Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий перечень и характеристика основных этапов развития мировой гостиничной индустрии с древних времен до конца XX в. 15 страница




В германском Ганновере открылась всемирная выставка ЕХРО-2000. На нее прибыло не менее 20 млн гостей.

Но на данном этапе в мире развиваются все виды туризма. Так, например, к детскому туризму можно отнести парк «Мир Муми-Троллей» в Финляндии, расположенный в 30 км от Турку и 180 км от Хельсинки. Этот парк, или, как его еще называют, «Долина Муми-Троллей», расположен на острове, к которому можно добраться на катере. Он создан на основе старинных зданий монастыря XV в. В основе создания этого грандиозного детского аттракциона лежат сказочные повести писательницы Туве Янссон «При-

* У православных это — праздник Пасхи. Рождество считается у них более «земным» праздником.


ключения Муми-Троллей», переведенные на десятки языков мира, в том числе и русский.

В парке есть сказочный лес и морской дракон, лабиринт и дома героев сказок — Муми-Троллей и Хемулей. Разыгрываются костюмированные представления для детей. На соседнем островке построен пиратский замок. Ежегодно этот аттракцион, работающий с 1993 г. в мае —сентябре, посещают около 250000 туристов, причем более 30% из-за рубежа [77].

Первый тематический детский парк — Диснейленд — был построен в 1954 г. в Анахайме (Калифорния, США) как огромный игрушечный город с большим количеством аттракционов и развлекательных шоу. К 1971 г. Диснейленд посетило около 100 млн человек. Для принятия туристов в Калифорнии было построено 26 отелей [64]. Исходя из этого грандиозного успеха был построен еще один Диснейленд в Орландо (Флорида). В 1983 г. в Токио также был открыт аналогичный детский парк, а в 1992 г. под Парижем был построен «ЕвроДисней».

В России нет Диснейлендов, как в США и Японии, «ЕвроДис-нея», как во Франции, «Порта Авентура», как в Испании, и в целом детскому развлекательному туризму пока уделяется недостаточно внимания.

К «курьезному», или необычному, туризму можно отнести, например, путешествия в целях достижения рекордов. Их немало в книге рекордов Гиннеса. Так, Дж. Росдайл поставил своей целью побывать в наибольшем количестве стран и поставить штампы пограничных КПП всех стран мира. Он пересек границы 215 государств и проделал путь длиной в 2627766 км. К этой же разновидности туризма относится и кладоискательство.

Можно найти и другие проявления «необычного» туризма. Вот уже десять лет в шведском городке Юккасъярви каждую зиму возводят гостиницу на 37 номеров из снега и льда. Материал позволяет ей простоять не более пяти месяцев. За сезон в этом отеле, пользующемся огромной популярностью, ночует не менее 6000 гостей, а раз в десять больше приезжает посмотреть комнаты и провести в них несколько часов, а то и обвенчаться или даже креститься в имеющейся в отеле ледяной часовне.

Дворец необычайно красив. Цилиндрические колонны, поддерживающие потолок, или совершенно прозрачны, или из сине-зеленоватого льда с массой пузырьков внутри. В нишах расположены ледяные фигуры. В окна вставлены ледяные блоки с тонкой резьбой, рассеивающей свет. В баре можно выпить напитки из ледяных бокалов, табуреты также сделаны изо льда и покрыты оленьими шкурами. В каждом номере, который неповторим по своему внутреннему убранству, на кроватях также положены оленьи шкуры, а те, кто остаются на ночь, спят в спальных мешках. Температура во всех помещениях около — 6° С. Рядом с отелем распо-


ложен ледяной стадион, на котором проводятся встречи хоккейных команд и выступления балета на льду. Этот шведский туристический аттракцион расположен на широте нашего Мончегорска, в 200 км к северу от Полярного круга.

Напомним, что первый в истории Ледяной дом был построен в России во времена Анны Иоанновны (1730—1740) для потешной свадьбы ее шута.

Посещение Антарктиды, а в последние годы ее ежегодно посещает 10—15 тыс. человек, трудно отнести к «заурядному» туру. Это недешевое удовольствие. Каждый тур на шестой континент обходится туристу от 9 до 16 тыс. долл. США. Но эти путешествия становятся настолько популярными, что Австралия в настоящее время решает вопрос о превращении своих трех исследовательских баз в Антарктиде в туристские центры. Россия, Великобритания и Новая Зеландия уже открыли свои базы там для посещения туристами, прибывающими на морских судах.

Но, пожалуй, пока самым необычным туром наших дней было космическое путешествие, совершенное американским гражданином, попавшим на околоземную орбиту именно в качестве туриста. Космическое путешествие, продолжавшееся неделю, началось 28 апреля 2001 г. Американский 60-летний гражданин Деннис Тито, заплатив за возможность попасть на околоземную орбиту 20 млн долл. США*, был зачислен «оператором систем» на корабль «Союз ТМ-32». В интервью перед стартом он сказал, что считает, что его «полет лишь укрепит русско-американские отношения. Я смогу помочь общению между нашими странами. И в первую очередь в организации коммерческих полетов в космос для частных лиц».

Символично, что первый старт в новом веке и тысячелетии с космодрома Байконур состоялся с туристом на борту. После полета первый космический путешественник с восторгом заявил: «Самые счастливые дни моей жизни прошли в космосе».

В настоящее время государства в своей деятельности в сфере туризма руководствуются следующими основными международными соглашениями о туризме: Манильским (1980) и Гаагским (1989), а также рекомендациями Осакской конференции министров по туризму (1994). Разумеется, принимаются региональные законы и нормативные акты. К наиболее важным из них следует отнести Шенгенские соглашения о едином визовом пространстве, документы о контрактах на туристские услуги, принятые и подписанные в 1995 г.

Но интеграционные процессы затрагивают не только Европу. Так, например, Форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) создал в начале 1990-х гг. рабочую группу по туризму.

* Личные активы Д.Тито оцениваются в 200 млн долл. США.


В октябре 1999 г. Генеральная ассамблея ВТО одобрила «Глобальный этический кодекс туризма», в котором выдвинуты рекомендации «поощрять введение во все образовательные программы специального курса о ценности туристского обмена, его экономических, социальных и культурных выгодах, а также о потенциально связанных с туризмом и путешествиями риском».

Кодекс имеет рекомендательный характер. Он состоит из 10 статей, касающихся различных аспектов туристской деятельности, и предназначается не только для специалистов туристского бизнеса, но и для государственных структур, средств массовой информации и, конечно, самих туристов.

Созданный на базе ранее существовавшего (с 1985) этического кодекса, он включил в себя и ряд положений из других ранее опубликованных международных туристских документов и деклараций. В Кодексе особенно подчеркнут запрет на сексуальную эксплуатацию детей и несовершеннолетних.

В этом документе отмечено, что первоочередными задачами развития туризма является то, что он должен способствовать экономическому, социальному и культурному процветанию местного населения.

Но в то же время развитие туристской индустрии не должно негативно сказываться на состоянии окружающей среды и не приводить к стандартизации и нивелировке культур.

Еще в Манильской декларации (1980) было обращено особое внимание не только на политическую и социальную, но культурную и познавательную роль туризма, включавшего все передвижения людей, независимо от мотивировок. На конференции в Акапулько годом позже уже указывались две разновидности культуры: культурная антропология, т. е. все то, что создано человеком дополнительно к природе, и «культура культур», т.е. моральные, духовные, интеллектуальные и художественные аспекты жизни человека.

И если ВТО выступает за унификацию туристской деятельности, то это ни в коей мере не может рассматриваться как «стандартизация культур». Принимая рекомендации по вопросу о культурном туризме, ВТО особое внимание всегда обращала и обращает на конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия.

В России законодательной основой туризма является Гражданский кодекс Российской Федерации. Им регламентируется система туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма, а также обеспечиваются и защищаются экономические и личные права граждан.

В 1996 г. был принят Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Этим законом определяются принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Феде-


рации, и регулируются отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иные права при совершении путешествий. Кроме того, этим Законом определяется порядок рационального использования туристских ресурсов России.

В Законе перечисляются и раскрываются основные понятия, связанные с туристской деятельностью. Указываются основные принципы и цели российского туризма, к которым относятся:

«обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

охрана окружающей природной среды;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия».

При этом приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются «поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма».

В Законе приводятся права и обязанности туриста. В ст. 6, где перечисляются права туриста, подчеркивается, что «турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состояния окружающей природной среды». Со своей стороны турист обязан «соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования». В Законе выделены особенности формирования, передвижения и реализации туристского продукта, обращено внимание на объединения туроператоров и турагентов.

В Законе указывается, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. В этом документе названы основы международного сотрудничества в сфере туризма, которые не только не противоречат, но основываются и дополняют фундаментальные Договоры, принятые крупнейшими международными форумами.

Государственной Думой рассматривался ряд других важных законопроектов регулирования туристской деятельности — о социальном туризме, о таймшере и др. Ряд федеральных законов содержит нормы, регулирующие особенные вопросы туристской


деятельности, например налогообложение или права потребителя. Нормативно-правовая база значительно расширена различными Положениями и Правилами — о сертификации туристских услуг, о лицензировании туристской деятельности; актами, регулирующими бухгалтерский учет, страхование туризма и др.

Для целей международного туризма приняты как федеральные законы, так и нормативные акты, определяющие туристские формальности при пересечении границы, фискальные и санитарные нормы и правила.

Москва является не только столицей Российской Федерации, она по праву занимает первое место среди туристских центров нашего государства. В октябре 1993 г. вышло Постановление Правительства Москвы «О мерах по развитию туризма в г. Москве». Концептуальная программа развития туризма названа «приоритетной для социально-экономического развития г. Москвы», что в очередной раз подтверждает значимость индустрии туризма для экономики.

В Концепции развития международного туризма в Москве до 2005 г., принятой в качестве Приложения № 1 к вышеназванному Постановлению Правительства Москвы, обращается внимание на высокие стабильные темпы по числу прибытий туристов, составляющие в среднем 5,1 % годовых, что давало и 14% роста по валютным поступлениям.

Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов постоянно возрастает. В 1991 г., по оценочным данным, суммарный доход страны от международного туризма составил около 7 % общего объема мирового экспорта и 30 % мирового экспорта услуг. По прогнозам экспертов ВТО, ожидалось, что туризм к 2000 г. станет ведущей экспортной отраслью в мире. К 2005 г. при сохранении сложившихся за истекший двадцатилетний период средних темпов роста число международных туристов достигнет 900 млн человек. Основными факторами, влияющими на развитие спроса на поездки, будут: научно-технический прогресс, повышение качества жизни и увеличение продолжительности свободного времени.

В СССР въездной туризм в период с 1970 по 1991 гг. по числу прибытий развивался более высокими темпами, чем в целом по миру. Его среднегодовые темпы роста составили 5,8%. За 20 лет число иностранных туристов в СССР возросло более чем в три раза. Но при этом темпы валютных поступлений были ниже общемировых — 13,6% в год.

Анализ иностранного туризма за указанный выше период показывает, что за 1985 — 1989 гг. общий объем туризма возрос на столько же, на сколько за весь период с 1970 по 1985 гг. При этом пик пришелся на 1989 г., когда количество прибывших иностранных туристов составило 7,8 млн человек. Но затем наступает спад в связи с нестабильностью, как экономической, так и полити-


ческой, а также и с социальной напряженностью. Иностранных туристов, посетивших СССР в 1991 г., можно разделить, исходя из целей поездки, на ряд категорий.

Цель поездки Число туристов, млн чел. (% от общего числа)

По линии турфирм..........................................................2,2 (32)

Служебные цели (деловые поездки)..............................1,9 (27)

Транзит.............................................................................. 1,5(22)

При этом доля деловых туристов имеет тенденцию к росту, а организованных (по линии турфирм) — к сокращению.

Москва, являясь главным транспортным узлом России, одновременно представляет собой главный деловой, финансовый, культурный и транзитный центр Российской Федерации. Она принимает порядка 80 % всех туристов России. Приняв в 1991 г. 4,8 млн иностранных туристов, город получил доход порядка 1,1 млрд долл. США.

Но, как отмечалось в Концепции, был целый ряд факторов, сдерживавших развитие туризма в Москве:

неразвитость инфраструктуры туризма (нехватка ресторанов, кафе, варьете, казино и т.д., плохие дороги и др.);

недостаточное количество гостиничных мест и несоответствие их структуре спроса;

отсутствие в последние годы комплексной рекламно-информационной программы по созданию имиджа Москвы в мире как туристского центра, которая, как правило, финансируется городом или страной;

не сложившаяся система управления туризмом в целом по стране и в городе;

отсутствие законодательства по туризму;

отсутствие комплексной программы развития туризма в городе.

Что касается выездного туризма, то после отмены в 1988 г. государственного бюджетного финансирования туризма в СССР произошло резкое, почти двукратное, увеличение выездов за границу. Затем темпы стали более стабильными и умеренными, не превышая 20 % в год. По данным Госкомстата, выездной туризм характеризовался:

Число туристов, млн чел. Год

1,8............................................................................................1970

4,2............................................................................................1983

10,8..........................................................................................1991

Расходы советских граждан при этом достигли в 1991 г. 2,1 млрд долл. США. Но на развитии выездного туризма отрицательно сказывались следующие факторы:

«отсутствие необходимых валютных и правовых условий;

отсутствие правового регулирования между клиентом и турфирмой;


несовершенство лицензирования деятельности в области туризма;

не сложившаяся система управления туризмом».

Таким образом, к особенностям и проблемам развития современного туризма в Россию и Москву надо отнести следующие:

начало перехода на новые рыночные отношения, которые до конца еще не сложились, в то время как старое плановое управление ликвидировано, а его юридические и организационные структуры перестали действовать. В этих условиях, безусловно, возрастает необходимость государственного контроля за развитием туристской деятельности, координации туристской деятельности, создания благоприятных условий для ее дальнейшего развития;

отсутствие системы общей информации и статистики по вопросам туризма;

неблагоприятная ситуация для новых инвестиций в гостиничное строительство (из-за неопределенных отношений собственности, отсутствия гарантии государства при иностранных инвестициях и др.);

ухудшение общественной безопасности, что может испортить туристскую репутацию страны, чье восстановление потребует немало усилий и времени.

Но при всех неблагоприятных условиях, которые существовали в России в начале 90-х гг., прослеживались следующие тенденции развития въездного туризма в Россию и Москву.

Во-первых, это большой потенциальный спрос на поездки в РФ, а следовательно, и в Москву как столицу. А так как туризм имеет решающее значение в формировании представления о стране, то в тех условиях необходимо было более чем когда бы то ни было поддерживать интерес к стране и стремиться к созданию благоприятного имиджа России и Москвы.

Во-вторых, было очевидно, что опережающими темпами растет индивидуальный, деловой, конгрессный и специализированный туризм, поэтому необходимо было уделить этим категориям туристов максимум внимания.

В-третьих, надо было учитывать изменения возрастной составляющей туристов. В условиях политической и экономической нестабильности фактор безопасности во время путешествия является определяющим для туристов пожилого возраста. Поэтому на некоторый срок в основном среди туристов будут преобладать лица среднего возраста и молодежь.

В-четвертых, свое дальнейшее развитие получит процесс поляризации спроса. С одной стороны, будет расти спрос на дорогостоящие туры, а с другой, все большей популярностью будут пользоваться дешевые туры.

В-пятых, ужесточение конкуренции на всех уровнях туристского бизнеса должно будет идти по пути кардинального улучше-


ния качества предоставляемых услуг и использования гибкого ценового механизма.

Российская Федерация является частью единого мирового туристического пространства. Поэтому процессы, происходящие на мировом туристском рынка, нашли и в нашем государстве адекватное воплощение. В России, как и повсюду, было уделено большое внимание юбилейным торжествам, посвященным 2000-летию Рождества Иисуса Христа. В значительной степени активизировался паломнический туризм. Правительство Москвы даже сочло возможным выдавать ссуды паломникам для возможности посетить Святую Землю, с их дальнейшим погашением в течение трех лет. Были достигнуты договоренности с ведущими транспортными компаниями о предоставлении существенных скидок паломникам во время их поездок к святым местам. Была достигнута договоренность о координации паломнического туризма как со стороны церкви, так и со стороны государственных организаций и служб.

В России возникла концепция развития религиозного туризма в регионе Ярославля, в частности в городе Угличе.

Несмотря на экономическую дестабильность в Российской Федерации свое дальнейшее развитие находит и курортный туризм. В 1995 г. был принят Закон РФ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». Созданная в нашей стране Национальная курортная ассоциация (НКА) объединяет сейчас свыше 1500 курортных организаций. Среди них: здравницы Медицинского центра УД Президента РФ, «Профку-рорт», «Агрокурорт», «Роскурорт», «Москурорт», «Ассоциация курортов Северо-Запада», «Сочинское курортное объединение», «Татарстанкурорт» и др.

Каковы же прогнозы развития туризма в Москве до 2005 г.?

В 1991 г. средний доход от одного иностранного гражданина при 7-дневном туре составил 430 долл. США. Поэтому прогнозировалось, что к 2005 г. доходы от иностранного туризма в целом по Российской Федерации составят 4250 млн долл. США, а по Москве — 2385 млн долл. США в ценах 1991 г. [54].

Что касается поездок граждан России за рубеж, то к 2005 г. их количество должно возрасти до 15,9 млн, что составит 10% от прогнозируемой Госкомстатом СССР численности населения РФ (в США в 1991 г. число выехавших за границу граждан составило 16% всего населения, а по СНГ аналогичный показатель составлял всего 3,8 %). А вот число зарубежных поездок москвичей должно будет составить к 2005 г. 2,5 млн, или около 25% населения столицы (число зарубежных выездов жителей европейских столиц: Парижа, Лондона, Брюсселя, Копенгагена и другие составляет от 40 до 60% жителей) [54].

Но чтобы добиться подобных показателей, была разработана специальная стратегия развития туризма в Москве, согласно ко-


торой прогнозируемый поток туристов нуждался в обеспечении достаточными материально-техническими и трудовыми ресурсами: гостиничной базой, предприятиями общественного питания, транспортными средствами, предприятиями досуга и развлечений, спортивными сооружениями, предприятиями торговли, выставочными площадями и сооружениями для проведения конференций, съездов, симпозиумов, продуктами питания высокого качества. Кроме того, необходима высокоразвитая городская инфраструктура, коммунальные услуги, аэропорты, дороги, парки, музеи, здания, театры и т.д.

Немаловажное значение для приема иностранных туристов имеет и подготовка кадров на уровне, соответствующем городским стандартам, организация рекламы и пропаганды города как туристского центра, обеспечение надежной безопасности туристов и правового регулирования в области туризма, а также развитие средних и мелких туристских и гостиничных предприятий.

По предварительным прогнозам, наибольшее развитие должны получить до 2005 г. следующие виды туризма:

деловой, включая конгрессный и интенсив-туризм;

культурно-познавательный;

по интересам (посещение театров, музеев, фестивалей искусств, спортивных мероприятий);

религиозный.

При этом одним из наиболее перспективных и высокоприбыльных сегментов рынка был назван конгрессный туризм. Около 20% деловых людей в мире путешествуют с целью участия в различных конгрессах и конференциях. В Москве для этих целей необходимо построить хотя бы один конгресс-центр. Например, в Сингапуре и Барселоне действует около десятка конгресс-центров, в Лондоне их расположено пять и т. п.

Исходя из концепции развития предполагалась реорганизация управления туризмом, создание системы государственных органов различных уровней. Международный опыт показал необходимость создания так называемого фонда туризма как в рамках города, так и в масштабах страны. Фонд должен формироваться за счет налогов, взимаемых с предприятий, занятых в сфере туризма, а также налога за проживание и использования в целях развития индустрии туризма. Именно за счет фонда должна финансироваться пропаганда города и создание его имиджа, защита и охрана окружающей среды и культурно-исторических памятников; разработка планов, проектов и программ, организация различных конкурсов; повышение квалификации.

Итак, концепция развития туризма предусматривала развитие, реорганизацию и совершенствование основных направлений в этой области. Как же идет реализация ее стратегических направлений?

Статистика выездов в 1990-е гг. приведена в табл. 4.5.


Таблица 4.5

 

Число выехавших, тыс. чел. Год
           
Всего в том числе туристов 10820 3466 9181 1638 10205 2555 21331 2606 12260 3508 11181 4143 [64]

Исходя из этих данных, очевидно, что прогноз на состояние на 1997 г. в определенной степени оправдывает себя. Если считать, что население России в конце 1990-х гг. составляло около 140 млн чел., то в 1997 г. за рубеж выехало 7,9% россиян, что, конечно, почти в 20 раз выше, чем это было в СССР, но в то же время заметим, что это данные до 1998 г., когда из-за кризиса произошел обвал в туристской индустрии. При этом надо отметить, что многие россияне никогда не были за границей, в то время как значительный процент из российских туристов составляют «новые русские», многократно бывающие за границей. В настоящее время из-за сильной поляризации общества невозможно сказать, что «среднестатистический житель России» (так как такового не существует) мог бы выезжать за рубеж 1 раз в 10 лет.

Эти данные косвенно характеризуют состояние нашей экономики, находящейся в глубочайшем кризисе, что, в свою очередь, ведет к обнищанию основной массы населения, чей прожиточный уровень ниже черты бедности. Перед подавляющим большинством россиян вопросы зарубежного туризма просто не встают.

Неадекватно доходам граждан выросли транспортные тарифы. А если учесть российские расстояния, то становится очевидным, что все большее развитие будет приобретать региональный туризм, так как перемещение на дальние расстояния становится все более недоступной роскошью.

Некоторые виды товаров и услуг по стоимости сравнялись со среднемировыми, в то время как доход большинства россиян меньше, скажем, среднеевропейского в 20 — 80 раз.

К менее важной причине расхождения реальных показателей по туризму с прогнозируемыми можно отнести некоторые ограничения в выезде за рубеж, связанные по профилю работы некоторых граждан с ознакомлением с государственной тайной.

Приоритетные направления выезда граждан России в зарубежные туры очень сильно разнятся в зависимости от стран посещения, что можно проследить исходя из данных, представленных в табл. 4.6.

Из приведенных данных видно, что часть россиян едет навестить своих родственников и знакомых, некогда проживавших в бывшем СССР. Это касается прибалтийских республик. Многие бывшие советские немцы едут к своим родственникам и знако-


Таблица 4.6

 

 

Страна посещения Общее число поездок, тыс.
Год Цель*
    деловая туристическая частная
Литва Финляндия Турция Эстония Китай Польша Германия ОАЭ Испания Болгария 1080 741 1048 75 543 635 482 322 188 165 1022 983 973 927 834 585 504 265 250 224 176 170 31 72 76 585 176 7 24 34 53 457 737 43 646 27 129 189 202 156 732 235 60 775 9 402 136 14 6 17 [64]

Данные 1997 г.

мым в Германию, часть из них впоследствии также эмигрирует. Польша, Китай и Турция — страны «челночного бизнеса». И в настоящее время существуют уже не закамуфлированные «шоп-туры» в эти страны. Что же касается Болгарии и Испании, то, в основном, эти страны туристами из России рассматриваются как релаксационно-познавательные объекты.

Как же развивался иностранный туризм в России в последние годы XX в.? Динамика туристских прибытий иностранных граждан в Россию отражается в табл. 4.7.

Таблица 4.7

 

Число выехавших, тыс. чел Год
         
Всего в том числе туристов 5689 1580 4642 920 10290 1 837 16208 1889 17462 2515 [3]

Можно констатировать, что по этим показателям Россия значительно отстает от США, Франции, Испании, где они выше в 20 — 30 раз. Почему же нашу страну посещает так мало туристов, ведь по опросам ВТО желающих посетить Москву и Санкт-Петербург насчитывается около 30 млн человек? Ответ кроется в недостаточной развитости индустрии туризма. Не хватает гостиниц с европейским уровнем сервиса, нет отлаженной системы перевозок. Также высока и сезонность туризма.

Рынок гостиничных услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, стал складываться в России только с 1993 г. Своих гостиничных цепей (кроме «Интуриста») в России до этого не существовало. Доходы, в основном, поступали от гостиниц сети


«Интурист», а гостиницы для российских (советских) граждан были планово-убыточными.

С 1992 г. наблюдается сокращение числа гостиниц, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов РФ, хотя во всем мире отрасль гостиничного и ресторанного бизнеса считается «курицей, несущей золотые яйца». Коэффициент загрузки гостиниц России находится на уровне 39%. По этому показателю только Москва сопоставима с другими регионами мира: Москва — 64%; Европа — 61 %, Северная Америка — 65%, Азия и Австралия — 70% [3].

Объективно в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство гостиниц, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4*— 5* находятся в совладении с иностранными компаниями или полностью ими управляются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.