Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример 1. История рисунков




Метод

Принципы

СЛОЖНЫЕ ТРАНСПОЗИЦИИ

 

 

Существует одна большая трудность в предыдущей техни­ке — изображения для большинства клиентов слишком просты. Некоторые могут разглядеть изображение мгновенно, другим же может понадобиться на это от пяти до десяти минут. Но помощь клиенту в изменении его собственных убеждений — занятие куда более сложное. Клиентам могут понадобиться месяцы или даже годы, чтобы совершить основной когнитивный сдвиг, так что, если даже они с удовольствием готовы потратить 10-15 ми­нут на поиски скрытого изображения, они могут не захотеть ис­кать новую мысль в течение нескольких месяцев.

Для того чтобы приблизиться к уровню сложности, прису­щему изменению установок, необходимо задействовать более сложные изображения. Для нахождения образа эти картинки требуют от клиентов больших затрат времени и усилий, которые приближаются к затратам усилий на изменение убеждений.

 

 

 

1. Покажите клиенту одно из изображений, представленных на рис. 8.6, 8.7, 8.8, 8.9, или подберите его сами.

2. Объясните клиенту/что рисунок похож на его убеждения. Попытки увидеть рациональную идею в своей жизни подоб­ны попыткам найти какой-нибудь смысл в этих рисунках.

3. Наиболее важная часть упражнения — отслеживать, как клиент справляется с фрустрацией, возникающей, когда он не может увидеть изображение. (Особенно на картинке 8.6 с коровой.) Разочаровывается и бросает? Злится на вас, что вы показали ему эту картинку? Отказывается продолжать? Ру­гает себя, если не находит образ? Обвиняет вас в том, что вы ошибаетесь и на рисунке нет никакого образа?

4. Попросите клиента во время выполнения задания сообщать вам обо всех чувствах и мыслях, возникающих в потоке созна­ния. Записывайте все его комментарии и ваши наблюдения за поведением клиента, когда он рассматривает изображение.

 

Рис. 8.6. Замаскированная корова. Создана Leo Potishman и опубликована Dallenbach, 1951

 

5. Расскажите клиенту о том, что его фрустрация, злость на себя, чувство неполноценности, вызванные заданием, по всей вероятности, похожи на те чувства и мысли, которые возни­кают у него во время работы над когнициями. Обсудите под­робно эту зависимость. Любая проблема, появляющаяся у клиента при рассматривании сложных изображений, возра­стет, когда он начнет изменять свои убеждения. Таким обра­зом, если он сдается или начинает сердиться на вас, то, види­мо, он поступит так же и со своими убеждениями.

6. Помогите клиенту решить эти проблемы, чтобы он мог успеш­но завершить задание. Если он слишком напряжен, научите его расслабляться во время упражнения, если ругает себя, помогите ему оспорить свои мысли, если ему хочется все бро­сить, мотивируйте его на продолжение. В любом случае пред­лагайте свою помощь, пока ему не удастся успешно закон­чить упражнение.

Рис. 8.7. Можете ли вы доверять этому человеку?

 

Ответ написан у него на лице. (Ответ и ссылки ищите в разделе

дополнительной информации.)

Рис. 8.8. Это слово можно прочитать

на трех языках: английском, китайском и японском.

Это название города.

(Ответ и ссылки ищите в разделе

дополнительной информации.)

 

Рис. 8.9. Что это? (Ответ и ссылки ищите в разделе дополнительной информации.)

 

7. Покажите клиенту, что приемы, которые он использовал при решении рисуночной головоломки, подобны тем, что он при­меняет при транспозиции своих убеждений. Перечислите все исправления и попросите клиента записать их, чтобы к ним можно было обратиться впоследствии.

 

Некоторым читателям может показаться интересной история, не имеющая отношения к тому, как я использую изображения для обучения перцептивному сдвигу. Рассказ этот может также объяс­нить, почему рисунки мне кажутся такими важными в когнитивно-реструктурирующей терапии.

Квантовые скачки

Как-то я заметил, что когнитивные изменения сложны практи­чески для всех клиентов; они требуют огромных усилий, и для мно­гих клиентов оказывается проще продолжать мыслить по-старому, чем тратить силы на то, чтобы увидеть что-то новое. Тем не менее некоторые приобретают новые навыки, приобретают новый опыт, меняют установки.

Эти изменения обычно происходят очень медленно. Учится ли клиент ассертивности, работает ли с чувством вины, борется с тре­вогой или строит счастливый брак, необходимы годы практики. Как будто взбираясь на гору, большинство клиентов медленно передви­гаются с одного скалистого выступа на другой, постепенно подни­маясь к вершине. Когда они ее достигнут, им откроется более ши­рокий вид и они почувствуют себя сильнее из-за того, что соверши­ли это восхождение. Другие клиенты сходят с середины пути, ощущая, что им не хватает терпения и стойкости, необходимых для достижения своей цели.

В то время как большая часть клиентов следует этой модели, некоторые клиенты совершают резкие перемены. За несколько дней они изменяют образ мыслей, которого придерживались всю жизнь. Как будто, забираясь на гору, они вдруг запрыгнули на ее верши­ну — сделали квантовый скачок.

Эти скачки поражали меня. Как мог клиент, который 30 лет верил в один и тот же нонсенс, вдруг совершенно от него отказать­ся? Как за несколько часов или дней он смог изменить то, на стройтельство чего ушла вся жизнь? Что стоит за этими скачками, какие принципы?

Впервые мне пришлось наблюдать квантовый скачок, когда я был студентом в одном южном университете. В один из субботних дней должна была состояться загородная проповедь, недалеко от кампуса. Тот день у меня был свободен, и любопытства ради я решил туда сходить.

В открытом поле я увидел огромный брезентовый тент, натяну­тый над четырьмя сотнями складных стульев. Было жарко и влажно, как в бане, люди стекались со всех сторон и рассаживались. Длинно­волосый священник вышел вперед, напыщенно и неистово рассказы­вая об ужасах ада, описывая, как мы все будем жариться на вечном огне — охваченные болью, зловонием горящей плоти и стенаниями. Пришедшие люди походили на фермеров, они были в рабочей одежде и выглядели так, как будто только что закончили вспахивать свои поля. Поначалу я не увидел никого из университета, это была не та служба, которую посещают студенты. Но затем я заметил Роя, юного первокурсника, который приходил ко мне на один сеанс в студенческий консультативный центр. Он был из местных и посе­щал университет по стипендии футбольного клуба, специализируясь в физвоспитании; его послали ко мне по поводу серьезных проблем с наркотиками. Он сильно пил, и его куратор беспокоился, как бы он не бросил команду и не был исключен из университета. Из одного сеанса, который он прошел, стало ясно, что он не собирался ничего менять.

Рой вместе с остальными слушал священника, живописующего ужасы ада; тот разглагольствовал около часа, и люди все больше и больше мрачнели. Некоторые рыдали и выкрикивали: «Спаси меня!» Другие вскакивали, пронзительно крича. Когда описание священни­ка достигло крещендо, он сказал: «Это место, которое Господь при­готовил для лжецов (аудитория заревела), безбожников (рев), хип­пи (свист), пьяниц и наркоманов (рев и свист), блудников (рев уси­лился) и прелюбодеев (взрыв стонов)». Затем священник вдруг предупредил, что избежать вечного огня проклятия можно, отрек­шись от дьявола и придя к Иисусу прямо сейчас. «Выходите вперед и вставайте рядом с Иисусом». Сначала вышла маленькая старуш­ка, плача и потрясая руками. Затем еще и еще, и скоро все проходы заполнились людьми, которые, подняв руки и плача, выходили впе­ред с криками: «Спаси меня, Иисусе!» Я заметил, что Рой вышел вместе с остальными.

Священник поблагодарил Иисуса за спасение грешных и затем подробно описал, на что похож рай. Он сказал, что на небесах мы встретимся со всеми друзьями и родственниками, ушедшими к Гос­поду раньше, что все наши немощи искупятся. Мы будем вечно молоды, будем говорить с пророками и найдем покой и утешение в объятьях Иисуса. Он продолжал в том же духе какое-то время, пос­ле чего люди пропели гимны (пели почти все), и проповедь закон­чилась.

Несколько месяцев спустя я встретил Роя в кампусе и поинтере­совался, как у него дела. Он сказал, что бросил пить и употреблять наркотики, создал футбольную команду и неплохо учится. Я видел его еще несколько раз, и все время он говорил одно и то же. Дела у него шли хорошо, он держался вдали от наркотиков и спиртного и состоял в футбольной команде. Рой совершил квантовый скачок, и все благодаря той загородной проповеди.

В течение жизни мне приходилось видеть и другие квантовые скачки. Хотя большинство клиентов боролись и упорно работали, добиваясь изменений меленькими, медленными шажочками, все­гда находилось 10 процентов таких, кто совершал резкие, разитель­ные перемены.

Я никак не мог понять, как некоторым людям удавалось сделать такие сдвиги, пока мне не представился шанс понять это в универ­ситетской библиотеке. Я искал статьи для книги и рылся в старом немецком психологическом журнале, и в нем я заметил статью о скрытых изображениях. Один необычный рисунок, подписанный как набросок коровы, привлек мое внимание. Для меня он выглядел как масса бессмысленных пятен, и я отложил его в сторону. Через не­сколько недель я пришел в туже библиотеку и начал просматривать тот же журнал. Я снова натолкнулся на картинку с коровой, но опять не смог ее там увидеть. Я подумал: «Дурацкая картинка. Нет там никакой коровы!» Я отложил статью в сторону и начал работать над чем-то другим. Но перед тем, как уйти из библиотеки, я взглянул на картинку, лежащую на краю стола, и образ проявился — голова и пе­редняя часть коровы. Сдвиг не был постепенным, он случился вне­запно — визуальная метаморфоза, перцептивный квантовый скачок. Я сразу же вспомнил Роя. Он тоже понял что-то внезапно, вдруг. Может ли статься, что проявление образа на рисунке подобно воз­никновению в нашем уме новой установки? Несмотря на то что первое относится к перцепции, а второе — к мышлению, если тера­певт поймет, как образ внезапно выскакивает из рисунка, он может осознать, как некоторым клиентам удается совершить квантовые скачки.

С годами у меня скопились для исследования такие кипы этих картинок, что это начинает уже смущать. Коллеги должны дважды подумать, прежде чем позвать меня на консилиум или семинар: «Если мы пригласим доктора Мак-Маллана, он начнет опять пока­зывать свои проклятые картинки». И все же эти картинки — лучшая аналогия, которую мне удалось найти для объяснения сложных принципов психологии. Это мой ключ к пониманию когнитивных перемен и роста. Я считаю, что они объясняют, как клиенты совер­шают квантовые скачки.

Когда клиенты смотрят на корову, что они видят? У многих не получается увидеть корову сразу. Фактически это могут немногие. Если клиенты не видят ее, это меня не удивляет. Это одна из самых сложных картинок в моей коллекции, и требуется время (иногда недели), для того чтобы корова появилась. Клиенты видят ее, когда их мозг готов к этому.

Но что важнее затраченного на поиск коровы времени, так это сам процесс, который проходят клиенты. Как им вдруг удается уви­деть то, чего они вообще не могли разглядеть? Рисунок не изме­нился, он остается одним и тем же независимо от того, видят они корову или нет. Изображение на сетчатке то же. Зрительный нерв и информация, поступающая в затылочную зону мозга, не измени­лись. Единственное различие заключается в том, что делает голов­ной мозг после этого — как он организует сырые данные. Кляксы на бумаге остаются бессмысленными пятнами или превращаются в корову. Когда клиенты видят корову, это происходит благодаря трансформации, произведенной их мозгом. Только мозг является причиной квантового скачка.

В упражнении имеет значение, скорее, не то, видит ли человек корову, а то, какими он пользуется правилами для различения и понимания образов. Почему наш мозг может создать корову? Какие принципы лежат в основе перехода от видения бессмыслицы к ви­дению изображения? Какие приемы используют клиенты?

Когда я прошу клиентов описать, как им удалось увидеть коро­ву, некоторые отвечают очень быстро. Они говорят, что это легко, все, что нужно сделать, это посмотреть на ту или иную часть рисун­ка, и корова появится. Если вы приглядитесь к левому краю, вы заметите кусочек ее правого уха, внизу находится нос, ближе к середине — левый глаз.

Несмотря на очевидность логики такого взгляда, он мне кажет­ся неточным. Дело не в том, куда смотрит клиент, а в том, что мозг делает со зрительной информацией. Клиенты могут пристально смотреть в одну точку рисунка, не переводя взгляд, и все-таки раз­личать корову.

Способ, с помощью которого мозг создает образ коровы на рисунке, похож на то, каким образом он совершает квантовые скач­ки. Картинка — это ключ. Что справедливо для нее, справедливо и для их установок. В своей работе с клиентами я обнаружил пять элементов, представляющихся важными как для различения скры­тых изображений, так и для изменения застаревших убеждений. Эти принципы лежат в основе всех квантовых скачков: готовность, руководство, гибкость, время и повторение.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.