КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример 1. История Линн
Метод
1. Используйте основной список убеждений клиента. 2. С помощью клиента составьте сопутствующий список аргументов к этим убеждениям. 3. Проведите игровой диспут между рациональными и иррациональными мыслями, в которой клиент занимал бы рациональную позицию, а вы, терапевт, разыгрывали бы иррациональный аргумент. 4. Вариации. а) Терапевт играет роль человека, который учит клиента заведомо ложным идеям, а клиент в это время спорит как с человеком, так и с его убеждениями. б) Используя технику пустого стула, попросите клиента проиграть обе стороны — иррациональную идею и контраргументы, — приводя доказательства за и против центрального убеждения. в) Помогите клиенту расчленить иррациональные убеждения на их составные части и разыграйте каждую из них, при этом клиент их опровергает. Например, мысль «Я могу потерять контроль над собой и опозориться перед всеми» имеет много компонентов, которые можно проиграть. Терапевт может выступить в роли клиента, который хочет все контролировать или который стыдится, в роли тревожности клиента, сторонних наблюдателей, которые видят его смущение и т. д., в то время как клиент оспаривает каждый компонент. г) В большинстве случаев будет лучше, если терапевт смоделирует ролевую игру, прежде чем это попробует клиент. Линн — клиентка, боявшаяся летать и 10 лет не пользовавшаяся самолетами. Ее направил ко мне бихевиоральный терапевт, который использовал традиционную для агорафобии десенсибилизацию. Лечение было успешным в том, что клиентка могла без напряжения представлять все элементы ее иерархии, но она так и не смогла сесть на самолет. Терапевт послал ее ко мне в надежде, что когнитивный компонент поможет ей сделать этот последний шаг.
Линн освоила ключевые моменты когнитивной терапии за несколько сеансов, но все еще активно сопротивлялась оспариванию своих иррациональных идей. Она хотела узнать теоретические компоненты когнитивной терапии так же, как она познавала компоненты поведенческой у бихевиорального терапевта, но при этом сопротивлялась применению знаний себе в помощь. В течение каждого сеанса она противилась любому директивному предложению или инструкции. Не желая принимать ничьих советов, она верила в то, что в состоянии сама решить свои проблемы. Я решил, что в ролевой игре ее спорящая натура найдет должное выражение, игра даст клиентке возможность поспорить против собственных иррациональных мыслей. Ниже следует выдержка из одного нашего с Линн сеанса. ТЕРАПЕВТ: Этот сеанс будет немного необычным. Вместо того чтобы вы рассказывали мне о своих иррациональных идеях, а я их оспаривал, мы сделаем наоборот. Я буду выступать за ваши убеждения, а вы — против них, хорошо? ЛИНН: Я не уверена, что поняла, что вы имели в виду. ТЕРАПЕВТ: Давайте начнем, я думаю, по ходу дела вы разберетесь. ЛИНН: Хорошо. ТЕРАПЕВТ: Я думаю, что ваша боязнь самолетов обоснована. Это очень странное ощущение, когда ты находишься в этой груде металла на 30 000 футов над землей. И если что-то пойдет не так, ты не сможешь увернуться и убежать. ЛИНН: Да! Это страшно. ТЕРАПЕВТ: Нет, я хочу, чтобы вы поспорили со мной. ЛИНН: Это сложно, потому что я верю в то, что вы говорите. ТЕРАПЕВТ: Я знаю, но попытайтесь так или иначе поспорить со мной. ЛИНН: Ну, ничего не произойдет, возможно. Возможно, он не разобьется. ТЕРАПЕВТ: Возможно, возможно — это не очень убедительно. Кто хочет, чтобы по всему Канзасу были разбросаны запчасти самолета только потому, что вы недооценили вероятность крушения?
ЛИНН: Мало шансов, что произойдет что-то плохое. ТЕРАПЕВТ: Может быть. Но разве вы не должны принять все возможные меры предосторожности? ЛИНН: Какие, например? ТЕРАПЕВТ: Например, нервничать, не садиться в самолет или сходить с ума, если все-таки ты это сделал. ЛИНН: Не понимаю, как может беспокойство помочь в последнем случае. ТЕРАПЕВТ: Если ты беспокоишься, ты, по крайней мере, подготовлен к опасности. Тебе же не хочется, чтобы что-то произошло тогда, когда ты к этому не готов. ЛИНН: Это глупо. Беспокойство не спасет самолет от крушения. ТЕРАПЕВТ: Ну, тогда, я думаю, это значит, что ты должен держаться подальше от самолетов. ЛИНН: Тогда ты должен всю свою жизнь оставаться в одном месте. ТЕРАПЕВТ: Глупости. Ты можешь сесть за руль, в автобус, даже пойти пешком, если очень нужно. ЛИНН: Это займет слишком много времени. ТЕРАПЕВТ: Что лучше — потратить время или разбиться в лепешку? ЛИНН: О, ради Бога! Никто не собирается разбиваться. Кроме того, автобусы и автомобили чаще попадают в аварии. И можно сломать ногу во время ходьбы. ТЕРАПЕВТ: Или тебя может убить падающий с неба самолет. ЛИНН (смеясь): Да! На самолете безопаснее. По крайней мере, вокруг меня будет много металла и меня не застигнут врасплох в открытом воздухе. ТЕРАПЕВТ: И все же в самолетах гораздо страшнее, чем в любом другом виде транспорта. ЛИНН: И что же? Страх не убьет меня. А в автокатастрофе я, возможно, могу погибнуть. ТЕРАПЕВТ: Да, но можно опозориться, если обнаружить свою напуганность соседям-пассажирам. ЛИНН: Опозориться! Да кому до этого есть дело? Это ничто по сравнению с тем, чтобы быть привязанным всю жизнь к одному и тому же месту. И все из-за того, что не можешь летать. ТЕРАПЕВТ: Вы хотели сказать, не хочешь летать. ЛИНН (после паузы): Да! Не хочешь!
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |