первая аналитика", "Вторая аналитика", "Топика", "О софистических опровержениях" (поздние комментаторы назвали эти работы "Органон" (орудие)) формулируются основные законы мышления, разрабатываются проблемы теории понятия, суждения, умозаключения, исследуется доказательство, и т.д.

Аристотель говорит, что истина и ложь возникают вместе с суждением – утверждением или отрицанием. Истина – тогда, когда связь между субъектом и предикатом суждения найдена верно, в суждении связано то, что связано в реальности. Исследовать истину – это задача философии и частных наук.

У риторики иная задача – выяснить средства и методы эффективного убеждения. Риторика указывает способы, с помощью которых люди советуют, обвиняют, защищаются, восхваляются, используя как аргументы распространенные убеждения.

В практических науках человек рассматривается как индивид (в этике) и как член общества (в политике).

В этике Аристотель считает, что "добродетель не дается нам от природы"; от природы нам дается лишь возможность приобрести ее. От человека зависит многое, "в нашей власти быть нравственными или порочными людьми".

Поступки человека ориентированы на счастье. Но что такое счастье? Для многих – удовольствие и наслаждение. Но жизнь, растраченная в наслаждениях, – рабская жизнь, достойная животного. Для других счастье – почести, успех. Но они – нечто внешнее, зависящее от других. Третьи считают, что счастье – в умножении богатства. Но это абсурдная цель, т.к. богатство – средство для чего– то другого; как цель оно смысла не имеет. Высшее благо и счастье, доступное человеку, – в совершенствовании себя как человека. Не просто жить (ведь и растения живут), не чувствовать (и животные чувствуют); счастье – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью.

Нравственность имеет дело со свободным выбором. Аристотель подчеркивает, что "всякий в известном отношении виновник собственного характера". Человек становится справедливым, совершая справедливые дела, умеренным, поступая умеренно, мужественным – действуя в опасных ситуациях и привыкая не испытывать страха; трусами делаются, привыкнув трусить. Любого человека можно сделать храбрым, если с молодости учить его не трусить в опасной ситуации. Это дело воспитания.

"Этическая добродетель", по Аристотелю, – в господстве над чувственной душой. Импульсы страсти, чувства всегда тяготеют к излишествам. Разум дает возможность найти "точную меру", срединный путь между крайностями. Аристотель приводит ряд примеров – своеобразные комплексы, в которых среднее понятие – "мера" между крайностями:

безрассудство – мужество – трусость,

расточительность – щедрость – жадность,

гневливость – кротость – смирение,

хвастовство – правдивость – ирония,

наглость – стыдливость – застенчивость,

самоунижение – самоуважение – кичливость т.д.

Активность разума – цель, достойная человека. "Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью, а коли добродетелей души много, – то в согласии с лучшей и наисовершеннейшей из них. Но, следует добавить, – и в жизни исполненной".

Мало знать, что такое добродетели, нужно еще на практике находить эту середину. Человек должен не только знать, что хорошо и что плохо, но и хотеть следовать благу и уметь ему следовать.

Среди всех добродетелей есть одна, в которой синтезированы все прочие – справедливость. Важный аспект справедливости – равенство, но не для всех, а для равных; а неравенство тоже справедливо для неравных.

Аристотель осуждает зависть. Зависть – это не стремление обладать чем–либо, а желание видеть ближнего лишенным этого. Это не благородное, а мелочное чувство, чувство низкого соперничества, которое может быть направленно только на подобных нам, но не на тех, кого мы считаем гораздо ниже или выше себя.

Рациональная душа имеет дело с изменяющейся реальностью, с одной стороны, и неизменными принципами, с другой. Отсюда две добродетели – рассудительность и мудрость. Рассудительность проявляется в установлении того, что благо и что зло. Рассудительность связана с практичностью. Практичен тот, кто способен хорошо взвешивать обстоятельства, верно рассчитывать средства для достижения целей, ведущих к благополучию. Практичность требует умеренности. Для практичности необходим опыт, а потому молодые люди не могут быть практичными. Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой.

Мудрость заключается в познании принципов бытия (что изучается философией). Именно в этом познании человек способен достичь высшего счастья, коснуться божественного. Это познание не преследует каких–то деловых целей. Но, говорит Аристотель, однако именно философия, в конечном счете, руководит практической, нравственно–политической деятельностью.

Аристотель говорит, что нравственный человек – мера для других людей. Он всегда находится в гармонии с самим собой и "не знает укоров совести".

В этике Аристотель довольно много внимания уделяет дружбе в отношениях между людьми. Совершенная дружба возможна между достойными, и нельзя дружить со многими. Не следует вступать в дружеские отношения с человеком, занимающее более высокое положение, чем ты сам, если только он не выше и по своей добродетели. Друзья являются утешением в несчастье, но не надо делать их несчастными, ища их сочувствия, как поступают женщины и женоподобные мужчины. Счастливый человек нуждается в друзьях, чтобы разделить с ними свое счастье.

В политике Аристотель исходит из того, что человек по своей сущности есть существо общественное, живет в общении, обладая языком. "Что человек есть существо общественное в большей степени, нежели пчелы и всякого рода стадные животные, ясно из следующего: природа, согласно нашему утверждению, ничего не делает напрасно; между тем один только человек из всех живых существ одарен речью. Голос выражает печаль и радость, поэтому он свойственен и остальным живым существам (поскольку их природные свойства развиты до такой степени, чтобы ощущать радость и печаль и передавать эти ощущения друг другу). Но речь способна выражать и то, что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что несправедливо… Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п.". И еще: "Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чем, ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо бог".

"Политика" Аристотеля начинается словами: "Всякое государство представляет собой некоторую форму общежития". Государство состоит из граждан. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует в суде и управлении, выполняет воинскую и жреческую функции.

В государстве имеется политическое устройство – "порядок, который лежит в основании распределения государственных властей". Политическое устройство предполагает власть закона. В политическом устройстве есть три составляющих: законодательная, административная и судебная.

Аристотель считает, что главная цель политики – достижение общего блага. Достичь этой цели нелегко. Политик всегда должен иметь в виду, что человек подвержен страстям, и что человеческая природа вообще испорчена, а также то, что этические добродетели хотя и принадлежат всем, но не в равной степени. Одна добродетель у мужчин, другая – у женщин, одна – у свободного, а другая – у раба. Нужно придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. Поэтому политик должен искать наилучшее политическое устройство. Для этого нужно исследовать существующие формы политического устройства и изучить проекты философов.

Аристотель считал, что при исследовании политической жизни "наилучший способ теоретического построения состоял бы в рассмотрении первичного образования предметов". Необходимой предпосылкой государственной жизни является естественное стремление людей к совместной жизни; человек рождается политическим существом.

Первый результат проявления политической сущности человека – образование семьи. "Первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети"; соответственно, "в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские". Власть жены в семье противоестественна. "Где природные отношения не извращены, там преимущество власти принадлежит мужчине, а не женщине". Аристотель цитирует Софокла: "Молчание придает женщине красоту".

Аристотель рассматривает рабство как необходимое и вечное явление. С самого рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие – к властвованию. "Природа устроила так, что и физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов; у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди держатся прямо и неспособны для выполнения подобного рода работ; зато они пригодны для политической жизни". У раба на первом месте тело, у свободного – душа, а душа – начало властвующее.

С развитием семей, с ростом их потребностей возникает обмен и разделение труда. Несколько семей образуют селение. Государство возникает из нескольких селений. Тот, кто основал государство, – величайший благодетель человечества. Без закона человек стоит ниже зверя, а закон в своем существовании опирается на государство. Государство существует, чтобы пресекать обман и преступления.

Власть в государстве – это продолжение и развитие власти главы семьи. Поэтому первая форма политического устройства – патриархальная монархия. В последующем существуют и другие формы политического устройства.

Аристотель, прежде всего, разделяет государства на правильные и неправильные. Во–первых, правительство заботится об общем благополучии, во вторых, – заботится лишь о собственном благополучии. Существует три вида правильных государств: монархия, аристократия и полития, и три вида плохих государств: тиранния, олигархия и демократия. Кроме того, есть много переходных форм государств.

Хотя монархия – древнейшая, "первая и самая божественная" форма политического устройства, но все же лучше ее аристократия. При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личное достоинство ценится народом. Полития (республика) – власть большинства. У большинства единственная общая им всем добродетель – воинская, поэтому "республиканское общество состоит из таких людей, которые по природе своей воинственны, способны к подчинению и власти, основанной на законе, по силе которого правительственные должности достаются и бедным, лишь бы они были достойны".

Среди неправильных форм государства прежде всего – тиранния. "Тиранническая власть не согласна с природой человека". К ней Аристотель относится резко отрицательно. "Чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тиранна." Вторая неправильная форма – олигархия. Это власть немногих, но не достойных (как аристократия), а богатых. Наконец, демократия. У нее есть два варианта: демократия, которая основана на законе, и демократия, где власть находится в руках толпы, а не закона; фактически же власть в руках народных льстецов–демагогов.

Аристотель довольного много внимания уделяет характеристикам тираннии в отличие от монархии. Тиранн стремится к богатству, окружает себя продажной охраной. В ироничном тоне Аристотель поясняет, что должен делать тиранн, чтобы удержать власть. Он должен предотвращать возвышение любого человека, обладающего исключительными достоинствами, предавая его казни, если это необходимо. Он должен запретить всякие совместные беседы, любое образование, способное вызвать оппозиционные чувства. Тиранн должен помешать людям близко сходиться друг с другом и взять их жизнь под надзор шпионов. Он должен сеять раздоры, держать своих подданных все время занятыми: например, занимать их величественными работами широкого масштаба, как это делали цари Египта, строя пирамиды, или вести войны. Есть и другой метод сохранения тираннии – умеренность и притворная религиозность. Нельзя уверенно сказать, который метод успешнее.

Когда богатые, игнорируя интересы бедных, осуществляют правление в своих интересах, мы имеем дело с олигархией; когда же бедные осуществляют правление, игнорируя интересы богатых, тогда мы имеем дело с демократией. Под демократией Аристотель понимает такой способ правления, который, пренебрегая общим благом, потакает интересам нищих (в материальном и духовном смыслах). Демократия иногда у Аристотеля характеризуется как охлократия – правление не настоящего народа, а необразованной массы.

Лучшая форма государства – полития, как такая форма, которая соединяет достоинства аристократии и демократии; полития – правление зажиточного образованного среднего класса.

Аристотель – сторонник частной собственности. Он выделяет в обществе три главных класса граждан: "очень зажиточных", "крайне неимущих" и "средних". С точки зрения Аристотеля, в идеальном государстве не должно быть ни чрезмерно богатых, ни чрезмерно бедных. Опору общества он видит в рабовладельцах "среднего достатка". Наилучшая форма собственности – "собственность средней величины". При этом имеется в виду, что в государстве должны быть рабы. "Для хорошего политического устройства граждане должны быть свободны от забот о делах первой необходимости." В наилучшем государстве граждане не должны заниматься физическим трудом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.