Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат




Функциональная структура психики человека в психологических понятиях

Функциональная структура психики человека в общенаучных категориях

Функциональная структура психики.

Основными функциями психикиявляется отражение и регулирование. Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения.

Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики в норме, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни. Эти же функции обеспечивают и непрерывное взаимодействие, взаимосвязь, интеграцию человека с окружающей средой.

(по В. А. Ганзену)

 

(по В. А. Ганзену) [1]

(по В. А. Ганзену) [2]

Форма представления функциональной структуры психики в радиально-круговой системе координат обладает большой целостностью, она нагляднее представляет соотношения между компонентами психики.

Приведенные схемы структуры психики касаются, прежде всего ее сознательного уровня. Следует также помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования. В понятие бессознательного разные авторы вносят различный смысл (например, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Д. Н. Узнадзе и т.д.) В соответствии с этим по-разному выглядит структура бессознательного. Фрейдовское "Ид" – это совокупность биологических (прежде всего сексуальных) инстинктов, желаний, влечений. У Юнга – более сложная структура бессознательного. Она включает в себя такие элементы: индивидуальное бессознательное (тень - аналог фрейдовского "Ид", Анимиа и Анимус,

Самость, коллективное бессознательное). С точки зрения Д. Н. Узнадзе, понятие бессознательного следует свести или даже заменить понятием психической установки.

Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии.

Психология – интенсивно развивающаяся наука, состоящая из множества отраслей. Это объясняется многогранностью и сложностью изучаемого ею объекта. Психологию можно классифицировать по целям: фундаментальная, прикладная, практическая. Отрасли отличаются друг от друга кругом решаемых проблем и задач. Все отрасли делятся на: общие и специальные

Большой теоретический и практический интерес представляет описание психологии как системы. Они необходимы при составлении учебных планов факультетов психологии, для преподавания этой науки и для библиотечно-библиографической индексации психологической литературы. Семантика разделов психологии нужна и при организации психологических съездов и конгрессов. Решение задачи систематизации зависит от цели и не является единственным. Системы психологии долгосрочного использования должны допускать естественное развитие и быть согласованными с возможностями пользователя и усилиями использования. В отечественной и зарубежной литературе описан ряд систем психологии.

К.К.Платонов предложил следующий проект:

А. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Общая психология, история психологии, философия психологии, методология психологии.

Б. ОТРАСЛЕВЫЕ ПСИХОЛОГИИ

Психология развития: зоопсихология, психологическая генетика, детская психология, психология старости, психология аномального развития (олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология).

Педагогическая психология: психология обучения, психология воспитания (психология профтехобразования, дефектопсихология, трудотерапия, исправительно-трудовая психология).

Медицинская психология: патопсихология, нейропсихология, психофармакология, клиническая психология (экстремальная психология, олигофренопсихология, тифлопсихология, сурдопсихология, трудотерапия), психогигиена.

Психология труда: психологическая трудовая экспертиза (психология профтехобразования), психология НОТ, инженерная психология.

Психология спорта, авиационная психология, космическая психология, военная психология.

Юридическая психология: правовая психология, криминальная психология, оперативная психология, судебная психология, исправительно-трудовая психология (психология труда юридических работников).

Общественная (социальная) психология: палеопсихология, историческая психология, психология религии, психология искусства, экономическая психология".

В другой монографии К. К. Платонова предлагается более детальное описание систем психологии. Автор использует для этой цели образ объемного дерева, корням, стволу, веткам и веточкам которого соответствуют отрасли и разделы психологии. Приведен также ряд подходов к решению проблемы систематизации психологии, большинство из которых имеет характер списков разделов науки и некоторых вариантов иерархий. К. К. Платонов выделяет две основные группы условий дифференциации психологических наук

для создания двух систем: внутренние и внешние. Первые обусловленные различением проявлений психики и ее сущностью, вторые - связями психологии с другими науками.

 

Б. Г. Ананьев в схемах основных проблем и наук о человек приводит перечни разделов психологии, изучающие:

 

а) человека как индивида и его онтогенез - общая психология, дифференциальная, возрастная, психофизиология, онтопсихофизиология;

 

б) личность и ее жизненный путь - общая психология, дифференциальная, сравнительная, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации;

 

в) человека как субъекта деятельности - психология познания, творчества, труда, общая психология и генетическая.

 

 

Чехословацкие ученые Т. Пардел и И. Кошчо предлагают классификацию психологических наук, в основе которой лежит подразделение психологии на три большие подсистемы.

1. Метапсихологическая подсистема - самая охватывает дисциплины, формирующие психологию как науку, - Сюда входят философские основы психологической науки, методологические принципы и т. д.

2. Собственно психологические дисциплины, носят фундаментальный характер и образуют в своей совокупности ядро психологической науки: экспериментальную психологию, психофизику, генетическую психологию и т. д.

3. Прикладные психологические дисциплины возникают в результате применения психологии к конкретным отраслям человеческой деятельности или к рамкам тех или иных учреждений: педагогическая, инженерная, клиническая психология и т. д.

Каждая из этих подсистем имеет свое дальнейшее деление, и в результате психологическая наука предстает в законченном виде как сложная многоуровневая иерархическая система.

Самые полные перечни и попытки систематизации разделов психологии имеются

в библиотечных классификаторах с иерархической структурой: УДК - универсальной десятичной классификации, ББК - библиотечно-библиографической классификации, КБК – классификации библиотеки Конгресса (США). В нашей стране наибольшее распространение получила ББК. Консультантом по разделу "Психология" был А. Н.

Леонтьев.

Б. Ф. Ломов отмечает, что, "пытаясь классифицировать множество областей и направлений психологии, мы сталкиваемся с большими трудностями. Прежде всего, оказывается невозможным выделение единственного основания классификации. Некоторые области психологии дифференцируются по видам изучаемой человеческой

деятельности, другие - по решаемым практическим задачам, третьи – по методам исследования и т. д




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.