Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные свойства нервной системы- генетически заданные особенности функционирования нервной системы




Основные принципы работы НС.

  1. нервный центр – совокупность образований различных уровней Н.С., совместная деятельность которых обеспечивает осуществление той или иной функции целосного организма(функциональное понятие).
  2. Принцип доминанты – господствующий очаг возбуждения. Суммирует и накапливает импульсы, текущие в один центр и одновременно подавляет активность других центров. Это определяет целенаправленость поведения и егоактивность.
  3. Концепция функциональной системы (П. К.Анохин) - саморегулирующаяся организация, все составные элементы которой взаимодействуют для получения полезного результата.
  4. Неспецифическсая активирующая система мозга – оказывает влияние на работоспособность,чувствительность, возбудимость отделов Н.С.

И.П.Павлов предполагал существование 3-х свойств.

1.Сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. Лица с сильной Н.С. выносливее и стрессоустойчивее. Слабость нервной системы – это свойство, по смыслу противоположное силе;

 

2.Подвижность НС – способность быстро переходить от одного процесса к другому. Лица с подвижной Н.С. имеют более гибкое поведение и лучше приспосабливаются к новым условиям

3.Уравновешенность – одинаковая выраженность нервных процессов возбуждения и торможения.

Б.М.Теплов и В.Д.Небылицын

Динамичность – способность мозговых структур быстро генерировать возбудительные и тормозные процессы в ходе формирования условных реакций. Это свойство лежит в основе обучаемости.

Лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Более лабильные люди быстрее совершают моторные акты в единицу времени.

Активированность – характеризует индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения. Является основой мнемических способностей.

Имеет место парциальность свойств Н.С.- в зависимости от отнесенности к определенному анализатору наблюдаются разные свойства Н.С.

В настоящее время:

  1. Общие свойства Н.С. представляют собой наиболее фундаментальные функциональные характеристики всего мозга. Определяют темперамент и общий интеллект.
  2. Комплексно-структурные - особенности интеграции нервных процессов в отдельных структурах Г.М. (полушариях, лобных отделах, анализаторах, подкорковых структурах) определяют специальные способности и отдельные черты личности.
  3. Элементарные. Проявляются в особенностях интеграции нервных процессов в отдельных элементах Н.С. (нейронах) и определяют свойства более высокого порядка.

И. П. Павлов полагал, что свойства нервных процессов определяют тип высшей нервной деятельности, который в свою очередь тесно связан с тем или иным типом темперамента человека (см. таблицу)

 

Таблица: Соотношение типов нервной системы и темперамента

 

 

 

 

Типы нервной системы Сильные Слабые
Безудержный Живой Инертный
Особенности нервных процессов Сила Сильный Сильный Сильный Слабый
Уравновешенность Неуравновешенный Уравновешенный Уравновешенный Неуравновешенный
Подвижность Подвижный Подвижный Инертный Подвижный или инертный
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

В исследованиях В. С. Мерлина и его сотрудников были установлены многочисленные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента. Практически не оказалось ни одного свойства темперамента, которое бы не было бы связано с каким-либо свойством нервной системы. При этом одно и то же свойство темперамента может быть связано как с отдельным свойством нервной системы, так и с несколькими. Таким образом, каждое свойство темперамента находится в зависимости от нескольких свойств нервной системы.

Сочетание свойств нервной системы обусловливают не только тот или иной тип темперамента. Установлены зависимости между отдельными свойствами нервной системы и свойствами личности.

Так, сила возбудительного процесса лежит в основе работоспособности, выносливости, храбрости, смелости, мужества, способности преодолевать трудности, самостоятельности, активности, настойчивости, энергичности, инициативности, решительности, горячности, склонности к риску.

Сила тормозного процесса лежит в основе осторожности, самообладания, терпения, скрытности, сдержанности, хладнокровия.

Неуравновешенность за счет преобладания возбуждения над торможением обусловливает возбудимость, склонность к риску, горячность, нетерпимость, преобладание настойчивости над уступчивостью. Такому человеку присущи действия, чем ожидание и терпение.

Неуравновешенность за счет преобладания торможения над возбуждением обусловливает осторожность, сдержанность и выдержку в поведении, исключается азарт и риск. На первом месте спокойствие и осторожность.

Уравновешенность (баланс) торможения и возбуждения предполагает умеренность, соразмерность деятельности, степенность.

Подвижность возбудительного процесса связана со способностью быстро прервать начатое дело, остановиться на полпути, быстро успокоиться. При этом трудно вырабатывается упорство в деятельности.

Подвижность тормозного процесса связана с быстротой речевых реакций, живостью мимики, общительностью, инициативностью, отзывчивостью, ловкостью, выносливостью. Такому человеку трудно быть скрытным, привязанным и постоянным.

Ассиметрия полушарий. Впервые взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга были экспериментально изучены в 60-е годы ХХ века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия) У правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, пространственные отношения, формы и структуры, за опознание целого по части. Одну и ту же задачу оба полушарий решают по -разному, а при выходе из строя одного из них нарушается функция, за которую оно отвечает. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Роджер Сперри обнаружил, что у больных с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые функции - в зачаточной форме, со временем они совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может «научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло». Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом не от говорения, а от писания: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. Физиологи, установившие прямую связь между степенью асимметрии и умственными способностями, неодобрительно относятся к существовавшей издавна практике переучивания левшей: стопроцентных правшей из них все равно не выходит, а специализация полушарий может ослабнуть. Трудовые навыки, речь, мышление, память, внимание, воображение – все это стало развиваться так бурно и так продуктивно у человека благодаря пластичности его мозга и врожденной предрасположенности полушарий к разделению функций. Многие годы было принято думать, что биологическая эволюция завершена. Теперь, в свете новых данных о функциональной асимметрии полушарий, физиологи склоняются к тому, что она если и не "только начинается", то уж во всяком случае продолжается, и конца ей пока не видно. Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозгу «двух собеседников» и создает физиологическую основу для творчества. Если на интеллектуальном уровне выключение правого полушария особенно не отражается, то эмоциональное состояние резко меняется. Человека охватывает эйфория: он возбужден и словоохотлив, его реакции маниакальны. Но главное – словоохотливость. Весь пассивный словарь человека становится активным, на каждый вопрос дается подробнейший ответ, изложенный в высшей степени литературно, сложными грамматическими конструкциями. Вместе с ним лишается он и творческой жилки. Художник, скульптор, композитор, ученый – все они перестают творить. Полная противоположность – отключение левого полушария. Творческие способности, не связанные с вербализацией (словесным описанием) форм, остаются. Композитор продолжает сочинять музыку, скульптор лепит, физик размышляет о своей физике. Но от хорошего настроения не остается и следа, мир представляется только в черном цвете. Итак, подавление правого полушария сопровождается эйфорией, а подавление левого- глубокой депрессией. Сущность левого, таким образом, – безоглядный оптимизм, сущность правого – "дух отрицания, дух сомнения". Левое полушарие обладает огромным запасом энергии и жизнелюбия. Это счастливый дар, но сам по себе он непродуктивен. Тревожные опасения правого, очевидно, действуют отрезвляюще, возвращая мозгу не только творческие способности, но и саму возможность нормально работать, а не витать в эмпиреях. Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение, что теряется при этом (вспомним тютчевское: "Мысль изреченная есть ложь") и что приобретается, как происходит взаимодействие полушарий при обработке "правды природы" в "правду искусства" (Бальзак).

 

Психофизиологическая проблема – философский и психологический вопрос об отношении психики (психических явлений) к телу (физиологическим явлениям)

.

1)Дуализм - психика и тело существую разобщенно и раздельно (также должны изучаться). В рамках дуализма разрабатывались две противоположные точки зрения:а)интеракционизм – психика и тело непосредственно влияют друг на друга,б)психофизический параллелизм – психические и физиологические процессы протекают параллельно друг другу, но при этом не взаимодействую и не могут взаимодействовать.

2) Монизм. а) материалистический монизм – существует только тело.

Как его вариант - эпифеноменализм – психические процессы являются несущественными побочными продуктами ВНД и никакого влияния не оказывают на мозг и поведение.. Правда формально не отрицается, что психические процессы могут выполнять роль «субъективной замочной скважины», то есть использоваться как источник информации для исследования того, что происходит в мозге.

Б) Идеалистический монизм – реальна психика, а телесная активность только феномен психики.

3) Существует теория двойного языка - физические и психические процессы (наука о них) это два разных языка представления одного и того же феномена.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.